Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учащихся (по этапам, по задачам на каждом уроке), вре- мя или продолжительность этой деятельности на уроке и,
наконец, средства обучения для выполнения каждого из намеченных видов деятельности (возможные варианты).
При таком планировании значительно легче оказывается предусмотреть использование и новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процес- са, заранее продумать общую стратегию и предусмотреть все необходимое для ее осуществления.
Приведем некоторые примеры циклового планирова- ния на материале английского языка.
Цель предлагаемых рекомендаций:
1. Показать место и дидактическую функцию той или иной педагогической технологии, различных видов средств обучения, включая новые информационные тех- нологии непосредственно в учебно-воспитательном про- цессе.
2. Показать технологию разработки циклового плани- рования уроков.
3. Показать технологию отбора средств обучения на конкретный урок для решения конкретных методических задач.
4. Показать методику комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе.
Все указанные выше цели могут быть достигнуты разными путями в зависимости от используемой мето- дической концепции обучения. Известно, что учебно- воспитательный процесс является открытой системой,
включающей в себя в качестве компонентов цели, содер- жание, методы, организационные формы и средства обучения, а также деятельность учителя и деятельность ученика. Но функционировать такая система может по- разному на основе ее объединяющей и служащей общим ориентиром для установления системообразующих свя- зей между компонентами концепции обучения. Поэтому уместно прежде всего определиться с основополагающи- ми принципами, положенными нами в основу такой концепции. Для обучения иностранному языку это будут следующие принципы:
активизация деятельности каждого ученика группы.
Это означает с учетом специфики предмета
105
наконец, средства обучения для выполнения каждого из намеченных видов деятельности (возможные варианты).
При таком планировании значительно легче оказывается предусмотреть использование и новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процес- са, заранее продумать общую стратегию и предусмотреть все необходимое для ее осуществления.
Приведем некоторые примеры циклового планирова- ния на материале английского языка.
Цель предлагаемых рекомендаций:
1. Показать место и дидактическую функцию той или иной педагогической технологии, различных видов средств обучения, включая новые информационные тех- нологии непосредственно в учебно-воспитательном про- цессе.
2. Показать технологию разработки циклового плани- рования уроков.
3. Показать технологию отбора средств обучения на конкретный урок для решения конкретных методических задач.
4. Показать методику комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе.
Все указанные выше цели могут быть достигнуты разными путями в зависимости от используемой мето- дической концепции обучения. Известно, что учебно- воспитательный процесс является открытой системой,
включающей в себя в качестве компонентов цели, содер- жание, методы, организационные формы и средства обучения, а также деятельность учителя и деятельность ученика. Но функционировать такая система может по- разному на основе ее объединяющей и служащей общим ориентиром для установления системообразующих свя- зей между компонентами концепции обучения. Поэтому уместно прежде всего определиться с основополагающи- ми принципами, положенными нами в основу такой концепции. Для обучения иностранному языку это будут следующие принципы:
активизация деятельности каждого ученика группы.
Это означает с учетом специфики предмета
105
язык», что каждый ученик должен быть вовлечен в активный учебно-познавательный процесс на всех уров- нях усвоения нового языкового материала, овладения различными видами речевой деятельности;
в основе обучения всем видам речевой деятельности лежит устная практика. Это означает, что на уроке основ- ное время следует уделять именно устной практике при формировании фонетических, грамматических, лексичес- ких навыков, при овладении не только говорением, но и другими видами речевой деятельности (на основе и в свя- зи с услышанным, прочитанным);
опора на сознательное усвоение языкового материала,
что означает, что, как правило, формирование ориенти- ровочной основы действий (ООД) должно предшество- вать этапу формирования навыка;
использование изучаемого языка на этапе творческого
его применения в качестве средства общения, что предус- матривает создание не только искусственной языковой среды, но и естественной, формирующей подлинную потребность в использовании изученного материала для естественного общения с носителями языка;
сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик — уче- ник на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах речевой деятельности;
опора на родной язык учащихся там, где это возможно и методически оправданно;
широкое использование культурологического материала
в качестве культурного фона изучаемого языка, форми- рование не только языковой, но и страноведческой ком- петенции в пределах, обусловленных стандартом и со- держанием обучения.
Из приведенных выше принципов ясно, что наши концептуальные взгляды лежат в плоскости сознательно- коммуникативного направления в методике, гуманисти- ческого по своей направленности. Сообразуясь, таким образом, с общим концептуальным направлением обуче- ния иностранному языку, обозначим, что, собственно,
мы понимаем под новыми педагогическими технология- ми, которые могут быть органично интегрированы в принятую нами концептуальную систему. Если иметь в виду приведенные выше принципы, то это должны быть технологии, которые бы обеспечивали:
106
в основе обучения всем видам речевой деятельности лежит устная практика. Это означает, что на уроке основ- ное время следует уделять именно устной практике при формировании фонетических, грамматических, лексичес- ких навыков, при овладении не только говорением, но и другими видами речевой деятельности (на основе и в свя- зи с услышанным, прочитанным);
опора на сознательное усвоение языкового материала,
что означает, что, как правило, формирование ориенти- ровочной основы действий (ООД) должно предшество- вать этапу формирования навыка;
использование изучаемого языка на этапе творческого
его применения в качестве средства общения, что предус- матривает создание не только искусственной языковой среды, но и естественной, формирующей подлинную потребность в использовании изученного материала для естественного общения с носителями языка;
сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик — уче- ник на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах речевой деятельности;
опора на родной язык учащихся там, где это возможно и методически оправданно;
широкое использование культурологического материала
в качестве культурного фона изучаемого языка, форми- рование не только языковой, но и страноведческой ком- петенции в пределах, обусловленных стандартом и со- держанием обучения.
Из приведенных выше принципов ясно, что наши концептуальные взгляды лежат в плоскости сознательно- коммуникативного направления в методике, гуманисти- ческого по своей направленности. Сообразуясь, таким образом, с общим концептуальным направлением обуче- ния иностранному языку, обозначим, что, собственно,
мы понимаем под новыми педагогическими технология- ми, которые могут быть органично интегрированы в принятую нами концептуальную систему. Если иметь в виду приведенные выше принципы, то это должны быть технологии, которые бы обеспечивали:
106
необходимый и достаточный объем устной практики для каждого ученика на уроке, обеспечи- вая при этом эффективную обратную связь, конт- роль и регулирование на всех уровнях формирова- ния навыков и умений;
условия для формирования потребности в ис- пользовании иностранного языка как средства об- щения;
сознательность формируемых знаний, умений и навыков;
условия для ознакомления с культурой другого народа, язык которого мы изучаем, условиями функционирования изучаемого языкового и рече- вого материала в культуре другого народа.
Это следующие технологии.
Организация учебного процесса в языковой лабора- тории, где создаются необходимые условия для одновре- менной устной практики всех учащихся группы индиви- дуально, в парах.
2. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) для решения конкретных методических задач, что позволяет не только увеличить время устной практики для каждого ученика группы, но и обеспечить эффективное сотруд- ничество и взаимопомощь между учащимися.
3. Метод проектов, который позволяет создать необхо- димые условия для формирования потребности в ис- пользовании изучаемого иностранного языка как сред- ства общения с носителями языка, если при этом ис- пользуются и новые информационные технологии (речь идет о международных телекоммуникационных проектах,
предусматривающих необходимость использования не только телекоммуникационных технологий, но и других компьютерных
4. Интенсивный метод обучения или, скорее, его эле- менты при организации ролевых игр.
Разумеется, этим не исчерпываются все педагогичес- кие технологии, предполагаемые к использованию в учебно-воспитательном процессе. Речь идет лишь о неко- торых новых технологиях.
Итак, посмотрим, каким образом эти и другие педа- гогические технологии могут быть интегрированы в тра- диционную систему обучения (классно-урочную) и ка-
107
условия для формирования потребности в ис- пользовании иностранного языка как средства об- щения;
сознательность формируемых знаний, умений и навыков;
условия для ознакомления с культурой другого народа, язык которого мы изучаем, условиями функционирования изучаемого языкового и рече- вого материала в культуре другого народа.
Это следующие технологии.
Организация учебного процесса в языковой лабора- тории, где создаются необходимые условия для одновре- менной устной практики всех учащихся группы индиви- дуально, в парах.
2. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) для решения конкретных методических задач, что позволяет не только увеличить время устной практики для каждого ученика группы, но и обеспечить эффективное сотруд- ничество и взаимопомощь между учащимися.
3. Метод проектов, который позволяет создать необхо- димые условия для формирования потребности в ис- пользовании изучаемого иностранного языка как сред- ства общения с носителями языка, если при этом ис- пользуются и новые информационные технологии (речь идет о международных телекоммуникационных проектах,
предусматривающих необходимость использования не только телекоммуникационных технологий, но и других компьютерных
4. Интенсивный метод обучения или, скорее, его эле- менты при организации ролевых игр.
Разумеется, этим не исчерпываются все педагогичес- кие технологии, предполагаемые к использованию в учебно-воспитательном процессе. Речь идет лишь о неко- торых новых технологиях.
Итак, посмотрим, каким образом эти и другие педа- гогические технологии могут быть интегрированы в тра- диционную систему обучения (классно-урочную) и ка-
107
образом происходит при этом отбор средств обуче- ния на урок.
Обратимся к известным в психологии и дидактике уров- ням усвоения нового материала: ознакомление с новым материалом; применение материала по образцу; примене- ние нового материала по аналогии, с отходом от образца;
творческое применение языкового материала. Будем также иметь в виду, что при обучении иностранному языку нам приходится формировать определенные языковые навыки
(фонетические, лексические, грамматические), формиро- вать умения речевой деятельности в области говорения,
аудирования, чтения и письма. Требования к уровню вла- дения всеми видами навыков и речевых умений приведены в Государственном образовательном стандарте.
Итак, обратимся к учебно-воспитательному процессу,
имея в виду уровни усвоения языкового материала.
I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ
с новым языковым материалом
(формирование ООД)
Вид навыка
Фонетический
Лексический
Граммати- ческий
Методиче- ская задача
Постановка произношения
Отработка ин- тонации
Совершенство- вание произно- шения
Восприятие одц
Произношение
Узнавание
Объяснение одц
Вид дея- тельности
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
— 3
Сотрудн./2 — 3
Фронтально
Сотрудн./2-З
Средства обучения,
учитель
Учитель
Учитель, звуко- запись, ЯЛ
Учитель, звуко- запись, ЯЛ
Учитель, звуко- запись, ЯЛ
ДРМ
Звукозапись
Учитель,
учебник
Средства наглядности
108
Обратимся к известным в психологии и дидактике уров- ням усвоения нового материала: ознакомление с новым материалом; применение материала по образцу; примене- ние нового материала по аналогии, с отходом от образца;
творческое применение языкового материала. Будем также иметь в виду, что при обучении иностранному языку нам приходится формировать определенные языковые навыки
(фонетические, лексические, грамматические), формиро- вать умения речевой деятельности в области говорения,
аудирования, чтения и письма. Требования к уровню вла- дения всеми видами навыков и речевых умений приведены в Государственном образовательном стандарте.
Итак, обратимся к учебно-воспитательному процессу,
имея в виду уровни усвоения языкового материала.
I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ
с новым языковым материалом
(формирование ООД)
Вид навыка
Фонетический
Лексический
Граммати- ческий
Методиче- ская задача
Постановка произношения
Отработка ин- тонации
Совершенство- вание произно- шения
Восприятие одц
Произношение
Узнавание
Объяснение одц
Вид дея- тельности
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
— 3
Сотрудн./2 — 3
Фронтально
Сотрудн./2-З
Средства обучения,
учитель
Учитель
Учитель, звуко- запись, ЯЛ
Учитель, звуко- запись, ЯЛ
Учитель, звуко- запись, ЯЛ
ДРМ
Звукозапись
Учитель,
учебник
Средства наглядности
108
II. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА
Вид навыка
Фонетический
Лексический
Граммати- ческий
Методиче- ская задача
Произноше- ние, интона- ция
Запоминание
Применение по образцу
Применение по аналогии
Применение по образцу
Применение по аналогии
Вид дея- тельности
Индивид.
Сотрудн./2-З
Индивид.
Сотрудн./2-З
Сотрудн./2-З
Индивид.
Сотрудн./2-З
Средства обучения,
учитель
Звукозапись,
ЯЛ
ДРМ, ЯЛ
ДРМ, звукоза- пись, ЯЛ
Звукозапись,
ЯЛ
Звукозапись,
ЯЛ
ДРМ
Звукозапись
ДРМ
III. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА
Вид навыка
Говорение
Аудирование
Чтение
Методиче- ская задача
Диалог/
полилог
Восприятие,
понимание
Техника чте- ния, воспри- ятие, пони- мание
Проверка по- нимания,
дение, анализ
Вид дея- тельности
Ролевые игры/2-4,
сотрудн./2-З,
проект/3-4
Пересказ, об- суждение:
сотрудн./2-З
сотрудн./2-З
Сотрудн./З
Средства обучения,
учитель
Звукозапись,
ЯЛ
ЯЛ
ЯЛ
109
Вид навыка
Письмо
Методиче- ская задача
Проект, обмен письмами
Сочинение,
реферат
Вид дея- тельности
Сотрудн./З,
ролевые игры,
индивид.
Сотрудн./З
Средства обучения,
учитель
У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я :
ДРМ — дидактический материал для работы в сотруд- ничестве.
Сотрудн./2 — обучение в сотрудничестве (в паре).
Сотрудн./З — обучение в сотрудничестве (в тройке).
ЯЛ — языковая лаборатория.
Звукозап. — звукозапись.
Посмотрим теперь, каким образом планируются кон- кретные уроки при цикловом планировании на примере двух уроков.
5-й класс (базовый уровень)
Задачи урока
Усвоение нового матер.
применение по
Домашнее задание
Содержание зар.
ранее усвоен.
материала
Введение нового ма- териала
Закрепле- ние нового грам. мате- риала
Время
3
мин
5-15
мин
17 мин
2
мин
Виды работ
Имитация,
раб.
Сотрудн./З,
раб.
Объяснение учителя,
Сотрудн./З,
сотрудн./2,
индивид.
Сотрудн./З
СО
3/3
ДРМ,
3/3
Время устной практики каждого ученика 20 мин.
ПО
Задачи урока
Применение нового в речевых си-
Ус- воение ново- го лексиче- ского матер.
Применение по образцу
Содержание зар.
Проверка матер.
Контр.
срез
Введение новой лек- сики
Отработка произно- шения
Узнавание
Запомина- ние
Примене- ние по об- разцу
Домашнее задание
Время
2 мин
5 мин
5 мин
7 мин
3 мин
2 мин
3 мин
8 мин
8 мин
2 мин
Виды работ упр.
Сотрудн./З
Сотрудн./2-З,
индивид.
Сотрудн./2-З,
индивид.
Сотрудн./2-З,
индивид.
Имитац.
упр.
Фронтально
Сотрудн./2
Сотрудн./З
СО
Звуко- зап., ЯЛ
ДРМ,
ЯЛ
ЯЛ
ДРМ,
ял
ДРМ,
ял
Звуко- запись,
ЯЛ
Учеб- ник
ЯЛ
Время устной практики каждого ученика 20 мин.
Таким же образом составляются планы остальных уроков по теме устной речи и чтения (обычно это 6-8
уроков) в полном соответствии с логикой усвоения и применения языкового материала. Уже в самом начале работы над новой темой можно предусмотреть работу над проектом, которая будет вестись на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь со- держанием. Перед введением новой лексики можно предложить ребятам (по группам) идеи для общего проекта. Например, по теме «Путешествия» следует, в соответствии с этапом обучения, выделить одну, две и
111
более подтем (путешествие по железной дороге, по морю, авиапутешествие, автомобильное путешествие и т.д.). Соответственно можно поручить отдельным груп- пам проекты, связанные с этими видами путешествий. В
каждой группе придется рассматривать ситуации: пла- нирования маршрута путешествия, заказа билетов, гос- тиницы, сбора багажа, отправления и т.д. Как мы уже знаем, это можно сделать различными способами (внут- ри одной группы или по типу
Но на каждом уроке формирование тех или иных речевых умений (го- ворения, аудирования, чтения, письма) можно связы- вать с соответствующими ситуациями, постепенно под- водящими ребят к обобщающему проекту, когда им придется перед всем классом рассказать и проиллюст- рировать свое «путешествие». Ограничения по теме мо- гут быть обусловлены этапом обучения, уровнем языко- вой подготовки. Одно путешествие на всех, но в каждой группе свой маршрут, свои проблемы.
Принцип циклового планирования один для разных предметов. Поэтому важно понять логику такого плани- рования, и тогда появляется возможность более каче- ственного управления учебным процессом, видения всей логики работы над темой, разделом, вопросом програм- мы и соответственно оперативной корректировки от- дельных моментов планирования уроков.
Творческое задание
1. Выберите тему или вопрос программы по вашему предмету. Попробуйте составить логику учебного процес- са по основным уровням усвоения материала, определяя при этом место традиционных и новых педагогических технологий, средств обучения. Вы можете выполнить это задание самостоятельно или обсудить в группе с вашими коллегами общее задание.
2. Попробуйте на основании разработанной ранее ло- гики учебного процесса по вопросу/теме программы со- ставить планы циклов уроков по той же теме или вопро- су программы. Обсудите с коллегами.
3. Поделитесь с преподавателем своим мнением о цикловом планировании: целесообразности его составле- ния, возможности с его помощью управлять учебно-вос- питательным процессом.
112
каждой группе придется рассматривать ситуации: пла- нирования маршрута путешествия, заказа билетов, гос- тиницы, сбора багажа, отправления и т.д. Как мы уже знаем, это можно сделать различными способами (внут- ри одной группы или по типу
Но на каждом уроке формирование тех или иных речевых умений (го- ворения, аудирования, чтения, письма) можно связы- вать с соответствующими ситуациями, постепенно под- водящими ребят к обобщающему проекту, когда им придется перед всем классом рассказать и проиллюст- рировать свое «путешествие». Ограничения по теме мо- гут быть обусловлены этапом обучения, уровнем языко- вой подготовки. Одно путешествие на всех, но в каждой группе свой маршрут, свои проблемы.
Принцип циклового планирования один для разных предметов. Поэтому важно понять логику такого плани- рования, и тогда появляется возможность более каче- ственного управления учебным процессом, видения всей логики работы над темой, разделом, вопросом програм- мы и соответственно оперативной корректировки от- дельных моментов планирования уроков.
Творческое задание
1. Выберите тему или вопрос программы по вашему предмету. Попробуйте составить логику учебного процес- са по основным уровням усвоения материала, определяя при этом место традиционных и новых педагогических технологий, средств обучения. Вы можете выполнить это задание самостоятельно или обсудить в группе с вашими коллегами общее задание.
2. Попробуйте на основании разработанной ранее ло- гики учебного процесса по вопросу/теме программы со- ставить планы циклов уроков по той же теме или вопро- су программы. Обсудите с коллегами.
3. Поделитесь с преподавателем своим мнением о цикловом планировании: целесообразности его составле- ния, возможности с его помощью управлять учебно-вос- питательным процессом.
112
4. Теперь попытайтесь вписать ваш проект в какую-то тему, раздел программы. С этой целью попробуйте соста- вить цикловой план этой темы, органично вписав в него работу над проектом поэтапно. Если вы выберете проект для внеурочной работы, тогда просто определите его структуру также поэтапно, предусмотрев сроки выполне- ния каждого этапа, задачи и результаты.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Глава 3. РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Что такое разноуровневое обучение
На этом занятии вам предстоит познакомиться еще с одной технологией обучения, отражающей идеи личностно-ориентированного подхода, — разно- уровневым обучением. Надо признать, что в педаго- гике, пожалуй, как не в одной другой науке, одни и те же термины трактуются у разных авторов по-разному.
Поэтому в самом начале разговора на тему о разно- уровневом обучении мы хотим определиться в поня- тиях. Мы начнем с того, что:
познакомим вас с понятием личностно-ориенти- рованного обучения, различными вариантами его ре- ализации в мировой практике (поскольку вся пер- вая часть нашей книги посвящена именно этому подходу в обучении и все педагогические техноло- гии, описываемые здесь, в той или иной мере рас- крывают его суть);
мы постараемся показать, что личностно-ориенти- подход к обучению — суть дифференциация обучения в разных ее проявлениях. В каких? Вот об этом мы и поговорим на этом занятии;
и, наконец, раскроем, как мы понимаем разноуров- невое обучение и как эти технологии связаны с диф- ференциацией обучения.
Во введении к этой книге мы затронули проблему личностно-ориентированного обучения, базирующегося на принципах гуманистического направления в психо- логии и педагогике. В предыдущих главах мы рассмотрели достаточно подробно важнейшие технологии этого на- правления — обучение в сотрудничестве и метод проек-
114
тов, доказавшие свою эффективность на многих лет и в разных странах мира. Однако если гово- рить всерьез о личностно-ориентированном обучении,
нельзя не сказать и о других технологиях, также относя- щихся к этому направлению, — открытое образование и индивидуальный стиль обучения (The Learning Style
Approach). Следует сразу оговориться, что основные принципы гуманистической педагогики отражают по су- ществу глубинное понятие самой педагогики и в той или иной интерпретации признаются всеми педагогичес- кими школами. В самом деле, ведь речь идет о воспита- нии таких общепризнанных ценностей, как открытость,
честность, альтруизм, доброжелательность, сопережива- ние, взаимопомощь. Какой педагог откажется от этих ценностей? Разница же между так называемой традици- онной, бихевиористской и гуманистической педагогикой заключается в подходах, методах воспитания этих цен- ностей. В первых двух это достигается (или, скорее, не достигается) путем методов жестко регламентированной организации учебного процесса (система объяснений,
закрепления, контроля за усвоением), столь же жестко регламентированных воспитательных мероприятий, что оставляло мало шансов для педагогического и межлич- ностного общения, взаимодействия учащихся, инициа- тивной творческой деятельности. Это вовсе не означает,
что в условиях традиционного обучения учитель не мо- жет использовать гуманистические технологии. Более того, обучение в малых группах, как уже говорилось выше, достаточно свободно вписывается в традицион- ную систему обучения, но при условии, что учитель из- менит сам подход к процессу обучения, отношению к ученику, осознает, что в педагогическом процессе уче-
ник является центральной фигурой, а не он;
ность познания является главной, а не преподавание; са-
мостоятельное приобретение и особенно применение полу-
ченных знаний являются приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышле-
ния, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспро- изведение знаний имеют значение для развития личности.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Жан
Жака Руссо,
Г.Д.Торей, М. Монтессо-
115
нельзя не сказать и о других технологиях, также относя- щихся к этому направлению, — открытое образование и индивидуальный стиль обучения (The Learning Style
Approach). Следует сразу оговориться, что основные принципы гуманистической педагогики отражают по су- ществу глубинное понятие самой педагогики и в той или иной интерпретации признаются всеми педагогичес- кими школами. В самом деле, ведь речь идет о воспита- нии таких общепризнанных ценностей, как открытость,
честность, альтруизм, доброжелательность, сопережива- ние, взаимопомощь. Какой педагог откажется от этих ценностей? Разница же между так называемой традици- онной, бихевиористской и гуманистической педагогикой заключается в подходах, методах воспитания этих цен- ностей. В первых двух это достигается (или, скорее, не достигается) путем методов жестко регламентированной организации учебного процесса (система объяснений,
закрепления, контроля за усвоением), столь же жестко регламентированных воспитательных мероприятий, что оставляло мало шансов для педагогического и межлич- ностного общения, взаимодействия учащихся, инициа- тивной творческой деятельности. Это вовсе не означает,
что в условиях традиционного обучения учитель не мо- жет использовать гуманистические технологии. Более того, обучение в малых группах, как уже говорилось выше, достаточно свободно вписывается в традицион- ную систему обучения, но при условии, что учитель из- менит сам подход к процессу обучения, отношению к ученику, осознает, что в педагогическом процессе уче-
ник является центральной фигурой, а не он;
ность познания является главной, а не преподавание; са-
мостоятельное приобретение и особенно применение полу-
ченных знаний являются приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышле-
ния, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспро- изведение знаний имеют значение для развития личности.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Жан
Жака Руссо,
Г.Д.Торей, М. Монтессо-
115