Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. МЕТОД ПРОЕКТОВ
З а н я т и е 6. Что такое метод проектов
Вам предстоит познакомиться с методом проектов.
Это будет первое знакомство. Постепенно мы разбе- ремся с этим методом более подробно, чтобы вы мог- ли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассматриваемые в данной книге новые педагогичес- кие технологии отвечают вашим представлениям о пе- дагогическом мастерстве и соответствуют тем зада- чам, которые вы как профессионал ставите перед со- бой в учебно-воспитательном процессе, научно-иссле- довательской и опытно-экспериментальной работе.
Итак, что является предметом рассмотрения на данном занятии?
Небольшая историческая справка о возникновении метода проектов (хотя мы и говорим здесь о новых педагогических технологиях, но надо иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики чрезвы- чайно редкое явление. Как правило, это рассмотре- ние на новом витке социальных, куль- турных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приемов обучения.
Именно рассмотрение их в новой учебной, культурно- социальной ситуации и дает основание говорить о
новых педагогических технологиях).
Вы узнаете, что составляет сущность современной трактовки метода проектов.
Мы постараемся вместе разобраться, что может служить тематикой проектов.
55
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешне- го столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американ- ским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уче- ником В.Х.
Дж. Дьюи предлагал строить обу- чение на активной основе, через целесообразную деятель- ность ученика, сообразуясь с его личным интересом '
именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобре- таемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна пробле- ма, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо прило- жить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель мо- жет подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из раз- ных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Вся проблема, таким образом, приобретает контуры про- ектной деятельности. Разумеется, со временем идея мето- да проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разра- ботанной и структурированной системы образования.
Но суть ее остается прежней — стимулировать инте- рес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проект- ную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое приме- нение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагмати- ческими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения воз- никли в России практически параллельно с разработка- ми американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована не-
56
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, группо- вая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
5. Использование исследовательских методов: определе- ние проблемы, вытекающих из нее задач исследования,
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка,
выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может фор- мулироваться специалистами органов образования в рам- ках утвержденных программ. В других — выдвигаться учи- телями с учетом учебной ситуации по своему предмету,
естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов мо- жет предлагаться и самими учащимися, которые, есте- ственно, ориентируются при этом на собственные интере- сы, не только чисто познавательные, но и творческие,
прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теорети- ческого вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, диффе- ренцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы про- ектов относятся к какому-то практическому вопросу, ак- туальному для практической жизни и вместе с тем тре- бующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышле- ния, исследовательских навыков.
Таким образом достигается вполне естественная ин- теграция знаний. Например, очень острая проблема горо- дов — загрязнение окружающей среды отходами быта.
Проблема: как добиться полной переработки всех отхо- дов? Тут нужна информация из экологии, химии, био- логии, социологии, физики. Или такая проблема: отече- ственные войны 1812 и 1941 — 1945 годов: проблема пат- риотизма народа и ответственность власти.
требует- ся знание не только истории, но и политики, и этики.
Или: проблема государственного устройства США, Рос- сии, Швейцарии, Великобритании с позиции демокра-
59
— значимость для развития человека умения пользо- ваться исследовательскими методами: собирать необходи- мую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, вьщвигать гипотезы, делать выводы и заклю- чения.
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособлен- ным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющим- ся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуаци- ях, работать совместно в различных коллективах.
Для того чтобы овладеть методом проектов, необходи- мо прежде всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учи- теля серьезной подготовительной работы. Давайте разбе- ремся с самими проектами, их типологией.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Прежде всего определимся с типологическими при- знаками.
1. Метод, доминирующий в проекте (исследователь- ский, творческий,
ознакомительно- ориентировочный и др.).
2. Характер координации проекта: непосредственный
(жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
3. Характер контактов (среди участников одной шко- лы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4.
участников проекта.
5. Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком — доминирующего
метода — различают следующие типы проектов.
Исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной струк- туры, обозначенных целей, актуальности ис- следования для всех участников, социальной значимо- сти, продуманных методов, в том числе эксперимен- тальных, опытных работ, методов обработки результа- тов. Такие проекты полностью подчинены логике ис- и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным ис- следованием:
актуальности принятой для
62
Информационные проекты тип проектов изначально направлен на сбор ин- формации о каком-то объекте, явлении, на ознакомле- ние участников проекта с ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследователь- ские, требуют хорошо продуманной структуры, возмож- ности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозна- чена следующим образом.
Цель проекта, его актуальность — методы получения источники, средства массовой информа- ции, базы данных, в том числе электронные, интервью,
анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров,
проведение «мозговой и обработки информации
(их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (ста- тья, реферат, доклад, видеофильм), презентация (пуб- ликация, в том числе в сети, обсуждение в телеконфе- ренции и пр.).
Такие проекты часто интегрируются в исследователь- ские проекты и становятся их органичной частью, моду- лем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описан- ной выше.
Предмет информационного поиска.
Поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов.
Аналитическая работа над собранными фактами.
Выводы.
Корректировка первоначального направления (по требованию).
Дальнейший поиск информации по уточненным на- правлениям.
Анализ новых фактов.
Обобщение.
Выводы (и так далее до получения данных, удовлет- воряющих всех участников проекта).
Заключение, оформление результатов (обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка).
64
З а н я т и е 6. Что такое метод проектов
Вам предстоит познакомиться с методом проектов.
Это будет первое знакомство. Постепенно мы разбе- ремся с этим методом более подробно, чтобы вы мог- ли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассматриваемые в данной книге новые педагогичес- кие технологии отвечают вашим представлениям о пе- дагогическом мастерстве и соответствуют тем зада- чам, которые вы как профессионал ставите перед со- бой в учебно-воспитательном процессе, научно-иссле- довательской и опытно-экспериментальной работе.
Итак, что является предметом рассмотрения на данном занятии?
Небольшая историческая справка о возникновении метода проектов (хотя мы и говорим здесь о новых педагогических технологиях, но надо иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики чрезвы- чайно редкое явление. Как правило, это рассмотре- ние на новом витке социальных, куль- турных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приемов обучения.
Именно рассмотрение их в новой учебной, культурно- социальной ситуации и дает основание говорить о
новых педагогических технологиях).
Вы узнаете, что составляет сущность современной трактовки метода проектов.
Мы постараемся вместе разобраться, что может служить тематикой проектов.
55
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешне- го столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американ- ским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уче- ником В.Х.
Дж. Дьюи предлагал строить обу- чение на активной основе, через целесообразную деятель- ность ученика, сообразуясь с его личным интересом '
именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобре- таемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна пробле- ма, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо прило- жить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель мо- жет подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из раз- ных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Вся проблема, таким образом, приобретает контуры про- ектной деятельности. Разумеется, со временем идея мето- да проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разра- ботанной и структурированной системы образования.
Но суть ее остается прежней — стимулировать инте- рес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проект- ную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое приме- нение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагмати- ческими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения воз- никли в России практически параллельно с разработка- ми американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована не-
56
большая группа сотрудников, пытавшихся активно ис- пользовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК
ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно. В США, Великобритании,
Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бра- зилии, Нидерландах и многих других странах идеи гума- нистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действи- тельности в совместной деятельности школьников. Все,
что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис совре- менного понимания метода проектов, который и привле- кает многие образовательные системы, стремящиеся най- ти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познава- тельных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на са- мостоятельную деятельность учащихся — индивидуаль- ную, парную или групповую, которую учащиеся вы- полняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусмат- ривающей, с одной стороны, использование разнооб- разных методов, средств обучения, а с другой — интег- рирование знаний, умений из различных областей на- уки, техники, технологии, творческих областей. Резуль- таты выполненных проектов должны быть, что называ- ется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема,
то конкретное ее практическая — конк- ретный результат, готовый к внедрению. В последнее
57
Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК
ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно. В США, Великобритании,
Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бра- зилии, Нидерландах и многих других странах идеи гума- нистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действи- тельности в совместной деятельности школьников. Все,
что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис совре- менного понимания метода проектов, который и привле- кает многие образовательные системы, стремящиеся най- ти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познава- тельных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на са- мостоятельную деятельность учащихся — индивидуаль- ную, парную или групповую, которую учащиеся вы- полняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусмат- ривающей, с одной стороны, использование разнооб- разных методов, средств обучения, а с другой — интег- рирование знаний, умений из различных областей на- уки, техники, технологии, творческих областей. Резуль- таты выполненных проектов должны быть, что называ- ется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема,
то конкретное ее практическая — конк- ретный результат, готовый к внедрению. В последнее
57
время метод проектов становится не просто популяр- ным в нашей стране, но и "модным", что вселяет впол- не определенные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто прихо- дится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной просто о груп- повой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И
все это называют проектом. На самом деле метод тов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную сово- купность учебно-познавательных приемов, которые по- зволяют решить ту или иную проблему в результате са- мостоятельных действий учащихся и предполагают пре- зентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта тех- нология предполагает совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессив- ной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предус- матривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (на- пример, исследование демографической проблемы в раз- ных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влия- ния кислотных дождей на окружающую среду и др.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значи- мость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние,
тенденциях, прослеживающихся в развитии данной про- блемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репорта- жами с места событий; охрана леса в разных местностях,
план мероприятий и
58
все это называют проектом. На самом деле метод тов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную сово- купность учебно-познавательных приемов, которые по- зволяют решить ту или иную проблему в результате са- мостоятельных действий учащихся и предполагают пре- зентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта тех- нология предполагает совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессив- ной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предус- матривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (на- пример, исследование демографической проблемы в раз- ных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влия- ния кислотных дождей на окружающую среду и др.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значи- мость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние,
тенденциях, прослеживающихся в развитии данной про- блемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репорта- жами с места событий; охрана леса в разных местностях,
план мероприятий и
58
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, группо- вая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных
5. Использование исследовательских методов: определе- ние проблемы, вытекающих из нее задач исследования,
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка,
выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может фор- мулироваться специалистами органов образования в рам- ках утвержденных программ. В других — выдвигаться учи- телями с учетом учебной ситуации по своему предмету,
естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов мо- жет предлагаться и самими учащимися, которые, есте- ственно, ориентируются при этом на собственные интере- сы, не только чисто познавательные, но и творческие,
прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теорети- ческого вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, диффе- ренцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы про- ектов относятся к какому-то практическому вопросу, ак- туальному для практической жизни и вместе с тем тре- бующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышле- ния, исследовательских навыков.
Таким образом достигается вполне естественная ин- теграция знаний. Например, очень острая проблема горо- дов — загрязнение окружающей среды отходами быта.
Проблема: как добиться полной переработки всех отхо- дов? Тут нужна информация из экологии, химии, био- логии, социологии, физики. Или такая проблема: отече- ственные войны 1812 и 1941 — 1945 годов: проблема пат- риотизма народа и ответственность власти.
требует- ся знание не только истории, но и политики, и этики.
Или: проблема государственного устройства США, Рос- сии, Швейцарии, Великобритании с позиции демокра-
59
тического устройства общества. Тут потребуются знания из области государства и права, международного права,
географии, демографии, этноса и др. А такая увлекатель- ная тема: Золушка, Белоснежка и Царевна-Лебедь в сказках народов мира. Чем они похожи и в чем их отли- чие? Ее осилят младшие школьники, но им будет необ- ходимо проявить много смекалки и творчества. Тем для проектов — неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» — дело совершенно безнадежное, поскольку это живой процесс,
который нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть мате- риальны, т. е. соответственно оформлены (видеофильм,
альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета,
альманах и т. д.).
Когда впервые мы находим упоминание о проектных мето- дах? Кто их авторы?
2. Имели ли эти методы успех в России?
3. Что лежит в основе метода проектов? Что привлекает в нем педагогов?
4. Каковы основные требования к методу проектов в совре- менной трактовке?
5. Что может явиться темой проекта?
Творческое задание
Попробуйте предложить несколько тем для проекта:
по вашему предмету; междисциплинарных.
Наметьте возможные результаты проекта (в каком виде они могут быть оформлены: в виде реферата, альбома,
проекта закона, предложений по совершенствованию,
преобразованию чего-либо, сценария фильма и т.д.)
Вы можете обсудить темы проектов с другими сту- дентами, с педагогом, а Б дальнейшем их структуриро- вать и разработать.
З а н я т и е 7. Типология проектов. Их структуриро-
вание
Итак, мы знаем, что такое метод проектов, что такое проект, в чем его суть. Метод проектов можно приме- нять как в обычном классе в виде самостоятельной
60
географии, демографии, этноса и др. А такая увлекатель- ная тема: Золушка, Белоснежка и Царевна-Лебедь в сказках народов мира. Чем они похожи и в чем их отли- чие? Ее осилят младшие школьники, но им будет необ- ходимо проявить много смекалки и творчества. Тем для проектов — неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» — дело совершенно безнадежное, поскольку это живой процесс,
который нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть мате- риальны, т. е. соответственно оформлены (видеофильм,
альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета,
альманах и т. д.).
Когда впервые мы находим упоминание о проектных мето- дах? Кто их авторы?
2. Имели ли эти методы успех в России?
3. Что лежит в основе метода проектов? Что привлекает в нем педагогов?
4. Каковы основные требования к методу проектов в совре- менной трактовке?
5. Что может явиться темой проекта?
Творческое задание
Попробуйте предложить несколько тем для проекта:
по вашему предмету; междисциплинарных.
Наметьте возможные результаты проекта (в каком виде они могут быть оформлены: в виде реферата, альбома,
проекта закона, предложений по совершенствованию,
преобразованию чего-либо, сценария фильма и т.д.)
Вы можете обсудить темы проектов с другими сту- дентами, с педагогом, а Б дальнейшем их структуриро- вать и разработать.
З а н я т и е 7. Типология проектов. Их структуриро-
вание
Итак, мы знаем, что такое метод проектов, что такое проект, в чем его суть. Метод проектов можно приме- нять как в обычном классе в виде самостоятельной
60
индивидуальной, групповой работы учащихся в тече- ние различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информаци- онных технологий, в частности, компьютерных теле- коммуникаций (но об этом поговорим во вто- рой части нашей книги).
Сейчас мы пойдем с вами немного дальше и по- смотрим, какие бывают проекты и как их следует структурировать. Это чрезвычайно важно не только для общего понимания проблемы, но также и для того,
чтобы вы, разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, могли четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, при- ступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов.
Итак, на этом занятии вы узнаете:
чем, собственно, так привлекают педагогов мира педагогические технологии, которые мы обсуждаем в этой книге;
какие типы проектов (в общедидактическом плане)
можно выделить и по каким признакам;
как следует структурировать тот или иной тип про- екта.
Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно но,
главным образом, в сфере социальной;
— необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобре- тать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться при- обретенными знаниями для решения новых познаватель- ных и практических задач;
— актуальность приобретения коммуникативных на- выков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, ис- полнителя, посредника и др.);
— актуальность широких человеческих контактов,
знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
61
Сейчас мы пойдем с вами немного дальше и по- смотрим, какие бывают проекты и как их следует структурировать. Это чрезвычайно важно не только для общего понимания проблемы, но также и для того,
чтобы вы, разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, могли четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, при- ступая к работе над проектами, важно ознакомиться с типологией проектов.
Итак, на этом занятии вы узнаете:
чем, собственно, так привлекают педагогов мира педагогические технологии, которые мы обсуждаем в этой книге;
какие типы проектов (в общедидактическом плане)
можно выделить и по каким признакам;
как следует структурировать тот или иной тип про- екта.
Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно но,
главным образом, в сфере социальной;
— необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобре- тать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться при- обретенными знаниями для решения новых познаватель- ных и практических задач;
— актуальность приобретения коммуникативных на- выков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, ис- полнителя, посредника и др.);
— актуальность широких человеческих контактов,
знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
61
— значимость для развития человека умения пользо- ваться исследовательскими методами: собирать необходи- мую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, вьщвигать гипотезы, делать выводы и заклю- чения.
Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособлен- ным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющим- ся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуаци- ях, работать совместно в различных коллективах.
Для того чтобы овладеть методом проектов, необходи- мо прежде всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учи- теля серьезной подготовительной работы. Давайте разбе- ремся с самими проектами, их типологией.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Прежде всего определимся с типологическими при- знаками.
1. Метод, доминирующий в проекте (исследователь- ский, творческий,
ознакомительно- ориентировочный и др.).
2. Характер координации проекта: непосредственный
(жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
3. Характер контактов (среди участников одной шко- лы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4.
участников проекта.
5. Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком — доминирующего
метода — различают следующие типы проектов.
Исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной струк- туры, обозначенных целей, актуальности ис- следования для всех участников, социальной значимо- сти, продуманных методов, в том числе эксперимен- тальных, опытных работ, методов обработки результа- тов. Такие проекты полностью подчинены логике ис- и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным ис- следованием:
актуальности принятой для
62
исследования темы, определение проблемы исследова- ния, его предмета и объекта, обозначение задач иссле- дования в последовательности принятой логики, опре- деление методов исследования, источников информа- ции, определение методологии исследования, выдви- жение гипотез решения обозначенной проблемы, оп- ределение путей ее решения, в том числе эксперимен- тальных, опытных, обсуждение полученных результа- тов, выводы, оформление результатов исследования,
обозначение новых проблем на дальнейший ход иссле- дования.
Творческие
Такие как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности уча- стников, она только намечается и далее развивается,
подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочине- нии, видеофильме, драматизации, спортивной игре,
празднике, экспедиции и др.). Однако оформление ре- зультатов проекта требует четко продуманной структу- ры в виде сценария видеофильма, драматизации, про- граммы праздника и пр., плана сочинения, статьи, ре- портажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха,
альбома и т.п.
игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть ли- тературные персонажи или выдуманные герои, имити- рующие социальные или деловые отношения, осложня- емые придуманными участниками ситуациями. Резуль- таты таких проектов могут намечаться в начале проек- та, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим ви- дом деятельности все-таки является ролево-игровая,
приключенческая.
63
обозначение новых проблем на дальнейший ход иссле- дования.
Творческие
Такие как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности уча- стников, она только намечается и далее развивается,
подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочине- нии, видеофильме, драматизации, спортивной игре,
празднике, экспедиции и др.). Однако оформление ре- зультатов проекта требует четко продуманной структу- ры в виде сценария видеофильма, драматизации, про- граммы праздника и пр., плана сочинения, статьи, ре- портажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха,
альбома и т.п.
игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть ли- тературные персонажи или выдуманные герои, имити- рующие социальные или деловые отношения, осложня- емые придуманными участниками ситуациями. Резуль- таты таких проектов могут намечаться в начале проек- та, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим ви- дом деятельности все-таки является ролево-игровая,
приключенческая.
63
Информационные проекты тип проектов изначально направлен на сбор ин- формации о каком-то объекте, явлении, на ознакомле- ние участников проекта с ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследователь- ские, требуют хорошо продуманной структуры, возмож- ности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозна- чена следующим образом.
Цель проекта, его актуальность — методы получения источники, средства массовой информа- ции, базы данных, в том числе электронные, интервью,
анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров,
проведение «мозговой и обработки информации
(их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (ста- тья, реферат, доклад, видеофильм), презентация (пуб- ликация, в том числе в сети, обсуждение в телеконфе- ренции и пр.).
Такие проекты часто интегрируются в исследователь- ские проекты и становятся их органичной частью, моду- лем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описан- ной выше.
Предмет информационного поиска.
Поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов.
Аналитическая работа над собранными фактами.
Выводы.
Корректировка первоначального направления (по требованию).
Дальнейший поиск информации по уточненным на- правлениям.
Анализ новых фактов.
Обобщение.
Выводы (и так далее до получения данных, удовлет- воряющих всех участников проекта).
Заключение, оформление результатов (обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка).
64