Файл: Курсовая работа по дисциплине Частные методики адаптивной физической культуры на тему Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Теоретические основы физической культуры и спорта»

Курсовая работа

по дисциплине «Частные методики адаптивной физической культуры»

на тему «Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих детей»

Профиль подготовки – Физическая реабилитация
Выполнил студент _______________ Иванова А.С.

Группа: 20ЗТА-02
Руководитель:

к.б.н., доцент _______________Е.П. Абражкина


Работа защищена с оценкой ____________
Преподаватели ____________

____________

____________

Дата защиты ____________

2023

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НАРУШЕНИЙ СЛУХА 5

    1. Введение в проблему 6

    2. Причины нарушений слуха у детей 12

    3. Особенности развития координационных способностей у глухих детей.17

Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ .23

    1. Организация исследования 23

    2. Методы исследования 24

Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УСКОРЕННОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ 30

    1. Оценка показателей физического состояния 30

    2. Оценка начального уровня плавательной подготовленности 31

    3. Оценка контрольных нормативов по плаванию… 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

ВВЕДЕНИЕ




Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. С каждым годом их количество только увеличивается. Сегодня в России проживает порядка 25-30 миллионов инвалидов. В настоящее время число
слабослышащих людей в стране более 13 млн. человек, из них свыше 1 млн.- дети, которые страдают нарушениями слуха.

Специфика познавательных процессов детей с нарушением слуха оставляет отпечаток на формирования двигательной функции, овладение двигательными способностями, развитие двигательных навыков и двигательной памяти. У глухих детей более всего уязвима мелкая моторика и четко отслеживается нарушение и снижение координационных возможностей. Потеря слуха значительно влияет на координацию движения, а также на проявление силы, выносливости и быстроты.

В.И. Ляха координационные способности определяет следующим образом – это возможность человека, которая определяет его готовность к оптимальному регулированию и управлению своих двигательных действий

[36] .

Координационные способности необходимо рассматривать в качестве моторной адаптации индивида, что представляет специфичное качество.

Специфические координационные способности у детей, имеющих с нарушение слуха и речи, проходят процесс становления и формирования более продолжительно и детально. Рассмотреть это можно на примере таких координационных навыков как:

  • способность к пространственной ориентации;

  • способность к дифференцированию параметров движений;

  • способность к ритму;

  • способность к равновесию;

  • способность к вестибулярному равновесию.

Плавание является одним из самых действенных коррекционно- оздоровительных способов в адаптивном физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. За счет особенностей водной среды формируются

положительные условия для формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение, скованность движений, повышается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается жизненная емкость легких, повышается интенсивность процессов обмена в организме, активизируется познавательная деятельность. Помимо этого, в результате плавания формируются личностные социальные качества, которые имеют большое значение для личностного становления: самостоятельность, смелость, решительность, дисциплинированность, настойчивость в преодолении сложностей. Прикладное значение и коррекционно- оздоровительная направленность плавания вызвана необходимостью его широкого применения как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Объектисследования учебно-тренировочный процесс обучения плаванию слабослышащих и глухих детей младшего школьников возраста.

Предмет исследования -программа обучения плаванию глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Цельисследования овладение навыком обучения плаванию слабослышащих и глухих детей младшего школьников возраст.

Задачи исследования:

      1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

      2. Разработать методику обучения плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

      3. Определить эффективность разработанной методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.


Глава 1. Анатомо-физиологическая характеристика нарушений слуха




    1. Введение в проблему



Методика обучения плаванию младших школьников, имеющих нарушение слуха. Нарушения слухового анализатора влечет за собой не только недоразвитие речи, но и вызывает отклонения в двигательной активности индивида. У людей с нарушениями слуха отслеживается нестабильность вегетативной системы, которая проявляется в их поведении. Уменьшение функционального состояния двигательного анализатора у глухих детей вызывает ослабление работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, также отслеживается учащение сердечного биения и дыхания в покое, увеличение реакции физиологических систем человеческого организма при физических нагрузках.

Учеными (Л. Выготский, В. Тарасун) доказано, что поражение слухового анализатора отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии, социализации и становлении личности глухих детей. Затруднено развитие их речи, вызванное недостатками или полной потерей слуха, что приводит к нарушению мышления, памяти, воображения и других психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность.

Для физического развития глухих детей свойственен слабый уровень развития физического развития. В связи с нарушением слуха страдают такие качества, как равновесие, точность, координация и многие другие. У детей с нарушениями слуха нарушена также работа вестибулярного аппарата, который необходим для поддержания равновесия и нужное положение в пространстве. Регуляция со