Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения

государственных функций и административных регламентов

предоставления государственных услуг»

3

.

5. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и

муниципальных услуг (осуществление функций)»4

.

6. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»

5

.

7. Постановления Правительства РФ о внесении изменений в постановления Правительства РФ об осуществлении отдельных видов

государственного контроля (надзора).

8. Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”»6

.

9. Приказы федеральных органов исполнительной власти об изменении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора).

Кроме того, должны будут приняты:

 федеральный закон о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации;

 указ Президента РФ об установлении показателей результативности контрольно-надзорной деятельности и органов, ее осуществляющих;

1 Собрание законодательства РФ. 2010. № 15. Ст. 1807.

2 Собрание законодательства РФ. 2010. № 28. Ст. 3706.

3 Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3169.

4 Собрание законодательства РФ. 2011. № 44. Ст. 6274.

5 Собрание законодательства РФ. 2015. № 19. Ст. 2825.

6

Российская газета. 14.05.2009. № 85.

137

 постановление Правительства РФ о порядке применения рискориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного контроля.

Во исполнение п. 24 Плана мероприятий по совершенствованию

контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на

2016–2017 гг. распоряжением Правительства РФ от 17.05.2016 № 934-

р утверждены основные направления разработки и внедрения системы

оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

1

.

В качестве основных направлений предусмотрена реализация пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки, а также

апробация базовой модели определения показателей ее результативности и эффективности. утвержден план-график реализации этого


проекта.

Распоряжением Правительства РФ от 17.05.2016 № 934-р установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность и участвующие в апробации системы оценки, самостоятельно определяют перечень показателей для каждого вида контрольно-надзорной деятельности в соответствии со структурой перечня показателей ее результативности и эффективности.

Определены три этапа разработки и внедрения системы оценки, в

результате завершения которых должна быть сформирована комплексная система оценки, направленная на достижение социальнозначимых результатов, сокращение административных и финансовых

издержек подконтрольных субъектов, прямо или косвенно вызванных

контрольно-надзорной деятельностью, а также на рациональное распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при государственном контроле (надзоре) и муниципальном

контроле.

В рамках реализации основных позиций законопроекта о государственном и муниципальном контроле осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования необходимо выстраивать

на основе риск-ориентированного подхода, который требует соответствующего правового регулирования.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере образования на основе риск-ориентированного подхода предполагает переход от планирования контрольно-надзорных мероприятий на основе

установленных нормативов периодичности к планированию контрольно-надзорных мероприятий на основе определения объектов

контроля в зависимости от возможной вероятности наступления общественно значимых негативных последствий ведения образовательной деятельности данным объектом.

1 Собрание законодательства РФ. 2016. № 21. Ст. 3075.

138

Такой подход означает переориентацию с исполнительской логики

(число проверок, количество выявленных нарушений) на логику общественного потребителя (минимизация вероятности наступления

общественно значимых негативных последствий). Также данный подход предполагает получение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, возможности добровольного декларирования соответствия деятельности установленным обязательным требованиям в сфере образования, что позволяет снизить нагрузку на организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации государственного контроля (надзора) в сфере образования.



Формирование ежегодного плана проведения плановых проверок,

а также интенсивность контрольно-надзорных мероприятий должны

осуществляться на основе анализа данных мониторинга системы образования, проводимого органом управления образованием, учета статистики выявленных ранее нарушений, статистики жалоб населения,

особенностей и профиля объекта контроля (организации, осуществляющей образовательную деятельность) и т.д. По результатам выше

указанного анализа предполагается присвоение соответствующей категории риска подконтрольному субъекту и определение частоты

проведения проверок, исходя из уровня риска, в соответствии с разработанными критериями оценки рисков при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, модель осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере образования на основе риск-ориентированного

подхода включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап является самым важным этапом во всем

процессе контрольно-надзорной деятельности, так как он включает в

себя обработку и анализ данных, категоризацию подконтрольных

объектов в соответствии с критериями оценки рисков и формирование

ежегодного плана проведения плановых проверок из подконтрольных

объектов группы высокого риска. Именно на этом этапе применяются

инструменты системы управления риском.

Основной этап включает непосредственно проведение контрольнонадзорных мероприятий в соответствии с действующим законодательством по государственному контролю (надзору).

Заключительный этап включает в себя анализ результатов контрольно-надзорных мероприятий, систематизацию и типизацию выявленных нарушений и несоответствий, результаты которого являются

необходимыми данными на подготовительном этапе.

Управление рисками причинения вреда должно стать систематической работой, включающей оценку эффективности применяемых мер

и предусматривающей непрерывное обновление, анализ и пересмотр

139

оценки рисков причинения вреда и методов осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Таким образом, все элементы модели осуществления контрольнонадзорной деятельности в сфере образования на основе рискориентированного подхода являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Одним из инструментов, упрощающих работу контрольных органов, может выступать «добровольное декларирование соответствия»,


при котором организация, осуществляющая образовательную деятельность, по установленной форме удостоверяет контрольный орган

о том, что она (организация) надлежащим образом выполняет обязательные требований, установленные законодательством в сфере образования.

Осуществление добровольной оценки соответствия должно выступать основанием для отнесения данной организации к группе низкого

риска и исключения из плана проведения плановых проверок на пять

лет. Это позволяет оптимизировать деятельность контрольнонадзорных органов и повысить ответственность руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за качество и результаты образовательной деятельности.

Такое подтверждение может быть связано с участием третьей стороны (независимой от организаций, осуществляющей образовательную деятельность и контрольного органа), либо без участия третьей

стороны.

Преимущества использования модели осуществления контрольнонадзорной деятельности в сфере образования на основе рискориентированного подхода:

 переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска;

 отсутствие плановых проверок для объектов низкого риска и

сокращение частоты проверок для добросовестных подконтрольных субъектов;

 общее сокращение избыточных административных издержек;

 повышение результативности контрольно-надзорной деятельности, выражающейся в улучшении общественно-значимых показателей;

 повышение эффективности использования материальных и человеческих ресурсов;

 общее снижение числа проверок при одновременном улучшении общего состояния в сфере государственного контроля.

В результате внедрения модели осуществления контрольнонадзорной деятельности в сфере образования на основе рискориентированного подхода будут созданы организационные основы

для внедрения единых принципов осуществления государственного

140

контроля, способствующих повышению эффективности и результативности государственного управления в соответствии с новым законопроектом о государственном и муниципальном контроле.

Как уже отмечалось, отношения по реализации данной модели

должны быть урегулированы на правовом уровне, что повлечет за собой совершенствование нормативно-правовой базы.


Это внесение изменений в действующие нормативные правовые

акты федерального уровня, прежде всего в Федеральный закон № 273-

ФЗ, разработка и принятие Положения об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования, административных регламентов по исполнению органами исполнительной власти

субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской

Федерации в сфере образования, государственной функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования, принятие

нормативных правовых актов, регламентирующих проведение добровольного декларирования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, соответствие образовательной деятельности

обязательным требованиям, установленным законодательством в сфере образования.

Требуют правового регулирования отношения при осуществлении

государственного надзора в сфере образования в отношении государственных органов власти, осуществляющих государственной управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Таким образом, развитие законодательства, регламентирующего

осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования, обусловлено совершенствованием и оптимизацией процедур

контроля и надзора в Российской Федерации. Но имея свои особенности и руководствуясь нормами федерального законодательства, наряду с федеральной нормативной правовой базой по государственному

контролю должна быть проведена работа по разработке и принятию

отраслевой нормативной базы осуществления государственного контроля (надзора).

141

4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

4.1. Правовой статус обучающихся и их родителей

в образовательной организации

Под правовым статусом мы понимаем совокупность прав и свобод

(в том числе академических прав и свобод), социальных гарантий и

компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые

установлены законодательством и локальными нормативными актами

организации.

Как верно заметил профессор Д.А. Пашенцев, правовой статус

личности складывается не только из прав, но и из обязанностей. Права

и обязанности образуют в правовом статусе диалектическое единство,

взаимно дополняя и обусловливая друг друга

1

.