Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на ос- нове полученных результатов исследования, — по эколо- гии, биологии, географии, агрохимии, исторического,
литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, оби- ходной школьной лексики, аргументированное объясне- ние какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и др.).
Такой проект требует хорошо продуманной структу- ры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Здесь особенно важна хорошая организация координаци- онной работы в плане поэтапных обсуждений, корректи- ровки совместных и индивидуальных усилий, в органи- зации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систе- матической внешней оценки проекта.
По второму признаку — характеру координации — про-
екты могут быть двух типов.
С
явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво на- правляя работу его участников, организуя, в случае не- обходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно дого- вориться о встрече в каком-то официальном учрежде- нии, провести анкетирование, интервью специалистов,
собрать репрезентативные данные и пр.).
Со скрытой координацией (главным теле-
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей фун- кции. Он выступает как полноправный участник проекта
(один
Примером таких проектов могут служить изве-
3 Заказ 646 65
телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский уни- верситет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профес- сиональный детский писатель выступал как участник про- екта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и лите- ратурно излагать свои мысли по различным поводам. В
конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британс- кий бизнесмен, который также под видом одного из де- ловых партнеров пытался подсказать наиболее эффектив- ные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых ис- торических фактов в проект был введен профессиональ- ный археолог, который, выступая в роли престарелого,
немощного специалиста, направлял «экспедиции» участ- проекта в разные регионы планеты и просил их со- общать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени
«провокационные вопросы», которые заставляли участни- ков проекта еще глубже вникать в проблему. О телекомму- никационных проектах мы поговорим позже, во второй части, здесь же нам важно разобраться в самом методе и в возможных типах проектов.
Что касается характера
то проекты разде-
ляются на внутренние и международные.
или региональными (т.е. в пределах од- ной называются такие проекты, которые орга- низуются либо внутри одной школы — междисципли- нарные, либо между школами, классами внутри регио- на, одной страны (это также к телекоммуни- кационным проектам).
проектами называются такие про- екты, участниками которых являются представители раз- ных стран.
Эти проекты представляют исключительный интерес,
о чем подробнее будет рассказано во второй части кни- ги, поскольку для их реализации требуются средства ин- формационных технологий.
По количеству участников проектов можно выделить
три типа проектов.
66


Личностные (между двумя партнерами, находящими- ся в разных школах, регионах, странах).
Парные (между парами участников).
(между группами участников).
В последнем типе очень важно правильно с методи- ческой точки зрения организовать эту групповую дея- тельность участников проекта (как в группе своих учени- ков, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран). Роль педагога в этом случае осо- бенно велика.
И наконец, по признаку продолжительности проведения
проекты различаются по следующим типам.
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).
Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлече- нием знаний из другого предмета. Что касается проек- тов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные,
внутренние или международные) являются и содержат достаточно крупную про- блему или несколько взаимосвязанных проблем, и тог- да они представляют собой программу проектов. Но об этом далее. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя их отслеживать можно и на уроках.
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеют- ся признаки исследовательских проектов и творческих,
например, одновременно и
исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность,
количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характер- ные особенности каждого из них.
Отдельно следует сказать о необходимости органи- зации внешней оценки всех проектов, поскольку толь- з* 67
ко таким образом можно их эффектив- ность, сбои, необходимость своевременной коррекции.
Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержа- ния), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом за- висит от правильно организованной работы на отдель- ных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в со- трудничестве, оценка не обязательно должна выра- жаться в виде отметок. Это могут быть самые разнооб- разные формы поощрения вплоть до самого обычного:
«Все правильно. Продолжайте». Или: «Надо бы остано- виться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В про- ектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от
12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы во- время прийти на помощь, если такая помощь потребу- ется (но не в виде готового решения, а в виде совета).
Другими словами, внешняя оценка проекта (как про- межуточная, так и итоговая) необходима, но она при- нимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные внешние независи- мые эксперты (это могут быть учителя, ученики из па- раллельных классов, не участвующие в проекте) про- водят постоянный мониторинг совместной деятельно- сти, но ненавязчиво, а в случае необходимости так- тично приходят на помощь ребятам.
Почему педагоги мира обращаются к технологиям сотруд- ничества и проектов?
2. По каким основным признакам можно типологизировать проекты?
3. Какие типы проектов можно выделить по доминирующему в нем методу? В чем их специфика?
4. Какие типы проектов можно выделить по характеру коор- динации? Приведите примеры.
5. Назовите типы и примеры проектов по характеру контактов.
68


6. Какие типы проектов можно выделить по количеству участ- ников?
7. Какие типы проектов можно выделить по времени прове- дения проекта?
8. Как осуществляется внешняя оценка проекта?
Творческое задание
Настало время попробовать свои силы. Предложите темы для различных типов проектов (по первому при- знаку). Придайте им определенный характер и по дру- гим признакам (по характеру контактов, продолжи- тельности проведения, количеству участников). Обяза- тельно укажите проблему, сформулируйте цели и зада- чи проекта, учебный материал по предметам, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также продумайте, каким образом могут быть оформлены результаты проекта и какую практи- ческую/теоретическую значимость этот проект может иметь и в какой области. Отдельно следует указать, ка- кие цели интеллектуального, нравственного, культур- ного развития учащихся вы при этом ставите.
Обсудите свои предложения в группе, постарайтесь выбрать лучшие, представьте их на семинаре с соответ- ствующей аргументацией. Определите, предложения ка- кой группы, с точки зрения технологии проектов, ока- жутся наиболее интересными и грамотными.
Проект может рассчитан на учащихся или учителей.
Успеха вам!
З а н я т и е 8. Проект в системе уроков
На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с методом проектов: историей его развития, техноло- гией разработки. Очень важно правильно структури- ровать проект, предусмотреть все логически необхо- димые этапы, возможности сбора и обработки дан- ных, обобщения и выводы для последующей иссле- довательской деятельности. Теперь мы знаем, что структура проекта зависит напрямую от его типа, со- держания. Думаем, на основе предложенной вам ди- дактической типологии проектов вы сможете сориен- тироваться и на методическом уровне, если в этом будет необходимость. При подготовке проекта весь-
69
ма полезной оказывается технология сотрудничества,
которая позволяет всем участникам проекта полно- ценно осмыслить и усвоить учебный материал, до- полнительную а главное — научиться работать совместно и самостоятельно.
Нам остается привести конкретный пример разра- ботки проектов. Этим мы и займемся на данном за- нятии. Итак, вам предстоит:
познакомиться с некоторыми примерами над проектом на уроке;
определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы над проектом;
познакомиться с некоторыми возможными спосо- бами презентации ситуаций для осмысления пробле- мы исследования;
познакомиться с возможными способами самосто- ятельного обсуждения в группах методов исследова- ния, выдвижения гипотез, формулирования аргументи- рованных выводов, оформления результатов проекта.
По материалу данной лекции нет необходимости отвечать на вопросы по содержанию лекции. Значи- тельно важнее попытаться, взяв за основу все этапы совместной деятельности над проектом, разработать шаг за шагом собственную идею.
Попробуем теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии. Важно при этом понять, что метод проектов — это пример педагогических техноло- гий, средства же их проведения могут быть различными,
в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть компьютерные телекоммуни- кации, интерактивное телевидение (в настоящее время малодоступное для широкого пользователя), видео,
факс, радиосвязь и пр. Поэтому главное — четко опреде- литься с самим методом.
Выше было сказано, что обучение в сотрудничестве вполне органично интегрируется с методом проектов.
Собственно, это направление в обучении выросло из ме- тода проектов. Проекты могут органично вписываться в учебный процесс, а могут выполняться в основном во
70

внеурочное время. Вот и давайте посмотрим на примере нескольких проектов, как это происходит.
Возьмем в качестве примеров разработки проекта на уроках проект «Планирование городского парка». Этот пример взят из практики американской учительницы
Shank (штат Миннесота, США), а также проекты по географии и биологии. Авторы последних проектов —
учителя географии и биологии гимназии №
г. Мос- квы
Мазохина,
Моркотун.
ТЕМА
«ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАРКА»
Предмет:
естественные науки.
Класс:
классы средней школы.
результат: ученики разрабатывают план городского парка, создают его проект и представляют его классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным «заказчикам».
Учебная цель: предоставить практику в планировании достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запла- нированной суммы, используя при этом знания в обла- сти математики, экономики (бизнеса), биологии, бота- ники, географии, дизайна, физики, пр.
Материалы:
Учебное оборудование Количество
Задание Одно на группу
Материалы и прайс-лист Один на группу
Ватман 16x20 см, лист Один на группу
Комплект ролевых карт Один на группу
Время работы: три урока (по одному в неделю).
Тип четыре участника.
для учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего ученика, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика.
Роли:
бухгалтер производит все расчеты и составляет итого- вую смету проекта;
архитектор наносит совместно обсужденный чертеж проекта на ватман;
71

управляющий следит, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях, стимулируя к сотрудничеству;
менеджер зачитывает все инструкции, докладывает проект группы и его стоимость с соответствующим обо- снованием всему классу в конце каждого урока и обозна- чает план группы на следующий урок.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ (3 занятия)
Учебно-воспитательная задача:
Урок 1-й: Ваша задача — разработать проект городского парка в Золотой Долине, штат Миннесота (см. лист зада- ния в приложении). Решайте, что вы хотите иметь в этом парке, и опишите, как ваша задумка соотносится с кри- териями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформулированы в результате консенсуса,
что означает, что вы все согласны с таким решением. В
конце каждого урока вы должны положить материалы ва- шего проекта в специальную папку на моем столе.
Урок 2-й: Сегодня вам придется положить ваши идеи на ватман заданного размера. Включите пять деревьев,
ландшафт с камнями или скалами и один
Вы дол- жны решить, как расположить все эти части экстерьера в вашем проекте. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны дать оцен- ку, насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе.
Урок 3-й: Сегодня ваша задача: 1) закончить плани- ровку парка; 2) написать доклад, обосновывающий ваш проект; 3) составить и обосновать смету, чтобы продать ваш проект всему классу; 4)
ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие.
После этого класс проголосует (тайное голосование),
какой проект лучший.
Я хочу, чтобы вы представили один
проект от всей группы, с которым все согласны и каж- дый бы имел свою роль в его разработке.
Индивидуальная ответственность: Каждый из вас по- лучит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы. Чтобы успешно разработать проект парка, необходимо, чтобы каждый чувствовал свою от- ветственность.
72


Критерии
Ваша группа успешно выполнит за- дание, если вы разработаете проект такого парка, с ко- торым все
который полностью соответствует представляенной если ваш доклад будет четко
сформулирован и доложен; если ваши аргументы в обо- снование сметы будут
Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть вас всех ра- ботающими совместно, помогающими друг другу, вы- полняющими ответственно порученные каждому роли.
Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.
ПАРК ЗОЛОТОЙ ДОЛИНЫ
Задание
Принято решение заложить городской парк на зем- лях Золотой Долины. Вашей команде предложено освое- ние этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Ваша задача — спланировать их рабо- ту: рассчитать, какие материалы и какое оборудование потребуется. Общая стоимость затрат не должна превы- шать $ 5 000. Имейте в виду следующие критерии при проектировании парка.
Универсальность:
Насколько планируемый парк будет отвечать интере- сам пожилых, молодых людей и людей среднего возрас- та?
Можно ли будет использовать парк в ночное время же интенсивно, как и в дневное?
Можно ли будет пользоваться парком в любое время года?
Насколько широк круг активных мероприятий, доступ- ных горожанам?
Безопасность:
Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожи- лых посетителей?
Можно ли ожидать в таком парке каких-либо непри- ятных неожиданностей?
Эстетика:
Вы считаете ваш проект эстетичным?
Смогут ли люди разного возраста получать в вашем парке удовольствие?
73

Эффективность затрат:
Все ли деньги израсходованы?
Насколько эффективно используются в парке энергети- ческие ресурсы?
Инновации:
Насколько ваш проект необычен?
Использовались ли в вашем проекте материалы в ка- ком-то новом необычном аспекте?
Далее приводится таблица стоимости материалов и оборудования, фактический расход и подводится итог:
общая стоимость фактически израсходованных материа- лов и оборудования.
ТЕМА ПРОЕКТА:
«ПРОБЛЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ г. МОСКВЫ»
Предмет: география.
Класс: 9 класс гимназии.
Характер проекта: междисциплинарный.
Разделы демография, история,
экология, информатика, географический прогноз, эко- номическое моделирование.
Тип проекта: исследовательский.
компьютеры с широкой периферией,
с выходом в Internet; сканер для считывания графиче- ской информации; лазерный принтер; видеомагнито- фон, магнитофон, диапроектор, ксерокс.
Цель проекта: изучение возможности создания допол- нительного резервуара воды для снабжения г. Москвы.
Задачи проекта:
— научиться создавать и трансформировать карты района затопления;
— уметь анализировать демографическую ситуацию заданного района;
— уметь проводить социологические по теме проекта;
— научиться определять возможные пути развития территории;
— уметь проводить экономический анализ;
— освоить метод географического прогнозирования.
На обсуждение в качестве темы проекта учащимся была предложена проблема дефицита питьевой воды в
74