Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


все советское общество, оказывают все возрастающее отрицательное

влияние на образование, делая совершенно очевидным догматичный,

антигуманистический, антидемократический его характер.

В условиях системных государственно-политических и социальноэкономических перемен начала 1990-х гг. стали возможными основательная переработка концепции развития отечественного образования, изменение принципов государственной образовательной политики и основ управления системой образования, а также выработка

иных оснований, способов и форм правового регулирования отношений, вытекающих из права на образование.

Анализируя проблемы правового регулирования в сфере образования, В.В. Спасская отметила, что «процесс становления нового образовательного законодательства являлся неотъемлемой частью общего законодательного “бума”, охватившего нашу страну в эпоху формирования новой российской государственности. Начало этому процессу положили Закон РФ “Об образовании” (10.07.1992) и принятая годом

позже Конституция РФ. Закон РФ “Об образовании” в определенной

степени явился итоговым документом. Его нормы были разработаны на

основе идей и принципов, складывавшихся с конца 1980-х гг.

1 Несмотря на то что процесс внедрения многих новаций в систему образования

уже был запущен изданными ранее актами Правительства РФ2

, факт их

1 Эти принципы были одобрены Всесоюзным съездом работников образования (декабрь 1988 г.). Они предполагали демократизацию образования, его

открытость, многоукладность и вариативность; регионализацию образования и

национальное самоопределение школы, а также гуманизацию и гуманитаризацию образования, дифференциацию и мобильность образования, его развивающий, деятельностный характер и непрерывность. Более подробно их содержание рассматривается в концептуальном документе Министерства образования: Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации) // Вестник образования. 1992. № 10. С. 11–16.

2

«Основные положения хозяйственного механизма в народном образовании», рассмотренные и одобренные Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19.12.1989 (протокол 8. Разд. IV), были

объявлены приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 17.01.1990 № 45 «О хозяйственном механизме в народном образовании»; постановление Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 № 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций системы образования) и подготовки кадров в РСФСР»; постановление Совета Министров РСФСР от 08.02.1991 № 86 «О мерах по развитию договорных


отношений и подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием».

30

законодательного закрепления имел огромное идеологическое значение, так как подчеркивал, что реформирование российского образования осуществляется на основании законодательных норм. В дальнейшем обобщение правоприменительной практики привело к принятию в

январе 1996 г. новой редакции Закона РФ “Об образовании”

1

и появлению в августе 1996 г. Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”

2

, развивающего и дополняющего нормы первого закона применительно к соответствующей подсистеме российского образования. В нормах этих законодательных актов были заложены принципиально новые в сравнении с советской эпохой

принципы и механизмы правового регулирования отношений сферы

образования

3

.

Вместе с тем следует отметить, что Закон РФ «Об образовании»

имел очевидные юридико-технические и содержательные недостатки,

проявившиеся в декларативности норм, а также фрагментарности законодательного регулирования, что существенно снижало его эффективность. Это в определенной мере объяснялось тем, что его разработка и принятие ввиду особенностей переживаемого этапа исторического развития не предварялись соответствующими правовыми исследованиями форм и способов правового регулирования сферы образования в новых социально-экономических условиях, а также закреп-

1 Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

2 Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35.

Ст. 4135.

3

Закон РФ «Об образовании» уже в своей первой редакции стал мощным

импульсом преобразований в сфере образования. В нем были закреплены новые цели и принципы государственной политики (ст. 2), в том числе провозглашены приоритет общечеловеческих ценностей, свобода и плюрализм в образовании, гуманистический и светский характер образования, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономия образовательных учреждений. Эти установки, получившие развитие в

конкретных нормах Закона, способствовали формированию принципиально

нового содержания правового статуса граждан в сфере образования. Важной

особенностью Закона стало закрепление ряда мер, направленных на защиту системы образования. К таковым относятся нормы о признании приоритетности



сферы образования (п. 1 ст. 1); предоставлении налоговых льгот (ст. 40); предоставлении образовательным учреждениям статуса юридического лица и широкой финансово-хозяйственной самостоятельности (ст. 43), включая право на

предпринимательскую деятельность (ст. 47). Закон также закреплял особый

правовой статус работников сферы образования, которым был предоставлен

ряд специфических прав, а также льгот (ст. 55), и установлены минимальные

ставки заработной платы и должностных окладов в размере, превышающем

уровень средней заработной платы в Российской Федерации (п. 2 ст. 54).

31

ляемых в нем новых юридических конструкций, нормативных моделей образовательных институтов и процедур»

1

.

Значительным шагом вперед было принятие Федерального закона

№ 273-ФЗ, который внес существенные коррективы в содержание

правового регулирования отношений в сфере образования, породив

новые права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений, изменив ранее существующие, скорректировав статус субъектов правоотношений и введя новые субъекты и институты. Эти изменения касаются также следующих направлений правового регулирования:

 правового статуса образовательных организаций;

 уточнения видов и изменение уровней образования;

 изменения в системе форм получения образования и их обозначения;

 уточнения субъектов (участников) образовательных отношений.

В целом, история развития образования и образовательного права

в России свидетельствует о следующих тенденциях:

1) русский народ с древних времен тянулся к знаниям, к учению;

2) большую роль в развитии образования сыграла православная

церковь;

3) образование неизменно рассматривалось как не частное дело, а

важнейшая государственная задача;

4) обучение в отечественной образовательной традиции всегда сочеталось с воспитанием, питаясь идеологией просветительства; гармоничное сочетание образования и воспитания породило такой феномен, как просвещение — важный признак российской образовательной традиции.

1.4. Правовые основы системы образования

В общем смысле термин «система» (греч. systema) понимается как

«план, порядок расположения частей целого, предначертанное

устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке»1


. В

толковом словаре термин «система» понимается, в том числе, как

«форма организации чего-либо, совокупность организаций, однород-

1 Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики. М.: Информ-Право, 2012. С. 313.

1

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1998. Т. 1. С. 188 (699).

32

ных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое»

2

.

В Модельном образовательном кодексе для государств — участников СНГ1

, принятом в г. Санкт-Петербурге 29.11.2013 постановлением 39-6 на 39-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, под системой образования

предлагается понимать совокупность взаимосвязанных субъектов образовательного права, осуществляющих свою деятельность в рамках

действующего законодательства. Система образования направлена на

достижение целей и задач государственной политики в области образования, науки и культуры государств.

Таким образом, в широком смысле система понимается как порядок, планомерность, правильность в расположении частей; связанное

целое; совокупность взаимодействующих элементов (составных частей).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ система

образования включает в себя:

 федеральные государственные образовательные стандарты и

федеральные государственные требования, образовательные

стандарты;

 образовательные программы различных вида, уровня и (или)

направленности;

 организации, осуществляющие образовательную деятельность;

 педагогических работников;

 обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

 федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное

управление в сфере образования;

 органы местного самоуправления, осуществляющие управление

в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

 организации, осуществляющие обеспечение образовательной

деятельности; оценку качества образования;

 объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Определения понятий, указанных в качестве элементов системы

образования, даны в ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ:

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000


слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. С. 719 (944).

1 СНГ — Содружество Независимых Государств.

33

 федеральный государственный образовательный стандарт

— совокупность обязательных требований к образованию

определенного уровня и (или) к профессии, специальности и

направлению подготовки, утвержденных федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

 образовательный стандарт — совокупность обязательных

требований к высшему образованию по специальностям и

направлениям подготовки, утвержденных образовательными

организациями высшего образования, определенными Федеральным законом № 273-ФЗ или указом Президента РФ;

 федеральные государственные требования — обязательные

требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации

и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ уполномоченными

федеральными органами исполнительной власти;

 образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях,

предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,

курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

 обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

 образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную

деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация

создана;

 организация, осуществляющая обучение, — юридическое

лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве

дополнительного вида деятельности;

 организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации,

осуществляющие обучение;

 педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обя-