Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По итогам аттестации, проводимой образовательной организации,
педагогическому работнику дается одна из следующих оценок:
соответствует занимаемой должности (месту работы);
соответствует занимаемой должности (месту работы) при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
не соответствует занимаемой должности (месту работы).
Аттестационная комиссия, помимо профессиональной оценки аттестуемого, вправе отразить в аттестации мотивированные рекомендации:
о перемещении работника на новое место работы (должность);
зачислении работника в резерв для перемещения на новое место работы (должность);
об изменении порученной работнику трудовой функции;
изменении отдельных условий заключенного с работником
трудового договора.
В случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами
аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В связи с высокой ответственностью, которая присуща педагогической деятельности, для педагогических работников законодательством устанавливается широкий круг иных обязанностей помимо
процедуры аттестации.
Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать у обучающихся
культуру здорового и безопасного образа жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
181
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия
, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при
необходимости с медицинскими организациями;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности
в порядке, установленном законодательством об образовании;
проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские
осмотры по направлению работодателя;
проходить в установленном законодательством РФ порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
соблюдать устав образовательной организации, положение о
специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ:
работники лечебно-профилактических и детских учреждений, а
также некоторых других работодателей проходят медицинские
осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения,
предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в
том числе связанной с источниками повышенной опасности (с
влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной
опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет;
в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний один раз в год должны
проходить периодические медицинские осмотры работники образовательных организаций всех типов.
Требование прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) содержится в приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при
выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских
осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда»1.
1 URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37
182
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки
знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003
№ 1/291
, для лиц, принимаемых на работу, а также для переводимых
на другую работу педагогических работников, работодатель или
уполномоченное им лицо обязан проводить инструктаж по охране
труда: вводный, повторный, внеплановый и целевой.
Для педагогических работников установлен ряд запретов, связанных со спецификой их деятельности. Прежде всего педагогический
работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не
вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в
данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при
которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет
или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между
его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (п. 33
ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
Также педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных
убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой,
национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной
или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе
посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об
исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях
народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ.
Некоторые из перечисленных обязанностей имеют скорее моральный, чем правовой характер. Например, к нравственным обязанностям
относятся правила по соблюдению правовых, нравственных и этических норм, следовать требованиям профессиональной этики; уважать
честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый
образ жизни.
1
Российская газета. 22.02.2003. № 35.
183
Профессиональная этика педагогического работника — это система принципов, норм и правил поведения в отношении с обучающимися, другими работниками образовательной организации, родителями
(законными представителями).
Важно отметить, что нормы педагогической этики ни в Федеральном законе № 273-ФЗ, ни на подзаконном уровне не установлены. Такой подход действующего законодательства об образовании позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно принимать локальные нормативные акты по обозначенному вопросу. Таким же образом может быть разрешен вопрос по регламентации норм педагогической этики.
Отметим, что существует письмо Минобрнауки России от
06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов»
1
, в котором органам государственной власти субъектов РФ даны рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и
применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом.
Согласно общим положениям Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Кодекс представляет собой
свод общих принципов профессиональной этики и основных правил
поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, независимо от занимаемой ими должности.
Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать в своей деятельности положения Модельного кодекса.
Модельный кодекс призван повысить эффективность выполнения
педагогическими работниками своих трудовых обязанностей. Он
служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к
педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников1
.
Правилами и нормами профессиональной этики может быть закреплено следующее:
педагогический работник занимает активную жизненную позицию, участвует в жизни учреждения, стремится к совершен-
1 Вестник образования России. 2014. № 21.
1 Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об образовании в
Российской Федерации» / под ред. А.Н. Козырина.
184
ствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения;
педагогический работник своим поведением подает положительный пример всем участникам образовательного процесса;
педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым
именем;
педагогический работник соблюдает правила русского языка,
культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или