Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
все советское общество, оказывают все возрастающее отрицательное
влияние на образование, делая совершенно очевидным догматичный,
антигуманистический, антидемократический его характер.
В условиях системных государственно-политических и социальноэкономических перемен начала 1990-х гг. стали возможными основательная переработка концепции развития отечественного образования, изменение принципов государственной образовательной политики и основ управления системой образования, а также выработка
иных оснований, способов и форм правового регулирования отношений, вытекающих из права на образование.
Анализируя проблемы правового регулирования в сфере образования, В.В. Спасская отметила, что «процесс становления нового образовательного законодательства являлся неотъемлемой частью общего законодательного “бума”, охватившего нашу страну в эпоху формирования новой российской государственности. Начало этому процессу положили Закон РФ “Об образовании” (10.07.1992) и принятая годом
позже Конституция РФ. Закон РФ “Об образовании” в определенной
степени явился итоговым документом. Его нормы были разработаны на
основе идей и принципов, складывавшихся с конца 1980-х гг.
1 Несмотря на то что процесс внедрения многих новаций в систему образования
уже был запущен изданными ранее актами Правительства РФ2
, факт их
1 Эти принципы были одобрены Всесоюзным съездом работников образования (декабрь 1988 г.). Они предполагали демократизацию образования, его
открытость, многоукладность и вариативность; регионализацию образования и
национальное самоопределение школы, а также гуманизацию и гуманитаризацию образования, дифференциацию и мобильность образования, его развивающий, деятельностный характер и непрерывность. Более подробно их содержание рассматривается в концептуальном документе Министерства образования: Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования (исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации) // Вестник образования. 1992. № 10. С. 11–16.
2
«Основные положения хозяйственного механизма в народном образовании», рассмотренные и одобренные Государственной комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе 19.12.1989 (протокол 8. Разд. IV), были
объявлены приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 17.01.1990 № 45 «О хозяйственном механизме в народном образовании»; постановление Совета Министров РСФСР от 23.02.1991 № 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций системы образования) и подготовки кадров в РСФСР»; постановление Совета Министров РСФСР от 08.02.1991 № 86 «О мерах по развитию договорных
отношений и подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием».
30
законодательного закрепления имел огромное идеологическое значение, так как подчеркивал, что реформирование российского образования осуществляется на основании законодательных норм. В дальнейшем обобщение правоприменительной практики привело к принятию в
январе 1996 г. новой редакции Закона РФ “Об образовании”
1
и появлению в августе 1996 г. Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”
2
, развивающего и дополняющего нормы первого закона применительно к соответствующей подсистеме российского образования. В нормах этих законодательных актов были заложены принципиально новые в сравнении с советской эпохой
принципы и механизмы правового регулирования отношений сферы
образования
3
.
Вместе с тем следует отметить, что Закон РФ «Об образовании»
имел очевидные юридико-технические и содержательные недостатки,
проявившиеся в декларативности норм, а также фрагментарности законодательного регулирования, что существенно снижало его эффективность. Это в определенной мере объяснялось тем, что его разработка и принятие ввиду особенностей переживаемого этапа исторического развития не предварялись соответствующими правовыми исследованиями форм и способов правового регулирования сферы образования в новых социально-экономических условиях, а также закреп-
1 Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
2 Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35.
Ст. 4135.
3
Закон РФ «Об образовании» уже в своей первой редакции стал мощным
импульсом преобразований в сфере образования. В нем были закреплены новые цели и принципы государственной политики (ст. 2), в том числе провозглашены приоритет общечеловеческих ценностей, свобода и плюрализм в образовании, гуманистический и светский характер образования, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономия образовательных учреждений. Эти установки, получившие развитие в
конкретных нормах Закона, способствовали формированию принципиально
нового содержания правового статуса граждан в сфере образования. Важной
особенностью Закона стало закрепление ряда мер, направленных на защиту системы образования. К таковым относятся нормы о признании приоритетности
сферы образования (п. 1 ст. 1); предоставлении налоговых льгот (ст. 40); предоставлении образовательным учреждениям статуса юридического лица и широкой финансово-хозяйственной самостоятельности (ст. 43), включая право на
предпринимательскую деятельность (ст. 47). Закон также закреплял особый
правовой статус работников сферы образования, которым был предоставлен
ряд специфических прав, а также льгот (ст. 55), и установлены минимальные
ставки заработной платы и должностных окладов в размере, превышающем
уровень средней заработной платы в Российской Федерации (п. 2 ст. 54).
31
ляемых в нем новых юридических конструкций, нормативных моделей образовательных институтов и процедур»
1
.
Значительным шагом вперед было принятие Федерального закона
№ 273-ФЗ, который внес существенные коррективы в содержание
правового регулирования отношений в сфере образования, породив
новые права и обязанности субъектов соответствующих правоотношений, изменив ранее существующие, скорректировав статус субъектов правоотношений и введя новые субъекты и институты. Эти изменения касаются также следующих направлений правового регулирования:
правового статуса образовательных организаций;
уточнения видов и изменение уровней образования;
изменения в системе форм получения образования и их обозначения;
уточнения субъектов (участников) образовательных отношений.
В целом, история развития образования и образовательного права
в России свидетельствует о следующих тенденциях:
1) русский народ с древних времен тянулся к знаниям, к учению;
2) большую роль в развитии образования сыграла православная
церковь;
3) образование неизменно рассматривалось как не частное дело, а
важнейшая государственная задача;
4) обучение в отечественной образовательной традиции всегда сочеталось с воспитанием, питаясь идеологией просветительства; гармоничное сочетание образования и воспитания породило такой феномен, как просвещение — важный признак российской образовательной традиции.
1.4. Правовые основы системы образования
В общем смысле термин «система» (греч. systema) понимается как
«план, порядок расположения частей целого, предначертанное
устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке»1
. В
толковом словаре термин «система» понимается, в том числе, как
«форма организации чего-либо, совокупность организаций, однород-
1 Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики. М.: Информ-Право, 2012. С. 313.
1
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1998. Т. 1. С. 188 (699).
32
ных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое»
2
.
В Модельном образовательном кодексе для государств — участников СНГ1
, принятом в г. Санкт-Петербурге 29.11.2013 постановлением 39-6 на 39-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, под системой образования
предлагается понимать совокупность взаимосвязанных субъектов образовательного права, осуществляющих свою деятельность в рамках
действующего законодательства. Система образования направлена на
достижение целей и задач государственной политики в области образования, науки и культуры государств.
Таким образом, в широком смысле система понимается как порядок, планомерность, правильность в расположении частей; связанное
целое; совокупность взаимодействующих элементов (составных частей).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ система
образования включает в себя:
федеральные государственные образовательные стандарты и
федеральные государственные требования, образовательные
стандарты;
образовательные программы различных вида, уровня и (или)
направленности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
педагогических работников;
обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное
управление в сфере образования;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление
в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
организации, осуществляющие обеспечение образовательной
деятельности; оценку качества образования;
объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Определения понятий, указанных в качестве элементов системы
образования, даны в ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ:
2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000
слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1997. С. 719 (944).
1 СНГ — Содружество Независимых Государств.
33
федеральный государственный образовательный стандарт
— совокупность обязательных требований к образованию
определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
образовательный стандарт — совокупность обязательных
требований к высшему образованию по специальностям и
направлениям подготовки, утвержденных образовательными
организациями высшего образования, определенными Федеральным законом № 273-ФЗ или указом Президента РФ;
федеральные государственные требования — обязательные
требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации
и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти;
образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях,
предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную
деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация
создана;
организация, осуществляющая обучение, — юридическое
лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве
дополнительного вида деятельности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации,
осуществляющие обучение;
педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обя-