Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ей или равной) влияет на социальные службы (здравоох- ранение, жилищное строительство, образование, пита- ние и загрязнение окружающей среды, природные ис- точники, занятость населения)?
б) Как состав населения влияет на социально-эконо- мическое развитие общества?
в) Как миграция (например, быстрая урбанизация)
влияет на уровень жизни?
2. Как исследования, касающиеся демографических проблем, полового воспитания, улучшают качество/
уровень жизни человека?
3. Как программы планирования семьи влияют на ка- чество/уровень жизни?
4. Каким образом демографические программы — та- кие, как демографическое образование, планирование семьи, половое воспитание, — улучшают качество жиз- ни в семье, обществе, нации?
Таким образом, мы выявили четыре крупные пробле- мы, исследование которых может дать школьникам более или менее целостное представление о значимости демогра- фической проблемы для жизни и развития общества.
Теперь мы можем сформулировать общую проблему,
по всей видимости, долгосрочной программы, включаю- щей в себя серию проектов, которые могут быть в зави- симости от возраста учащихся и их академической и об- щекультурной подготовки более или менее крупными.
Возможно, она может звучать следующим образом:
как проблема демографического состояния населения влия-
ет на развитие социальных сфер общества?
Выявление частной проблемы
иерархии
для определенной исследовательской задачи с учетом воз-
растных особенностей и развития детей
Тема для детей лет: «Как программы планирова- ния семьи влияют на качество/уровень жизни человека?»
Цели. Учащиеся должны научиться понимать, что мотивы, которые стимулируют рождение детей, могут быть разные; осмыслить различия между маленькой и большой семьей; узнать, как на размер семьи влияют религия, национальные и местные традиции, культура,
местная и государственная политика; узнать, как состав семьи может влиять на качество/уровень жизни семьи,
на здоровье ее членов (детей и родителей).
95
б) Как состав населения влияет на социально-эконо- мическое развитие общества?
в) Как миграция (например, быстрая урбанизация)
влияет на уровень жизни?
2. Как исследования, касающиеся демографических проблем, полового воспитания, улучшают качество/
уровень жизни человека?
3. Как программы планирования семьи влияют на ка- чество/уровень жизни?
4. Каким образом демографические программы — та- кие, как демографическое образование, планирование семьи, половое воспитание, — улучшают качество жиз- ни в семье, обществе, нации?
Таким образом, мы выявили четыре крупные пробле- мы, исследование которых может дать школьникам более или менее целостное представление о значимости демогра- фической проблемы для жизни и развития общества.
Теперь мы можем сформулировать общую проблему,
по всей видимости, долгосрочной программы, включаю- щей в себя серию проектов, которые могут быть в зави- симости от возраста учащихся и их академической и об- щекультурной подготовки более или менее крупными.
Возможно, она может звучать следующим образом:
как проблема демографического состояния населения влия-
ет на развитие социальных сфер общества?
Выявление частной проблемы
иерархии
для определенной исследовательской задачи с учетом воз-
растных особенностей и развития детей
Тема для детей лет: «Как программы планирова- ния семьи влияют на качество/уровень жизни человека?»
Цели. Учащиеся должны научиться понимать, что мотивы, которые стимулируют рождение детей, могут быть разные; осмыслить различия между маленькой и большой семьей; узнать, как на размер семьи влияют религия, национальные и местные традиции, культура,
местная и государственная политика; узнать, как состав семьи может влиять на качество/уровень жизни семьи,
на здоровье ее членов (детей и родителей).
95
Презентация ситуаций для выявления проблемы
Ситуация с
Можно заготовить небольшие зарисовки, иллюстри- рующие бытовую ситуацию.
Свадьба. Молодые счастливы. Через год у них рождает- ся дочка. Оба счастливы. Еще через год рождается вторая дочка. Лица родителей полны любви и счастья. Еще через год рождается третья дочь. На лицах родителей озабочен- ность. Еще через год рождается четвертая дочь. Мама спрашивает мужа: «Дорогой, может быть, нам следует обратиться в комиссию по планированию семьи?» Муж:
«Нет! Мне нужен сын!» Через год рождается пятая дочь.
На лицах обоих супругов отчаяние. Муж: «Что ж, придет- ся обратиться в комиссию!»
2. Ситуация многодетной филиппинской семьи
Здесь также можно заготовить зарисовки или изло- жить ситуацию устно, но красочно.
Многодетная филиппинская семья. В семье 14 детей.
Отец-рыбак возвращается с моря с уловом. Мать радостно встречает его: «У нас будет сытный ужин». Готовит ужин и приглашает всех к столу. Один из братьев просит добавки,
и мать отдает ему свою порцию. Отец недоволен: «Ты и так все время болеешь. Тебе нужно лучше питаться». После ужина мать обращается к отцу: «Наша дочь подросла. Пора выдавать ее замуж». Отец: «О чем ты говоришь? Где мы возьмем приданое? У нашего младшего сына опять не все в порядке со здоровьем, а лекарства все кончились. Надо снова оплачивать лечение».
3. Ситуация с европейской/американской семьей
-Семья среднего класса. Двое детей. Дети возвращаются домой из гостей и сообщают родителям, что в следующие выходные они ждут гостей у себя. Дочь заявляет, что ей хотелось бы иметь к этому дню новый наряд. Родители не против и советуют обоим съездить в магазин и купить все необходимое.
Три различные ситуации, обусловленные разными ре- лигиозными и национальными традициями. Разный со- став семьи. Что влияет на ее формирование? И как со- став семьи отражается на уровне жизни и здоровье ее членов?
96
Формулировка проблемы
Учитель после презентации всех ситуаций (без каких- либо комментариев) просит детей самостоятельно сфор- мулировать проблему, подлежащую исследованию. Он может, в случае затруднения, задать несколько наводя- щих вопросов.
— Как вы думаете, что влияет на состав семьи: тра- диции национальные, религиозные; желания родителей;
политика государства?
— Как вы думаете, первой семье легко будет жить,
уровень ее жизни повысится, понизится, останется пре- жним?
— Легко ли живется многодетным семьям в любой стране, если это, разумеется, не элитные семьи?
— Уровень жизни в семьях выше, ниже или такой же, как и в многодетных?
Как программы планирования семьи влияют на качество/уровень жизни семьи.
Все ответы учеников учитель записывает на доске,
чтобы сформировать далее из них гипотезу исследования.
Формулировка гипотез
Хорошо сформулированная гипотеза может служить ориентиром в поиске необходимой информации. Напри- мер, гипотезы по приведенной выше проблеме могут со- ответствовать выделенным вопросам, которые отражены в ситуациях. Гипотезы обычно формулируются в виде опре- деленных отношений между двумя или более событиями,
явлениями. Например.
1. Качество жизни выше в малодетных семьях. Поэтому планирование семьи желательно. Важно знать, что влия- ет на размер семьи:
Желание родителей влияет на размер семьи.
Б. Религия, национальные, местные традиции, культура
влияют на размер семьи.
Государственная политика влияет на размер семьи.
2. Здоровье членов малодетных семей лучше, чем в многодетных.
Методы сбора и обработки данных в подтверждение выдви-
нутых гипотез
Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необхо-
4 Заказ 646 97
димо разделить класс на группы по 3 — 4 ученика в каж- дой и на уроке предоставить им возможность в течение отведенного для этого времени обсудить способы полу- чения информации, определив при этом, какая именно информация требуется в данном из каких источ- ников и как следует эту информацию получить и обрабо- тать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Подходы мо- гут быть различными.
Можно предоставить всем группам возможность сбора информации по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать и собрать наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не очень объемный, но требует тщательности отбора данных,
их сопоставления.
Можно каждой группе учащихся дать задание найти доказательства в подтверждение только од- ной из выдвинутых гипотез.
Каждая группа после обсуждения ее в узком кругу вы- носит свое мнение на обсуждение всего класса. Учитель активно участвует в обсуждении и в случае необходимос- ти корректирует и направляет мысль учащихся. Одновре- менно он делает для себя пометки, в какой помощи дан- ная группа нуждается, где можно добыть нужную инфор- мацию (есть ли она в школьной медиатеке, библиотеке и т.д.), с кем следует договориться о помощи детям и пр.
Класс должен в ходе дискуссии утвердить выбранные группой методы исследования. Какие-то группы могут решить, что им необходимо собрать информацию в дру- гих странах, например, узнать больше о традициях като- лических, мусульманских и православных семей, других религиозных конфессий; другие захотят побольше узнать о государственной политике разных стран в области пла- нирования семьи; третьи захотят узнать о национальных,
региональных традициях планирования семьи в других странах или регионах. Для этих групп необходимо орга- низовать доступ к телекоммуникационным сетям, по- мочь им связаться с соответствующими организациями за рубежом (библиотеками, статистическими управлени- ями, базами данных), со специалистами или просто с гражданами разных стран, которым они могли задать ин- тересующие их вопросы. Какие-то группы захотят обра- титься к изучению нашего законодательства, запросить
98
Можно предоставить всем группам возможность сбора информации по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать и собрать наиболее убедительные доказательства. Обычно это делается в тех случаях, когда предмет исследования не очень объемный, но требует тщательности отбора данных,
их сопоставления.
Можно каждой группе учащихся дать задание найти доказательства в подтверждение только од- ной из выдвинутых гипотез.
Каждая группа после обсуждения ее в узком кругу вы- носит свое мнение на обсуждение всего класса. Учитель активно участвует в обсуждении и в случае необходимос- ти корректирует и направляет мысль учащихся. Одновре- менно он делает для себя пометки, в какой помощи дан- ная группа нуждается, где можно добыть нужную инфор- мацию (есть ли она в школьной медиатеке, библиотеке и т.д.), с кем следует договориться о помощи детям и пр.
Класс должен в ходе дискуссии утвердить выбранные группой методы исследования. Какие-то группы могут решить, что им необходимо собрать информацию в дру- гих странах, например, узнать больше о традициях като- лических, мусульманских и православных семей, других религиозных конфессий; другие захотят побольше узнать о государственной политике разных стран в области пла- нирования семьи; третьи захотят узнать о национальных,
региональных традициях планирования семьи в других странах или регионах. Для этих групп необходимо орга- низовать доступ к телекоммуникационным сетям, по- мочь им связаться с соответствующими организациями за рубежом (библиотеками, статистическими управлени- ями, базами данных), со специалистами или просто с гражданами разных стран, которым они могли задать ин- тересующие их вопросы. Какие-то группы захотят обра- титься к изучению нашего законодательства, запросить
98
свою районную детскую поликлинику о здоровье детей в многодетных семьях, провести анкетирование, пригла- сить родителей на встречу и задать некоторые вопросы.
Во всех этих мероприятиях учитель должен быть готовым оказать необходимую помощь: составить анкету, погово- рить с врачом, чтобы согласился побеседовать с детьми,
пригласить кого-то из родителей и т.д. Только после это- го учащиеся могут приступать к самостоятельной работе по сбору и обработке информации.
Сбор данных
Чтобы подтвердить, например, первую гипотезу, необ- ходимо:
а) собрать информацию о всех факторах, составляющих ее (желании родителей, влиянии религии, традиций,
культуры, государственной политики на размеры се- мьи);
б) определить источники информации (например, оп- рос родителей многодетных семей в своей школе,
округе по определенному опроснику, обращение в различные храмы к священнослужителям, обращение в электронную конференцию, удаленные базы данных в поисках нужной информации, по электронной по- чте к партнерам с просьбой высказать их мнение и найти по возможности подтверждение этим мыслям у себя в регионе (телекоммуникационный об- ратиться к соответствующей литературе и др.);
в) определить способы обработки получаемых данных
(например, статистических с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаг- рамм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений литературы, фольклора, научных статей,
публицистики и др.;
г) определить способы оформления результатов (статья в школьную, электронную международную газету,
электронную конференцию, видеофильм, доклад с иллюстрациями, драматизация, ролевая игра и др.).
Обсуждение полученных данных
Собранные материалы могут быть доложены в классе в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:
4* 99
Во всех этих мероприятиях учитель должен быть готовым оказать необходимую помощь: составить анкету, погово- рить с врачом, чтобы согласился побеседовать с детьми,
пригласить кого-то из родителей и т.д. Только после это- го учащиеся могут приступать к самостоятельной работе по сбору и обработке информации.
Сбор данных
Чтобы подтвердить, например, первую гипотезу, необ- ходимо:
а) собрать информацию о всех факторах, составляющих ее (желании родителей, влиянии религии, традиций,
культуры, государственной политики на размеры се- мьи);
б) определить источники информации (например, оп- рос родителей многодетных семей в своей школе,
округе по определенному опроснику, обращение в различные храмы к священнослужителям, обращение в электронную конференцию, удаленные базы данных в поисках нужной информации, по электронной по- чте к партнерам с просьбой высказать их мнение и найти по возможности подтверждение этим мыслям у себя в регионе (телекоммуникационный об- ратиться к соответствующей литературе и др.);
в) определить способы обработки получаемых данных
(например, статистических с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаг- рамм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений литературы, фольклора, научных статей,
публицистики и др.;
г) определить способы оформления результатов (статья в школьную, электронную международную газету,
электронную конференцию, видеофильм, доклад с иллюстрациями, драматизация, ролевая игра и др.).
Обсуждение полученных данных
Собранные материалы могут быть доложены в классе в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:
4* 99
устный доклад;
дискуссия;
аргументация;
свидетельства очевидцев;
драматизация;
ролевые игры и др.
Вслед за презентацией данных класс обсуждает и ана- лизирует услышанную информацию. Учащиеся пытаются определить и надежность, доказательность представляемой информации, задавая докладчику соот- ветствующие вопросы: какие источники информации ис- пользовались? Представляет ли информация доказатель- ства за или против выдвинутой гипотезы? Возможна си- туация, когда учащиеся сочтут полученные данные недо- статочно доказательными и попросят группу продолжить исследование.
Проверка гипотез
Если представленные данные удовлетворили класс и учителя, наступает следующий этап исследования — про- верка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь записываются на доске, зачитываются вслух. Те гипотезы,
которые имеют достаточно доказательные данные для ее подтверждения, подчеркиваются, те, которые не имеют,
по мнению класса, достаточно доказательности, вычер- киваются. В некоторых случаях, например в исследовани- ях естественнонаучного направления, для доказательнос- ти выдвинутых гипотез оказывается недостаточно только теоретических данных, и требуется экспериментальная их проверка, возможно, многократная с привлечением зарубежных партнеров по телекоммуникационным про- ектам (так, в рамках одного проекта выявляется необхо- димость проведения подпроектов, в том числе телеком- муникационных, международных).
Формулировка понятий, обобщений, выводов
Из совокупности собранных данных, понятий дела- ются обобщения на основе установленных связей, выд- винутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются. Следует сказать, что в тех случаях, когда мнения учащихся по какому-то вопросу расходятся, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая учителя.
100
дискуссия;
аргументация;
свидетельства очевидцев;
драматизация;
ролевые игры и др.
Вслед за презентацией данных класс обсуждает и ана- лизирует услышанную информацию. Учащиеся пытаются определить и надежность, доказательность представляемой информации, задавая докладчику соот- ветствующие вопросы: какие источники информации ис- пользовались? Представляет ли информация доказатель- ства за или против выдвинутой гипотезы? Возможна си- туация, когда учащиеся сочтут полученные данные недо- статочно доказательными и попросят группу продолжить исследование.
Проверка гипотез
Если представленные данные удовлетворили класс и учителя, наступает следующий этап исследования — про- верка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь записываются на доске, зачитываются вслух. Те гипотезы,
которые имеют достаточно доказательные данные для ее подтверждения, подчеркиваются, те, которые не имеют,
по мнению класса, достаточно доказательности, вычер- киваются. В некоторых случаях, например в исследовани- ях естественнонаучного направления, для доказательнос- ти выдвинутых гипотез оказывается недостаточно только теоретических данных, и требуется экспериментальная их проверка, возможно, многократная с привлечением зарубежных партнеров по телекоммуникационным про- ектам (так, в рамках одного проекта выявляется необхо- димость проведения подпроектов, в том числе телеком- муникационных, международных).
Формулировка понятий, обобщений, выводов
Из совокупности собранных данных, понятий дела- ются обобщения на основе установленных связей, выд- винутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются. Следует сказать, что в тех случаях, когда мнения учащихся по какому-то вопросу расходятся, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая учителя.
100
Каждый человек имеет право на свою точку зрения,
если умеет ее аргументировать. Например, в нашей про- блеме многие факты говорят в пользу целесообразности планирования семьи, но кто-то из учеников может ска- зать: «А моя мама/бабушка говорит, что Господь против этого, наша религия не разрешает нам планировать се- мью». Пусть это останется убеждением данного ученика,
и не следует его переубеждать.
Применение заключений, выводов
Учащиеся делают заключения о возможности приме- нения полученных выводов в жизни своего города, по- селка, страны, человечества и приходят к формулирова- нию новых проблем (для настоящего времени, для буду- щего).
Это лишь один из примеров разработки, подготовки и проведения проекта. Однако с учетом типа проекта, осо- бенностей его структурирования сама процедура работы над проектом, его реализации во многом однотипна.
Важно помнить, что проект — это решение, исследо- вание определенной проблемы, ее практическая или те- оретическая реализация. Этим метод проекта отличается от работы над темой, где часто достаточно просто усво- ить новый материал по теме; от ролевой игры, дискус- сии и др., где роли распределяются в групповой работе для осуществления методического замысла: лучшего ус- воения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при исполь- зовании метода но, кроме всего прочего, ему обязательно присуще исследование проблемы, творческая,
поисковая деятельность, находящая воплощение в ка- ком-то конкретном продукте.
Творческое задание
1. Обсудите в своей группе разные идеи для проекта.
Выберите одну и обоснуйте этот выбор. Четко обозначьте,
какие знания (из каких областей) потребуются школьни- кам для работы над проектом. Одновременно представьте варианты возможного оформления результатов проекта.
2. Представьте себе: может ли ваша идея лечь в основу самостоятельного проекта или ее разработка предполагает целую серию проектов, программ. Определите тип проек-
101
та и попробуйте его структурировать по этапам, четко обозначив задачи каждого этапа. *
3. Теперь представьте себе, что вы пришли на урок
(занятие), на котором вам предстоит предложить своим ученикам идею, тему для проекта (внутреннего, между- народного). С чего вы начнете? Как организуете деятель- ность учащихся по формулированию проблемы проекта
(может быть, нескольких проблем)? Как организуете дея- тельность учащихся по выдвижению гипотез, методов исследования и т.д.?
Ваши предложения обсудите в группе со студентами,
коллегами, и готовый, полностью разработанный проект попробуйте защитить перед всей группой.
З а н я т и е 10. Цикловое планирование занятий
вы познакомились с технологией обучения в сотрудничестве и с методом проектов. Как уже гово- рилось, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии, отража- ют гуманистическую сущность педагогики, но и пото- му, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только «обуча- ющие», но и «воспитывающие» технологии, способ- ствующие формированию самостоятельности мышле- ния, принятия решений, ответственности за свои ус- пехи и успехи своих товарищей.
Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, стараю- скорее, «уличить» в незнании, чем научить,
учитель превращается в руководителя познаватель- ной деятельности учащихся, всегда готового прийти на помощь в случае чтобы вместе с учеником добиться нужного результата.
Это не так просто. Особенно трудно планировать занятия в рамках использования данных технологий.
Ведь очень важно точно определить их место в учеб- ном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами технологии — это элемент системы обучения, а не сама система. Поэтому необходимо «видеть»
развитие всей системы обучения по теме, разделу,
вопросу программы с использованием данных тех- нологий.
102
3. Теперь представьте себе, что вы пришли на урок
(занятие), на котором вам предстоит предложить своим ученикам идею, тему для проекта (внутреннего, между- народного). С чего вы начнете? Как организуете деятель- ность учащихся по формулированию проблемы проекта
(может быть, нескольких проблем)? Как организуете дея- тельность учащихся по выдвижению гипотез, методов исследования и т.д.?
Ваши предложения обсудите в группе со студентами,
коллегами, и готовый, полностью разработанный проект попробуйте защитить перед всей группой.
З а н я т и е 10. Цикловое планирование занятий
вы познакомились с технологией обучения в сотрудничестве и с методом проектов. Как уже гово- рилось, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии, отража- ют гуманистическую сущность педагогики, но и пото- му, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только «обуча- ющие», но и «воспитывающие» технологии, способ- ствующие формированию самостоятельности мышле- ния, принятия решений, ответственности за свои ус- пехи и успехи своих товарищей.
Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, стараю- скорее, «уличить» в незнании, чем научить,
учитель превращается в руководителя познаватель- ной деятельности учащихся, всегда готового прийти на помощь в случае чтобы вместе с учеником добиться нужного результата.
Это не так просто. Особенно трудно планировать занятия в рамках использования данных технологий.
Ведь очень важно точно определить их место в учеб- ном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами технологии — это элемент системы обучения, а не сама система. Поэтому необходимо «видеть»
развитие всей системы обучения по теме, разделу,
вопросу программы с использованием данных тех- нологий.
102
На этом занятии предлагаем познакомиться с сис- темой планирования, которая называется цикловым планированием. Овладение этой системой поможет вам управлять учебно-воспитательным процессом по любому предмету с использованием любых педаго- гических технологий, в том числе и тех, о которых мы говорим в нашей книге.
Таким на этом занятии:
вы познакомитесь с идеологией циклового плани- рования;
получите возможность проанализировать пример циклового планирования по курсу иностранного языка;
сможете самостоятельно в группе составить цик- ловой план по разделу, теме или вопросу программы с использованием новых педагогических технологий по одному из предметов школьной программы по ва- шему выбору.
Профессия учителя, педагога — творческая профессия.
Справедливо считается, что она на стыке науки и искус- ства. От педагога требуется не только совершенное владе- ние предметом, который он преподает, что естественно отнести к определенной научной области знания, не только владение педагогикой, современной дидактикой,
педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета, но и в определенной степени артистиз- мом, искусством актерского мастерства. Если у учителя плохая дикция, если он монотонен при изложении мате- риала, если скучен и сер, значит, он не профессионал в подлинном понимании учительской профессии. Учитель —
это личность и воздействует на своих учеников прежде всего авторитетом, яркостью собственной индивидуаль- ности. Все так. Но ранее мы уже говорили, что ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастер- ства. У педагога такой техникой являются главным обра- зом различные технологии, умение настолько мастерски ими владеть, что, как и у представителя любой творчес- кой профессии, они становятся как бы незаметными,
органичными компонентами его творчества.
Однако чтобы это случилось, необходима скрупулез- ная каждодневная работа. И главным продуктом этой де- ятельности становится урок, занятие. Разумеется, дея- тельность учителя не заканчивается и не ограничивается
103
рамками урока и даже шире — любого занятия. Но урок,
занятие являются важнейшим компонентом его профес- сиональной деятельности,
и совершает- ся его великое таинство творения.
И здесь также важна скрупулезная отработка, видение всего процесса познания по изучаемой теме, например,
а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок, занятие являет- ся одним из ее компонентов. Логика познания, психоло- гия познавательной деятельности, принятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только содержания
(чаще содержание обусловлено требованиями программы обучения, образовательным стандартом), но методов,
организационных форм и средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и средства обучения были адекватны, с одной стороны,
психологии познавательной и предметно-преобразующей деятельности, а с другой, особенностям выбранной кон- цепции обучения, необходима разработка стратегии
обучения теме или вопросу программы, т.е. тому «кирпи- чику» содержания обучения, который может быть поло- жен в «строительство» всего здания.
В этом случае весьма полезно бывает разработать це- почку видов уроков, совокупность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы,
вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, не предусматривающее конкретного содержания, а только логику развития по- знавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, и называется в дидактике цикловым планирова- нием (где под циклом понимается циклично повторяю- щаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучаю- щей деятельности учителя).
Каким образом разрабатывается такой план? Прежде всего важно определить цели, задачи урока
1, 2, 3 и т.д. по теме или вопросу программы). Затем следует опре- делить задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особеннос- тями концепции обучения. Далее следует наметить содер- жание деятельности учителя и содержание деятельности
104
занятие являются важнейшим компонентом его профес- сиональной деятельности,
и совершает- ся его великое таинство творения.
И здесь также важна скрупулезная отработка, видение всего процесса познания по изучаемой теме, например,
а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок, занятие являет- ся одним из ее компонентов. Логика познания, психоло- гия познавательной деятельности, принятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только содержания
(чаще содержание обусловлено требованиями программы обучения, образовательным стандартом), но методов,
организационных форм и средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и средства обучения были адекватны, с одной стороны,
психологии познавательной и предметно-преобразующей деятельности, а с другой, особенностям выбранной кон- цепции обучения, необходима разработка стратегии
обучения теме или вопросу программы, т.е. тому «кирпи- чику» содержания обучения, который может быть поло- жен в «строительство» всего здания.
В этом случае весьма полезно бывает разработать це- почку видов уроков, совокупность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы,
вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, не предусматривающее конкретного содержания, а только логику развития по- знавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, и называется в дидактике цикловым планирова- нием (где под циклом понимается циклично повторяю- щаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучаю- щей деятельности учителя).
Каким образом разрабатывается такой план? Прежде всего важно определить цели, задачи урока
1, 2, 3 и т.д. по теме или вопросу программы). Затем следует опре- делить задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особеннос- тями концепции обучения. Далее следует наметить содер- жание деятельности учителя и содержание деятельности
104