Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

студентов свободно проводить научные исследования и по своему

усмотрению распоряжаться информацией, получаемой в ходе этих исследований. Международное объединение «Академия за академические свободы» сформулировало два основных принципа таких свобод:

1) как внутри, так и за пределами учебного заведения или научноисследовательской организации допускается полная свобода

ставить любые вопросы и стремиться к истине, в том числе по

поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо

от того, задевает кого-либо та или иная точка зрения или нет;

1 Апелляционное определение Пензенского областного суда от 15.03.2016

по делу № 33-723/2016.

2 Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. постановлением Правительства РФ от

01.12.2004 № 715; Перечень медицинских психиатрических противопоказаний

для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377; Перечень работ, при выполнении

которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. приказом Минздравсоцразвития

России от 12.04.2011 № 302н.

176

2) учебные заведения и научно-исследовательские организации не

имеют права ограничивать академические свободы для своих

штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения

1

.

В Российской Федерации педагогические работники пользуются

следующими академическими правами и свободами:

 свободой преподавания, выражения своего мнения, свободой от

вмешательства в профессиональную деятельность;

 свободой выбора и использования педагогически обоснованных

форм, средств, методов обучения и воспитания;

 правом на творческую инициативу, разработку и применение

авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

 правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и


иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

 правом на участие в разработке образовательных программ, в

том числе учебных планов, календарных учебных графиков,

рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных

программ;

 правом на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во

внедрении инноваций;

 правом на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также на доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и

методическим материалам, музейным фондам, материальнотехническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

 правом на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей

образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами;

1 URL: http://www.afaf.org.uk

177

 правом на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке,

установленном уставом этой организации;

 правом на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

 правом на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством РФ;

 правом на обращение в комиссию по урегулированию споров

между участниками образовательных отношений;

 правом на защиту профессиональной чести и достоинства, на

справедливое и объективное расследование нарушения норм

профессиональной этики педагогических работников.

Наряду с академическими правами, педагогические работники



имеют также трудовые права и социальные гарантии:

 право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

 право на дополнительное профессиональное образование по

профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в

три года;

 право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;

 право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем

через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

образования;

 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в

порядке, установленном законодательством РФ;

 право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

 иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами

субъектов РФ.

Научные работники образовательных организаций дополнительно

имеют право:

 входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

178

 участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;

 выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество;

 бесплатно пользоваться образовательными, методическими и

научными услугами образовательной организации в порядке,

установленном законодательством РФ или локальными нормативными актами образовательной организации.

Академические права и свободы должны осуществляться педагогами с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства РФ, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.


Каждый педагогический работник обязан проходить аттестацию

либо на квалификационную категорию, либо на соответствие занимаемой должности. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым

ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их

профессиональной деятельности при отсутствии действующей квалификационной категории.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию аттестационными

комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ. По результатам аттестации педагогическим

работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на пять

лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Аттестационные комиссии в образовательных организациях создаются соответствии с положениями ч. 2 ст. 81 ТК РФ, ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 273-ФЗ.

Для реализации организацией своих полномочий по проведению аттестации и формированию аттестационной комиссии принятие таких

локальных нормативных актов, как положение об аттестации педагогических работников или об аттестационной комиссии организации, не

требуется, поскольку Порядком проведения аттестации педагогических

работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, определены правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а также определены правила функционирования аттестационных комиссий организаций и их полномочия.

179

В соответствии с Порядком аттестации организацией принимается

распорядительный акт о создании и составе аттестационной комиссии,

распорядительный акт о проведении аттестации, содержащий список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с которыми работодатель знакомит работника под роспись не

менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по

графику.

Локальные нормативные акты организаций, связанные с формированием аттестационной комиссии организации
, ее составом, вопросами

проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации, и графиком ее проведения, принимаются с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), т.е. выборного органа первичной профсоюзной организации (письмо Минобрнауки

России № 08-1933, Профсоюза работников народного образования и

науки РФ № 505 от 03.12.2014 «О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом

Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276»).

Кроме двух указанных видов аттестации педагогических работников (на квалификационную категорию либо на соответствие занимаемой должности) законодательством предусматривается еще один самостоятельный вид. Так, в соответствии с п. 9 разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого

квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, лица, не имеющие специальной подготовки или

стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и

компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены

на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно письму Рособрнадзора от 11.08.2014 № 01-58-420/05-5589

«О приеме на работу в субъектах Российской Федерации педагогических

работников при отсутствии документов о необходимой квалификации»

руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для

выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной

организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности.

Таким образом, процедуры аттестации педагогических работников

направлены на достижение следующих целей:

 подтверждение соответствия квалификационной категории

(квалификационным требованиям) либо занимаемой должности

(уровня квалификации);

180

 назначения на должность лица, не имеющего необходимого для

выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки и квалификации (п. 9 разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ).