ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 692
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А по мне все стук да стук. (Гвоздь.)
- Назовите орфограмму в слове-отгадке.
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках
Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.
- Что же это за согласные? Мы можем их узнать?
Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — гю[тш]утить.
- Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].
- Что же произошло? (Оглушение.)
2. Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 111).
- Прочитайте текст.
- Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)
3. Работа со словом из словаря
— Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)
— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)
— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом пороша, запишите.
— Запомните написание этого слова.
-
Работа по учебнику
Упр. 209 (с. 111).
— Прочитайте. Выполните задание по образцу.
— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 210 (с. 112).
— Прочитайте.
— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?
— Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?
— Приведите примеры.
— Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 211 (с. 112).
(Работа в парах. Проверка.)
VIII. Рефлексия
Игра «Самый внимательный»
(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывёт могучий бегемо..,
Медвс.ь над нерпою ревёт,
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
— Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.)
— Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
— Что показалось трудным?
Домашнее задание
Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
Тема: Проверка слов с парными согласными в корне
Цели:развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова, которые вы записали.
— Назовите буквы, которые нужно проверять.
— Назовите проверочные слова.
— Расскажите правило.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Распределите слова в два столбика: 1) со звонким согласным; 2) с глухим согласным. Выделите орфограмму.
Кре..кий, поез.., вре.., ло..ка, ре..кий, пля.., ши..ка, лё..кий, ре..кий, ска..ки, провс.ти, скорлу..ка, ла..ка, стру..ка, ука..ка.
— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. В последнем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
1) мя..кие, стояли, дни, серые
2) з..ма, сне..ком, зав.лила, лё..ким, горо..
3) утром, к, расчистили, бесе..ке, доро..ку, мы, у..кую
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Коля и Валера отправились в ле.. за гр..бами. В ельнике было много м.хлят со скользкими шля..ками. Под ги..кими веками берё..ки мальчики нашли гри..ки-боровики на ни..ких но..ках.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Во втором предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
Ясное в.хеннее утро. Развернулись на ни..ких кустиках м..л..дые л..сточки. Из з..мли выглядывают у..кие стрелки свежей тра..ки. Покачиваются на берё..ке лё..кие серё..ки.
2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)
Снег, гладкий, мороз, узкий, обед, хлеб, сладкий, близкий, избушка, варежка, труд.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Парные согласные на конце и в середине слова.)
— Как проверить парные согласные на конце слова?
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Лёд, кружка, тетрадка, мороз, площадка, луг.
— Разделите их на две группы. (1) Лёд, мороз, луг; 2) кружка, тетрадка, площадка.)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова с парными согласными на конце слова, во второй — в корнеслова.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Упражнение в подборе проверочных слов
— Прочитайте слова.
сугро.. ре..кий
огоро.. плоша..ка
моро.. подру..ка
— Каким способом можно проверить написание слов в первом столбике? (Изменить форму слова.)
— А как проверить написание слов во втором столбике? (Нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный.)
— Как же проверяются слова с парными согласными в корне? (Несколько учеников рассказывают правило.)
-
Работа по учебнику
Упр. 212 (с. 113).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Несколько учеников зачитывают свои рассказы.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 213 (с. 113).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов и называют букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук.)
Упр. 215 (с. 114).
— Прочитайте текст.
— О каких кружевах идёт речь?
— Объясните значение фразеологизма, встретившегося в тексте. {Нельзя выразить словами. Так говорят о чём-либо сказочно красивом, чудесном, необычном.)
— А как вы понимаете слово невзначай? {Неожиданно, случайно, ненамеренно)
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите слова с орфограммами. Какие это орфограммы?
VIII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы. Рядом запишите проверочные слова.
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки — варежечка.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Губка — губочка.)
Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют,
Они опять встают. (Городки — города.)
Еду не путём,
Погоняю не кнутом,
А оглянусь назад:
Следу нету. (Лодка — лодочка.)
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт — заливается.
Как называется? (Скрипка — скрипочка.)
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю ... (игрушки — игрушечка).
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (Ромашки —ромашечка.)
— Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения?
Домашнее задание
Упр. 214 (с. 113).
Тема: Проверка слов с парными согласными в корне
Цели:отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)
— Как проверить написание слов с парными согласными в корне?
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Слова первого предложения разделите для переноса.
Наступили морозные д..ньки. Лё..кий, мя..кий, пушистый сн..жок шмёл доро..ки в еду. Вася надел ша..ку, шу..ку, пов..зал шар.., схв..тил нареки и поб..жал гулять.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.
1) В моро.. снег сухой. 2) Нельзя л..пить снеки. 3) Большой сла..кий арбу., вырос на гря..ке. 4) Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёреку гла..ко. 5) Шура упал на скользкой дорс.ке и поранил руку. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Подчеркните имена собственные.
З..ма. Моро., запушил дерев..я сне..ком, а пру.. зат..нул ле..ком. Гла..кий, скользкий лё.. блестит на солнце. Володя и Миша взяли к..ньки и сала..ки и отправились на ул..цу.
2. Фронтальная работа
— От данных слов образуйте слова, которые обозначают тот же предмет, но маленького размера, и запишите их.
Берёза, голова, подруга, лошадь, книга, морковь, труба, гряда, дорога.
— Какой суффикс вы использовали для образования новых слов? (-к-.)
— Что общего в этих словах? (В каждом слове есть парный согласный звук в корне.)
— Как проверить парный согласный в корне слова?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Ло..ка, ре..кий, лопа..ка, фла..ки, берё..ки.
— Назовите буквы, которые пропущены. Докажите их написание.
— Как проверить слова с парными согласными в корне?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 216 (с. 114). .
— Прочитайте. Выполните задание по образцу.
- Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.