Файл: А. С. Оганов, С. Л. Симонянц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

78 чтобы, по возможности, проверить его знания, относящиеся к различным компетенциям, формируемым в результате изучения дисциплины.
5.5
. Преддипломная практика
Целями преддипломной практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом при изучении дисциплин профессионального цикла, умений и навыков, освоенных во время учебных и производственной практик, приобретение им общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере, а также подготовка и написание выпускной квалификационной работы бакалавра.
Задачами преддипломной практики являются:

применение теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, для подготовки и написания выпускной квалификационной работы бакалавра;

анализ и обобщение материалов, необходимых для написания выпускной работы бакалавра, полученных при прохождении производственных практик;

ознакомление с содержанием и анализ основных печатных научно- технических работ и исследований, по теме выпускной работы бакалавра;

приобретение навыков написания одного из видов научно- литературного труда - выпускной квалификационной работы бакалавра.
Преддипломная практика является одним из важнейших разделов структуры основных общеобразовательных программ (ООП) бакалавриата, базирующимся на профессиональном цикле ООП. Освоение практического учебного материала позволит подготовить обучающегося для успешной подготовки, написания и публичной защиты выпускной квалификационной работы бакалавра.
Преддипломная практика проводится в форме непосредственной работы студента с дипломными материалами, анализа и обобщения полученных данных, написания текста выпускной работы, подготовки доклада и презентации, подготовки публичного выступления при защите выпускной квалификационной работы бакалавра.
Преддипломная практика проводится на учебной базе университета, в т.ч. в лабораториях кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, библиотеке, компьютерных классах и тренажёрах.
В процессе освоения данной дисциплины бакалавр формирует и демонстрирует следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции при освоении ООП ВО, реализующей ФГОС ВО:


79
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
- способность к самоорганизации и самообразованию;
- способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий;
- способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией;
- способность составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию;
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- способность оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве;
- способность использовать методы технико-экономического анализа;
- способность изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно- техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;
- способность планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в том числе с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы;
- способность использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
- способность выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования;
- способность использовать стандартные программные средства при проектировании;
- способность составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы.
В результате практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:


80
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

знать:
- основные этапы производственного цикла и технологического процесса строительства скважин;
- особенности построения, состояния, поведения и функционирования конкретных технологических процессов;
- основные права и обязанности инженера по бурению нефтегазовых скважин;
уметь:
- описать технологический процесс бурения и крепления скважины, с оценкой рисков;
- анализировать деятельность первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин;
- анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин;
- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;
- разрабатывать типовые проектные решения по совершенствованию технологического процесса строительства скважин и управлению качеством в нефтегазовом производстве;
- осуществлять необходимые расчеты технологических задач при бурении скважин;
владеть:
- навыками применения на практике знаний, полученных во время теоретического обучения и прохождения учебной и производственных практик;
- навыками подготовки и написания выпускной квалификационной работы бакалавра по выбранной теме.
В процессе проведения преддипломной практики применяются стандартные образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии в форме непосредственного участия обучающегося в работе бурового предприятия, научно-исследовательской или проектной организации, занимающихся строительством нефтегазовых скважин. Проводятся разработка и опробование различных методик проведения соответствующих работ, проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.
В процессе преддипломной практики студент изучает материалы по технологии бурения, крепления и заканчивания нефтяных и газовых скважин, организации производства, функциям и формам работы вспомогательных

81 подразделений бурового предприятия, сервисных предприятий. В результате анализа и обработки материалов, студент готовит структурный план выпускной квалификационной работы и приступает к написанию ее основного текста.
Для выполнения выпускной квалификационной работы необходим следующий промысловый материал:
1. Краткие общие сведения о площади, рельеф местности, пути сообщения, ближайшие населенные пункты, условия транспортировки грузов в разные сезоны года, источники водоснабжения, энергоснабжения, местонахождение и удаленность от площади основных баз снабжения, бурового и тампонажного предприятий, климатические условия.
2. Стратиграфия месторождения и особенности тектонического строения
(тип и размеры структуры, углы падения пород, наличие тектонических нарушений и положение их на структуре).
3. Литологический состав пород месторождений. Если в разрезе имеются глинистые породы, из которых в процессе бурения нарабатывается глинистый раствор, следует выяснить, где такие породы залегают и примерный минералогический состав их. Если встречаются хемогенные породы, нужно знать, где они залегают и их химический состав.
4. Коллекторские свойства горных пород. Следует выяснить, какие горизонты сложены проницаемыми породами, каков характер проницаемости (поровый коллектор, трещиновато-поровый, трещинный); по возможности выявить значения пористости и проницаемости.
5. Насыщенность горных пород. Необходимо выявить все горизонты, которые содержат газ, нефть, воду; пластовые давления в этих горизонтах; состав пластовых флюидов (для газоносных горизонтов - состав пластового газа, для нефтеносных горизонтов - газовый фактор, состав попутного газа, плотность дегазированной нефти, плотность газа; для водоносных горизонтов - степень минерализации пластовой воды, ее плотность и основной ионный состав).
Какие горизонты являются эксплуатационными, какие из них можно одновременно совместно эксплуатировать в одной скважине? Какова допустимая депрессия для каждого горизонта? Рекомендуется в геологическом отделе получить диаграмму электрокаротажа и по ней выявить положение продуктивных объектов друг относительно друга и относительно водоносных объектов, в том числе расстояния между объектами.
В геологической службе нужно выявить также все объекты, насыщенные водами, а для разведочных площадей - перспективные на нефть или газ.
6. Какие виды осложнений возможны на данной площади в процессе бурения и, к каким горизонтам они приурочены?
6.1. Неустойчивость горных пород. Взять кавернограммы по пробуренным скважинам (участкам, в которых имели место осыпи, размывы стенок, сужения


82 стволов). Если на площади при бурении использовались разные типы промывочных жидкостей, следует взять кавернограммы, характерные для каждого вида промывочной жидкости и данные о составе и свойствах этих жидкостей.
Если в разрезе имеются многолетнемерзлые породы, следует выяснить, в каком интервале они залегают, какова их температура и каков состав цементирующих веществ, связывающих зерна таких пород (лед, минеральные вещества).
Рекомендуется выяснить, были ли случаи повреждения обсадных колонн из- за проявления неустойчивости пород (хемогенных или глинистых). Если такие случаи имели место, нужно выяснить интервал повреждений в скважинах и охарактеризовать условия, при которых повреждения возникали (вид, состав и свойства промывочной жидкости, кавернограмма этого участка ствола; плотность промывочной жидкости в обсадной колонне во время обнаружения ее повреждения; срок, прошедший от момента разбуривания неустойчивой породы до момента обнаружения повреждения обсадной колонны; во время каких работ в скважине обнаружено повреждение; уровень промывочной жидкости в обсадной колонне в момент обнаружения повреждения).
6.2. Зоны поглощения промывочной жидкости и тампонажного раствора в скважинах; выяснить численные значения градиентов пластового (порового) давления и давления разрыва пород; построить кривые изменения эквивалентов этих давлений с глубиной. Размещение скважин, в которых были поглощения, на структуре (в купольной зоне, на крыльях, в зонах тектонических нарушений, в зонах повышенной трещиноватости пород и т.д.). Собрать по этим скважинам данные, характеризующие зоны поглощения, а также материалы о мероприятиях по изоляции этих зон поглощения. Если имеются случаи недоподъема тампонажного раствора до проектной отметки, следует по нескольким из таких скважин получить данные о составе и свойствах применяющихся тампонажных растворов, промывочных и буферных жидкостей; объемах каждой из жидкостей (промывочной, буферной, облегченного и необлегченного тампонажного раствора), характере изменения плотности тампонажных растворов в процессе цементирования (по акту о цементировании), кавернограммы этих скважин; кривые изменения температуры с глубиной, записанные после ОЗЦ, проектные и фактические отметки кровли цементного камня.
6.3. Газонефтеводопроявления. Следует выявить зоны возможных газонефтеводопроявлений, а также номера скважин, при бурении после цементирования которых возникали эти осложнения. По тем скважинам, где были проявления, следует выявить действительный характер проявления; момент, когда проявление возникло, интервал, из которого возникло проявление в характеристику проявления.
6.4. Прихваты и затяжки. Следует выяснить возможные зон возникновения этих осложнений по нескольким скважинам, в которых они возникли, собрать данные о причинах этого рода осложнений. Полезно получить диаграммы