ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 682
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упр. 119(с. 66).
— Прочитайте буквосочетания. Что вы можете о них сказать?
— Выполните задание. (Взаимопроверка.)
2. Работа над загадками
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в словах буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк.
Хоть задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)
Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Шило.)
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода. (Часы.)
На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути. (Машина.)
Золотистые... —
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички.)
Мы - проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь — лежим,
В снег — бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику
Упр. 121(с. 66).
— Прочитайте. Составьте пословицы и объясните их смысл.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите слова с буквосочетаниями, написание которых надо запомнить.
2. Игра «Доскажи словечко»
— Отгадайте слова и запишите их.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут... (мыши).
Не поедет без бензина,
Ни автобус, ни ... (машина).
По полям бегут ручьи,
На дороге — ... (лужи).
Скоро выйдут муравьи
После зимней... (стужи).
VIII. Рефлексия
В сочетаниях жи — ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча — ща
Пишем только букву а
В сочетаниях чу — щу
Пишем только букву у
— А чем отличается гласный звук от согласного?
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных — прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Правописание каких буквосочетаний надо запомнить?
Домашнее задание
Упр. 120 (с. 66).
Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
Цель:развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными, с разделительным мягким знаком.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Три ученика выполняют на доске звуко-буквенный анализ слов.)
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Измените слова по образцу, запишите. Подчеркните буквосочетания чк,чн.
Образец: значок — значка.
Крючок, зрачок, сачок, бычок, пучок, пятачок, новичок, паучок.
— Спишите по образцу. Подчеркните буквосочетания, написание которых нужно запомнить.
Образец: поймать кого? (лещ) — поймать леща. Решить что ? (задача), сложить как ? (куча), позвонить кому ? (врач), поехать куда ? (дача), написать кому ? (товарищ).
— Спишите, вставьте пропущенные буквосочетания жи — ши. Пру..на, вер..на, о..бка, ма..на, пу..нка, сне..нка, дру..на.
2. Фронтальная работа
— Замените одним словом, запишите. Подчеркните в словах буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — шу.
• Хищная рыба (щука).
• Солдат, который стоит на часах (часовой).
• Густой частый лес (чаща).
• Пастух, который пасёт овец в горах (чабан).
• Сказочное существо (чудовище).
• Странный человек (чудак).
• Чужая страна (чужбина).
• Растение с кислыми съедобными листьями (щавель).
• Дикая роза (шиповник).
• Съедобный гриб с рыжей шляпкой (рыжик).
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают получившиеся слова, называют орфограммы. Целесообразно вспомнить и правило.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова. Год, сугроб, груз, лёд.
— Чем они похожи? (Слова с парными согласными на конце.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Игра «Шум и голос»
— Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к].
— Услышали голос? Конечно, нет.
— А теперь подключите голос. Какой звук получился? ([г].)
— Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите звук [б].
— Уберите голос. Какой звук получился? ([п].) Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название — звонкие.
-
Работа по учебнику
Упр. 122(с. 67).
— Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Парные согласные произносятся одинаково.)
— Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)
— Как правильно обозначить парный согласный звук в корне слова?
— Приведите примеры.
Упр. 123(с. 67).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте пары слов. Объясните их написание. (Чашка — чашечка, кружка — кружечка, ложка — ложечка, блюдце — блюдечко.)
— Как вы поняли выражение друг с дружкой?
Упр. 124 (с. 68).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3. Шарады
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос — голос.)
С глухим траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. {Коса — коза.)
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким — в нём же обитаем. (Том — дом.)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким - как огонь горячий. (Шар — жар.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
-
Работа по учебнику
Упр. 125 (с. 68).
— Прочитайте стихотворение.
— Какова его главная мысль? (Нельзя играть на проезжей части дороги.)
— А где вы играете?
— Какие правила дорожного движения нужно выполнять, чтобы не случилось беды?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного? (Играть, нельзя.)
— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. (Несчастья, друзья.)
— Перед какими буквами он пишется? (Перед е, ё, и, ю, я.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
— Сколько звуков обозначают буквы е, ё, я, ю, и?
— Приведите примеры таких слов.
Упр. 126 (с. 69).
— Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?
— Прочитайте выделенные слова. Что они обозначают?
— Найдите слова с разделительным мягким знаком.
— Найдите слова с мягким знаком — показателем мягкости.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)
2. Работа со словом из словаря
- Найдите слово компьютер в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом компьютер,
запишите.
— Запомните написание этого слова.
3. Выборочный диктант
— Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Ишь, разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом.
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
К. Чуковский
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай.
А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А. Пушкин
— Прочитайте слова, которые вы выписали. Подчеркните разделительный мягкий знак. (Разбойничья, спросонья, хавронья, с сватьей, под елью, братья, ночью.)
VIII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните парные согласные. Подберите проверочные слова.
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь — тетради.)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь — дожди.)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб — грибы.)
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень —
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож — ножи.)
— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?
— Устно назовите одним словом.
• Приспособление для сидения (скамья).
• Сочинение небольшого размера для журнала или газеты (статья).
• То, без чего птица не улетит (крылья).
Верхняя женская одежда (платье).
• Заросли высокой травы (бурьян).
• Чистый отвар из мяса (бульон).
— Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Разделяет согласный звук и гласный.)
— Какая орфограмма называется проверяемой?
— Какая орфограмма называется непроверяемой?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— О каких орфограммах мы говорили на уроке?
Домашнее задание
Упр. 127 (с. 69).
Тема: Обучающее изложение
Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.