Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 880
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретико–правовые основы пенсионной системы в России
Понятие и содержание системы пенсионного обеспечения в России
Глава 2 Анализ особенности пенсионной системы в зарубежных государствах
2.1 Генезис, становление и развитие пенсионного обеспечения населения в зарубежных государствах
2.2 Анализ современных пенсионных систем в зарубежных странах
субъекты Российской Федерации приняли участие в эксперименте, по
смыслу которого на их территориях были созданы единые пенсионные службы. В их компетенции находилось назначение пенсионных пособий, а также их выплата.
Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» [28]. Указанный нормативно-правовой акт предусматривал перечень рекомендаций, адресованных органам власти субъектов, в сфере социального обеспечения. В качестве одной из таких рекомендаций региональным властям предлагалось заключить соглашение с ПФР о передаче ряда полномочий, связанных с пенсионными выплатами, которые ранее находились в компетенции региональных органов соцзащиты.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» [37]. Закон предусматривал создание Информационного центра на базе ПФР, в задачи которого входил учет персональных данных, обеспечивающий быстрое и эффективное взаимодействие всех территориальных органов Фонда.
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [38]. В соответствии, с которым был определен новый статус ПФР, как страховщика, государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [35] еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.
Так, в частности, была введена накопительная часть трудовой пенсии, формируемая за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.
Вплоть до наступления 2001 года бюджет ПФР пополнялся при помощи страховых взносов. Фонд самостоятельно регулировал административные вопросы сбора этих средств и финансирования пенсионных расходов. Принятые в 2000 году нововведения в Налоговый кодекс РФ [15] затронули форму платежа, направляемого в систему пенсионного страхования. На смену взносом пришел налог. Если быть более точным, то доля от единого социального налога, направляемая на обеспечение выплаты пенсионных пособий.
Дальнейшие изменения законодательства о налогах и сборах, которые пришлись на 2001 год, ограничили возможность Фонда осуществлять самостоятельных сбор отчислений и переложили указанные функции на налоговые органы. Наступление 2002 года ознаменовало собой начало масштабного реформирования пенсионной системы. По сути, она началась еще в 2001 году, когда было разработано и принято нормативно-правовая основа реформы. Это позволило создать крупнейший социально-
адаптированный проект на территории нашего государства.
Обновленные принципы функционирования пенсионной системы обусловили потребность в использовании новых стандартов взаимодействия сотрудников фонда и граждан. С этой целью в отделениях Пенсионного фонда стали создавать отдельные специализированные отделы по работе с гражданами, а также их обращениями. В территориальных органах были созданы самостоятельные группы, в чьи обязанности входили прием и работа с населением. При этом Фонд продолжал поиски повышения эффективности в вопросах взаимодействия с гражданами. Одним из решений, принятых по результатам поисков, стало создание клиентских служб. Предполагалось, что с их помощью возрастет качество и скорость работы с населением. Подобные
результаты ожидались, в том числе, за счет применения современных технических средств, а именно: информационные автоматы, предварительная запись, онлайн очереди. К 2005 году технические новшества применялись в большинстве субъектов страны.
С 2005 года на Пенсионный фонд возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи, в виде набора пакета социальных услуг. Введенные Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации. В связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19].
Именно в этих целях в системе Фонда был создан единый регистр федеральных льготников. Содержания регистра постоянно пополняется актуальными данными, поскольку именно он лежит в основе распределения регулярных социальных выплат.
С введением в 2007 году федерального закона от 29 декабря 2006 года
№ 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [26] на Пенсионный фонд России была возложена еще одна дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.
С самого начала высказывались предположения, что первые средства на обеспечение материнского капитала поступят на счет примерно в 2010 году. Это объясняется тем, что изначально федеральный закон не допускал возможности распоряжения материнским капиталом до того, пока ребенку не исполнилось три года. Определенные коррективы в первоначальные задумки
внес экономический кризис. С января 2009 года граждане получили возможность использовать средства материального капитала с целью улучшить жилищные условия, при этом, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка.
За небольшой промежуток времени органы ПФР осуществили организационную работу и уже сразу после январских выходных в региональные отделения начали поступать первые заявления о распоряжении средствами капитала от граждан [26].
Интересные новшества в пенсионной системе установил Федеральный закон от 30.04.2008
№ 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [27].
Закон направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством развития дополнительных форм пенсионного страхования.
Гражданам была предоставлена возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно.
Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников. При этом законом предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до
1 октября 2013 года, получают средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором, уплатили дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год.
С 1 января 2010 года вступили в силу принятые летом 2009 года законодательные акты, которые в очередной раз в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.
смыслу которого на их территориях были созданы единые пенсионные службы. В их компетенции находилось назначение пенсионных пособий, а также их выплата.
Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» [28]. Указанный нормативно-правовой акт предусматривал перечень рекомендаций, адресованных органам власти субъектов, в сфере социального обеспечения. В качестве одной из таких рекомендаций региональным властям предлагалось заключить соглашение с ПФР о передаче ряда полномочий, связанных с пенсионными выплатами, которые ранее находились в компетенции региональных органов соцзащиты.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» [37]. Закон предусматривал создание Информационного центра на базе ПФР, в задачи которого входил учет персональных данных, обеспечивающий быстрое и эффективное взаимодействие всех территориальных органов Фонда.
В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [38]. В соответствии, с которым был определен новый статус ПФР, как страховщика, государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [35] еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.
Так, в частности, была введена накопительная часть трудовой пенсии, формируемая за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.
Вплоть до наступления 2001 года бюджет ПФР пополнялся при помощи страховых взносов. Фонд самостоятельно регулировал административные вопросы сбора этих средств и финансирования пенсионных расходов. Принятые в 2000 году нововведения в Налоговый кодекс РФ [15] затронули форму платежа, направляемого в систему пенсионного страхования. На смену взносом пришел налог. Если быть более точным, то доля от единого социального налога, направляемая на обеспечение выплаты пенсионных пособий.
Дальнейшие изменения законодательства о налогах и сборах, которые пришлись на 2001 год, ограничили возможность Фонда осуществлять самостоятельных сбор отчислений и переложили указанные функции на налоговые органы. Наступление 2002 года ознаменовало собой начало масштабного реформирования пенсионной системы. По сути, она началась еще в 2001 году, когда было разработано и принято нормативно-правовая основа реформы. Это позволило создать крупнейший социально-
адаптированный проект на территории нашего государства.
Обновленные принципы функционирования пенсионной системы обусловили потребность в использовании новых стандартов взаимодействия сотрудников фонда и граждан. С этой целью в отделениях Пенсионного фонда стали создавать отдельные специализированные отделы по работе с гражданами, а также их обращениями. В территориальных органах были созданы самостоятельные группы, в чьи обязанности входили прием и работа с населением. При этом Фонд продолжал поиски повышения эффективности в вопросах взаимодействия с гражданами. Одним из решений, принятых по результатам поисков, стало создание клиентских служб. Предполагалось, что с их помощью возрастет качество и скорость работы с населением. Подобные
результаты ожидались, в том числе, за счет применения современных технических средств, а именно: информационные автоматы, предварительная запись, онлайн очереди. К 2005 году технические новшества применялись в большинстве субъектов страны.
С 2005 года на Пенсионный фонд возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи, в виде набора пакета социальных услуг. Введенные Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации. В связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19].
Именно в этих целях в системе Фонда был создан единый регистр федеральных льготников. Содержания регистра постоянно пополняется актуальными данными, поскольку именно он лежит в основе распределения регулярных социальных выплат.
С введением в 2007 году федерального закона от 29 декабря 2006 года
№ 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [26] на Пенсионный фонд России была возложена еще одна дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал.
С самого начала высказывались предположения, что первые средства на обеспечение материнского капитала поступят на счет примерно в 2010 году. Это объясняется тем, что изначально федеральный закон не допускал возможности распоряжения материнским капиталом до того, пока ребенку не исполнилось три года. Определенные коррективы в первоначальные задумки
внес экономический кризис. С января 2009 года граждане получили возможность использовать средства материального капитала с целью улучшить жилищные условия, при этом, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенка.
За небольшой промежуток времени органы ПФР осуществили организационную работу и уже сразу после январских выходных в региональные отделения начали поступать первые заявления о распоряжении средствами капитала от граждан [26].
Интересные новшества в пенсионной системе установил Федеральный закон от 30.04.2008
№ 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [27].
Закон направлен на стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан посредством развития дополнительных форм пенсионного страхования.
Гражданам была предоставлена возможность вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Размер дополнительного страхового взноса определяется застрахованным лицом самостоятельно.
Работодателям также предоставляется возможность уплачивать взносы в пользу своих работников. При этом законом предусмотрено софинансирование из федерального бюджета пенсионных накоплений граждан. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 октября 2008 года до
1 октября 2013 года, получают средства из федерального бюджета на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором, уплатили дополнительные страховые взносы, но не более 12 000 рублей в год.
С 1 января 2010 года вступили в силу принятые летом 2009 года законодательные акты, которые в очередной раз в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.