ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конфликт действий означает проведение практических мероприятий по отстаиванию своих интересов — митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.
Другой тип классификации этнонациональных конфликтов –
по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами.
В этом случае выделяются:
Статусно-институциональные этнонациональные конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе.
В этом случае происходит борьба этнических групп за конфедеративную форму устройства государства или за создание своих национальных образований в составе федерации (например, это было характерно для части союзных республик СССР, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан), для ряда бывших автономий СССР (Татарстан), которые стремились подняться до уровня союзных республик).
Этнотерриториальный тип конфликта предполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом ос- паривается право другого этноса проживать на спорной территории.
Другие конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).
Социально-экономический тип конфликта возникает на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.
Межгрупповой тип конфликта имеет два вида: конфликты
между этнической группой и государством (например, Абхазия и
Южная Осетия, до создания самопровозглашенных государств, с
Грузией) и конфликты между этническими группами (например, погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии).
Культурно-языковой тип конфликта возникает на основе требований оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной
162
или общественной жизни (например, страны Балтии по отношению к русскому языку).
Одной из часто применяемых типологизаций этнонациональных конфликтов является их классификация по
способам применения силы конфликтующими сторонами – отнесение их к вооруженным или невооруженным.
Вооруженные конфликты (насильственные) делятся на:
региональные войны– вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения
(Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский,
Приднестровский, Чеченский конфликты);
краткосрочные вооруженные столкновения– продолжаются несколько дней и сопровождатся жертвами (столкновения в Фергане,
Оше, Осетино-Ингушское противоборство и др.). Такие столкновения часто называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами»,
«конфликтами неуправляемых эмоций».
Невооруженные конфликты бывают следующих видов:
институциональные – в противоречие входят нормы конституций, законодательства, реализующие концепции конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается межэтническими конфликтами. Пример – Татарстан середины 90-х гг. ХХ в. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений;
манифестирующие – митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Основные субъекты: массы людей;
идеологические– конфликт идеологий. Основные субъекты: представители политической, научной, художественно-творческой элиты.
Если взять за основание классификации территорию
проживания, наличие или отсутствие государственных или
административных границ, то можно выделить следующие типы этнонациональных конфликтов: межгосударственные (внешние)
конфликты; региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) гра- ницей в рамках единого государства; конфликт между Центром и
регионом (например, субъектом Федерации). Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта
163


Федерации он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости (например, российские федеральные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты – как внешнюю агрессию России против независимой Республики
Ичкерия); местные конфликты – между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте Федерации).
Таким образом, приведенные типологии, как и все другие, имеют достаточно условный характер, поскольку любой этнонациональный конфликт одновременно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.
4. Формы протекания и способы урегулирования
этнонациональных конфликтов
Урегулирование этнонациональных конфликтов требует создания приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимноудовлетворяющих их интересов. С целью недопущения и урегулирования этнонациональных конфликтов во многих странах мира уже многие десятилетия существуют специальные службы.
Например, в США начиная с 50-х гг. ХХ в. анализ этнических конфликтов организован в рамках Службы общинных отношений. В
России конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возникли только на рубеже 90-х гг. прошлого века. По мнению конфликтологов, для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.
Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать на- личие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний.
Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.
164

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании кон- фликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.
В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.
Результаты научных исследований показывают, что основные действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников этнонациональных конфликтов, как правило, укладываются в рамки некоторых общих правил.В их числе:
легитимация конфликта (официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении);
институциализация конфликта (выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения); перевод конфликта в юридическую плоскость; введение
института посредничества при организации переговорного
процесса; информационное обеспечение урегулирования конфликта
(т.е. открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан).
Опыт урегулирования этнонациональных конфликтов учит, что конечные результаты их урегулирования можно объединить в три группы.
Первая из них предполагает полную победу одной стороны
над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы.
Именно на такой результат этнонационального конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних фазах конфликта.
Однако история этнонациональных конфликтов XX в. учит, что большинство из них так и не были урегулированы, несмотря на си- ловое давление и победу одной стороны над другой. Они только перешли в латентную фазу и могут актуализироваться в любой момент. Связано это с тем, что у побежденной стороны, как правило,
165

остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный проме- жуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой
(например, Турция-Армения).
Вторым вариантом разрешения актуализированного этнонационального конфликта является взаимное поражение
конфликтующих сторон. Такой результат возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения конфликта также имеет высокую вероятность его последующей актуализации (например, Нагорный Карабах).
Третья группа способов разрешения конфликта предполагает, что он может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время
(например, Чеченская республика).
Как мы отмечали выше, этнонациональный конфликт имеет свои фазы протекания, для каждой из которых характерны присущие только им приемы и способы урегулирования.
В течение латентного периода (первой фазы) для предотвращения конфликта, прежде всего, следует: добиться
практической реализации принципа гражданского равноправия, все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства; в новых национально-
166

государственных образованиях начинать свою деятельность с
нулевого варианта гражданства; проводить политику социально-
экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп,
а особенно подвергшихся ранее дискриминации; реализовывать
принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.
В течение второй фазы – проявления конфликта, для снятия этнической напряженности в этот период необходимо: создавать
этнически нейтральные подразделения полиции и армии с
определением их четких функций и полномочий в конфликтных
действиях; организовать подачу и изложение точной и
непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой
информации; осуществлять особый контроль за сохранностью и
движением оружия; максимально строго преследовать по закону
организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным
исполнением приговоров.
В фазе активного течения конфликта главной задачей явля- ется максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры: удаление из зоны конфликта,
арест или временное задержание сторонников экстремистских
методов разрешения конфликта; предотвращение раскола по
этническому признаку в государственных и силовых структурах,
обеспечивающих общественный порядок; введение особого контроля
за средствами связи и объективностью средств массовой
информации; создание механизма прекращения боевых действий и
начало переговорного процесса; проведение комплекса мер по
сведению к минимуму количества человеческих жертв и
материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов); предотвращение мародерства и военных преступлений.
Фаза устранения последствий конфликтных действий и
примирения конфликтующих сторон должна включать следующие мероприятия: объявление общей оценки последствий конфликта и
программы (плана) воссоздания единства гражданского общества
на условиях национального примирения; придание
восстановительному процессу этнически нейтрального характера
(освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания); недопущение героизации террористов и
167


экстремистов во избежание превращения их в политических
лидеров; общественный диалог всех этнических групп для
реформирования общества; отказ от драматизации конфликта и
недопущение его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы
последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта».
Кроме того, все перечисленные способы и методы урегулирования этнонациональных конфликтов в каждой из фаз их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения эскалации этнонациональных конфликтов.К такому типу методов можно отнести: метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам; применение широкого спектра санкций
экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного применения силы органами охраны общественного порядка; перерыв конфликтас целью изменения его эмоционального фона, снижения накала страстей, ослабления консолидации сил в обществе; прагматизация переговорного
процессапутем разделения глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным;
оперативное решение наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат; организационно-
политическая и разъяснительная работа; налаживание диалога
противостоящих сторон, как правило, с участием нейтральной стороны; организация взаимовыгодного предпринимательства: строительство совместных предприятий, создание свободных экономических зон, зон совместной торговли, налаживание полнокровного экономического сотрудничества;
создание
инфраструктуры духовного сотрудничества, развитие туризма,
спорта и др.
Таким образом, урегулирование и прекращение этнонациональных конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю
168
его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.
169


5. Правовые основы предупреждения и разрешения
этнонациональных конфликтов в Российской Федерации
Правовую базу предупреждения и разрешения этнонациональных конфликтов в Российской Федерации формирует
Основной закон – Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Для предупреждения, регулирования и разрешения этнонациональных конфликтов
Конституция РФ закрепляет основные правовые нормы и положения.
В частности, ст. 3 закрепляет, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно...».
Ст. 19 (ч. 2) гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от ... расы, национальности, языка, происхождения ... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку ... расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Ст. 26 определяет, что «1. Каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Ст. 29 (ч. 2) запрещает «пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Ст. 72 (ч. 1 б) обеспечивает защиту «прав национальных меньшинств», а ст. 102 (ч. 1 а) относит к ведению Совета Федерации
«утверждение изменения границ между субъектами Российской
Федерации».
Данные нормы права дают основание утверждать, что предупреждение и разрешение конфликтов между этническими группами, народами, расами имеют правовую базу регулирования, независимо от причины их появления.
170

Ответственность за разжигание этнонациональных конфликтов установлена законодательством Российской Федерации, а именно Уголовным кодексом РФ, который осуществляет охранительную функцию, защищая установленные Конституцией РФ национальные, этнические, расовые ценности и связанные с ними общественные отношения.
Так, в ст. 282 (ч. 1) УК РФ определено, что «действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности... наказываются штрафом от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда..., либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет». В ч. 2 наказанием является лишение свободы на срок от трех до пяти лет, так как оно устанавливается за более тяжкую категорию преступления, совершенного в данной области отношений.
Ст. 357 УК РФ входит в гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества». Эта статья играет немаловажную роль в разрешении этнонациональных конфликтов, так как в ней устанавливается, что «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы».
Таким образом, в России сегодня создана необходимая правовая основа для предупреждения и урегулирования этнонациональных конфликтов. Однако необходимо помнить, что регулирование этнонациональных конфликтов в различных сферах деятельности общества осуществляется не только перечисленными нормативными актами, но и общепризнанными принципами и нормами международного права, правом субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и т.д.
171