Файл: Наша речь. Виды речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 682

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упр. 119(с. 66).

— Прочитайте буквосочетания. Что вы можете о них сказать?

— Выполните задание. (Взаимопроверка.)

2. Работа над загадками

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните в словах буквосочетания жи — ши, ча ща, чу щу, чк.

Хоть задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьёз.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)

Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода. (Часы.)

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути. (Машина.)

Золотистые... —

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

Мы - проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы,

В дождь — лежим,

В снег — бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 121(с. 66).

— Прочитайте. Составьте пословицы и объясните их смысл.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите слова с буквосочетаниями, написание которых надо запомнить.

2. Игра «Доскажи словечко»

— Отгадайте слова и запишите их.

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут... (мыши).

Не поедет без бензина,

Ни автобус, ни ... (машина).

По полям бегут ручьи,

На дороге — ... (лужи).

Скоро выйдут муравьи

После зимней... (стужи).

VIII. Рефлексия

В сочетаниях жи — ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча ща

Пишем только букву а

В сочетаниях чу — щу

Пишем только букву у

— А чем отличается гласный звук от согласного?

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных — прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Оцените свою работу на уроке.


IX. Подведение итогов урока

— Правописание каких буквосочетаний надо запомнить?

Домашнее задание

Упр. 120 (с. 66).


Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Цель:развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными, с разделительным мягким знаком.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Три ученика выполняют на доске звуко-буквенный анализ слов.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Измените слова по образцу, запишите. Подчеркните буквосочетания чк,чн.

Образец: значок — значка.

Крючок, зрачок, сачок, бычок, пучок, пятачок, новичок, паучок.

— Спишите по образцу. Подчеркните буквосочетания, написание которых нужно запомнить.

Образец: поймать кого? (лещ) — поймать леща. Решить что ? (задача), сложить как ? (куча), позвонить кому ? (врач), поехать куда ? (дача), написать кому ? (товарищ).

— Спишите, вставьте пропущенные буквосочетания жи ши. Пру..на, вер..на, о..бка, ма..на, пу..нка, сне..нка, дру..на.

2. Фронтальная работа

— Замените одним словом, запишите. Подчеркните в словах буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу шу.

• Хищная рыба (щука).

• Солдат, который стоит на часах (часовой).

• Густой частый лес (чаща).

• Пастух, который пасёт овец в горах (чабан).

• Сказочное существо (чудовище).

• Странный человек (чудак).

• Чужая страна (чужбина).

• Растение с кислыми съедобными листьями (щавель).

• Дикая роза (шиповник).

• Съедобный гриб с рыжей шляпкой (рыжик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают получившиеся слова, называют орфограммы. Целесообразно вспомнить и правило.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Год, сугроб, груз, лёд.

— Чем они похожи? (Слова с парными согласными на конце.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Игра «Шум и голос»

— Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к].

— Услышали голос? Конечно, нет.

— А теперь подключите голос. Какой звук получился? ([г].)

— Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите звук [б].

— Уберите голос. Какой звук получился? ([п].) Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название — звонкие.


  1. Работа по учебнику

Упр. 122(с. 67).

— Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Парные согласные произносятся одинаково.)

— Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)

— Как правильно обозначить парный согласный звук в корне слова?

— Приведите примеры.

Упр. 123(с. 67).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте пары слов. Объясните их написание. (Чашка — чашечка, кружка — кружечка, ложка — ложечка, блюдце — блюдечко.)

— Как вы поняли выражение друг с дружкой?

Упр. 124 (с. 68).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Шарады

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. {Коса коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким — в нём же обитаем. (Том дом.)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким - как огонь горячий. (Шар — жар.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 68).

— Прочитайте стихотворение.

— Какова его главная мысль? (Нельзя играть на проезжей части дороги.)

— А где вы играете?

— Какие правила дорожного движения нужно выполнять, чтобы не случилось беды?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного? (Играть, нельзя.)

— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. (Несчастья, друзья.)

— Перед какими буквами он пишется? (Перед е, ё, и, ю, я.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

— Сколько звуков обозначают буквы е, ё, я, ю, и?

— Приведите примеры таких слов.

Упр. 126 (с. 69).

— Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

— Прочитайте выделенные слова. Что они обозначают?

— Найдите слова с разделительным мягким знаком.

— Найдите слова с мягким знаком — показателем мягкости.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Работа со словом из словаря

- Найдите слово компьютер в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словом компьютер,
запишите.

— Запомните написание этого слова.

3. Выборочный диктант

— Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Ишь, разбойничья порода:

Цапнул солнце с небосвода

И с набитым животом

Завалился под кустом.

Да и хрюкает спросонья,

Словно сытая хавронья.

К. Чуковский

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А. Пушкин

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Подчеркните разделительный мягкий знак. (Разбойничья, спросонья, хавронья, с сватьей, под елью, братья, ночью.)

VIII. Рефлексия

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните парные согласные. Подберите проверочные слова.

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я? (Тетрадь тетради.)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь — дожди.)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб — грибы.)

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож — ножи.)

— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?

— Устно назовите одним словом.

• Приспособление для сидения (скамья).

• Сочинение небольшого размера для журнала или газеты (статья).

• То, без чего птица не улетит (крылья).

Верхняя женская одежда (платье).

• Заросли высокой травы (бурьян).

• Чистый отвар из мяса (бульон).

— Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Разделяет согласный звук и гласный.)

— Какая орфограмма называется проверяемой?

— Какая орфограмма называется непроверяемой?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— О каких орфограммах мы говорили на уроке?

Домашнее задание

Упр. 127 (с. 69).

Тема: Обучающее изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.