ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 550
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 17
Глава 8. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ
И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Самое жаркое место в аду предназначено
тем, кто во времена нравственного
кризиса сохраняет нейтралитет
(Данте)
Учебные вопросы:
1.
Религия и межконфессиональные отношения как источ-
ник конфликта.
2.
Структура, содержание и причины религиозных
конфликтов.
3.
Классификация религиозных конфликтов и пути их
урегулирования.
1. Религия и межконфессиональные отношения
как источник конфликта
Религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения. Это одна из сфер духовной жизни, освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью.
Классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии — обеспечение духовно- ценностных предпосылок совместной жизни людей: «Религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом».
Генсек Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС)
Дж. Грац считает, что «западный мир прошел через множество религиозных войн, прежде чем понял, что можно верить по-разному и даже ни во что не верить». Ливийский лидер М. Кадафи пишет:
«Основа, создающая национальную общность, — национальное самосознание. Национальное самосознание — это основа сохранения наций. Исторически каждая национальная общность должна иметь свою религию — это основополагающий принцип каждого народа.
Там, где он нарушается, невозможна гармония внутри национальной общности, возникают конфликты. Единственный путь к ликвидации этих конфликтов, восстановить нарушенное естественное правило,
172
гласящее, что каждая нация должна иметь свою религию». По мнению известного российского политолога А. Панарина, проблема религии в современном глобальном мире стоит совершенно особым образом.
Считается, что в мире доля религиозного населения составляет 66% от населения Земли. Доля неверующего населения –
25%, атеистов – 6%. Причем этот показатель постоянно меняется в зависимости от условий жизни. Учеными подсчитано, что в 1900 г. приверженцы только мировых религий составляли 814 млн. чел., в
1988 г. их уже насчитывалось более 2.645 млн. чел., в 2000 г. – свыше
4-х млрд. чел. По данным на 2009 г. более 63% верующих людей на
Земле являлись приверженцами одной из авраамических религий, из них: 33% — христиане, 20% — мусульмане, 10% — иудеи; 10% жителей планеты исповедовали индуизм, 6% — буддизм, 6% — китайские религии, 0,37% — сикхизм, 7% — другие верования.
Социологи считают, что ХХ в. стал периодом упадка протестантизма и временем подъема ислама, индуизма, копто-эфиопского христианства и различных сект.
Согласно результатам международного проекта Voice of the
People-2005, выполненного исследовательским холдингом ROMIR
Monitoring совместно с исследовательскими компаниями других стран, входящими в состав Gallup International наиболее сильна приверженность к религии на африканском континенте, где 9 из 10 респондентов называют себя религиозными (91%). При этом в таких странах как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и является самым высоким в мире. 8 из 10 жителей
Латинской Америки (82%) также называют себя религиозными людьми. На Ближнем Востоке 79% населения привержены к религии.
7 из 10 жителей Северной Америки считают себя религиозными
(73%), четверть — нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. Уровень религиозности в Западной Европе в среднем составляет 60%. Во всех странах Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны.
В то же время по данным американского колледжа Питцер за
2006 г., в первую десятку атеистических стран вошли: Швеция
(атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого государства), Вьетнам (81%), Дания (43–80%), Норвегия (31–72%),
Япония (64–65%), Чехия (54–61%), Финляндия (28–60%), Франция
173
Считается, что в мире доля религиозного населения составляет 66% от населения Земли. Доля неверующего населения –
25%, атеистов – 6%. Причем этот показатель постоянно меняется в зависимости от условий жизни. Учеными подсчитано, что в 1900 г. приверженцы только мировых религий составляли 814 млн. чел., в
1988 г. их уже насчитывалось более 2.645 млн. чел., в 2000 г. – свыше
4-х млрд. чел. По данным на 2009 г. более 63% верующих людей на
Земле являлись приверженцами одной из авраамических религий, из них: 33% — христиане, 20% — мусульмане, 10% — иудеи; 10% жителей планеты исповедовали индуизм, 6% — буддизм, 6% — китайские религии, 0,37% — сикхизм, 7% — другие верования.
Социологи считают, что ХХ в. стал периодом упадка протестантизма и временем подъема ислама, индуизма, копто-эфиопского христианства и различных сект.
Согласно результатам международного проекта Voice of the
People-2005, выполненного исследовательским холдингом ROMIR
Monitoring совместно с исследовательскими компаниями других стран, входящими в состав Gallup International наиболее сильна приверженность к религии на африканском континенте, где 9 из 10 респондентов называют себя религиозными (91%). При этом в таких странах как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и является самым высоким в мире. 8 из 10 жителей
Латинской Америки (82%) также называют себя религиозными людьми. На Ближнем Востоке 79% населения привержены к религии.
7 из 10 жителей Северной Америки считают себя религиозными
(73%), четверть — нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. Уровень религиозности в Западной Европе в среднем составляет 60%. Во всех странах Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны.
В то же время по данным американского колледжа Питцер за
2006 г., в первую десятку атеистических стран вошли: Швеция
(атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого государства), Вьетнам (81%), Дания (43–80%), Норвегия (31–72%),
Япония (64–65%), Чехия (54–61%), Финляндия (28–60%), Франция
173
(43–54%), Южная Корея (30–52%) и Эстония (49%). Россия в этом перечне оказалась на 12 месте (24–48%).
Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, цивилизации и превращается в определенный аспект их сущности, существования и различия. Например, в США проживает рекордное число людей, утверждающих, что религия играет «очень важную» роль в их жизни — 62%. Для сравнения, в
Мексике таких 60%, в Италии — 38%, в Канаде — 34%, в Германии и
Великобритании — по 18%, во Франции — 14%. При этом доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет (1900–2000 гг.) с 1,3 до 9,1%.
В Республике Киргизстан, по мнению И. Ротарь, еще в начале 2000-х гг. было большой редкостью встретить на улицах южнокиргизстанских городов женщину в хиджабе, а тем более в парандже. Сегодня едва ли не большая половина жительниц южных районов Киргизии щеголяют в нарядах, «подобающих правоверной мусульманке». Местные власти упорно, но пока тщетно борются за устои «светского государства». Например, отдел образования города
Джалал-Абад выпустил постановление, запрещающее школьницам ходить на занятия в платке, однако вскоре под давлением возмущенных родителей педагоги были вынуждены отступить.
«В моей школе ходят в хиджабе шесть учениц, все они — дети членов нелегальной партии «Хизб-ут-Тахрир», — говорит директор школы села Достук Джалал-Абадской области Р.
Тохториева. — Эти люди буквально переполошили все село: они периодически распространяют листовки с требованиями ввести раздельное обучение для девочек и мальчиков. Мне так и не удалось заставить их дочерей снять платки, и сторонники «Хизб-ут-Тахрир» воспринимают это как свой успех на пути построения исламского государства». Женщины в хиджабе — не единственное достижение сторонников халифата. В последнее время в южной Киргизии стали модны так называемые «исламские свадьбы»: во время этого празднества женщины и мужчины сидят в разных помещениях, категорически запрещены спиртное и современная музыка.
Конец ХХ в., стал, по мнению известного американского политолога С. Хантингтона, свидетелем повсеместного возрождения религии. Это возрождение заключается в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений. И, это, несмотря
174
на то, что практически все наиболее распространенные, в том числе и мировые религии, призывают к веротерпимости по отношению к представителям других религиозных взглядов. Обратим внимание на выдержки из священных книг:
Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе».
Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову».
Иудаизм: «Не делай ближнему того, от чего плохо тебе».
Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».
Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Конфуцианство: «Не делай другим того, чего не хотел бы от других».
Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает того, что нехорошо для нее самой».
Однако в священных книгах можно найти и другие призывы, в частности к борьбе с неверными: например, в тексте Корана в 9-й суре «Покаяние» запечатлен призыв основателя религии Ислам пророка Мухаммеда к открытой конфликтной деятельности:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в
Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». В тексте Евангелия от Матфея характерным примером является обращение Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч»
(Мф. 10: 34-37).
В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берется тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. По мнению В. Гараджа,
175
Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе».
Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову».
Иудаизм: «Не делай ближнему того, от чего плохо тебе».
Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».
Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
Конфуцианство: «Не делай другим того, чего не хотел бы от других».
Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает того, что нехорошо для нее самой».
Однако в священных книгах можно найти и другие призывы, в частности к борьбе с неверными: например, в тексте Корана в 9-й суре «Покаяние» запечатлен призыв основателя религии Ислам пророка Мухаммеда к открытой конфликтной деятельности:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в
Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». В тексте Евангелия от Матфея характерным примером является обращение Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч»
(Мф. 10: 34-37).
В рамках конфликтологических теорий за отправной момент берется тот факт, что религия может действовать как фактор, несущий не интеграцию, а конфликт. По мнению В. Гараджа,
175
религиозные группы – одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сторон. Это выражается в конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, интенсивном распространении в конфессиональной среде новых религиозных движений.
История развития мировых и национальных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложилось своеобразное «поле напряженности». Это, например, относится к взаимоотношениям христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, индуистов с мусульманами, мусульман с буддистами и др. В свою очередь и внутри одной религии существуют противоречия, практически со дня ее основания, например, между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе. Как правило, данная враждебность приводит, в итоге, к большим жертвам. Например, в Нигерии насилие между христианскими и мусульманскими общинами только за период с 2001 по 2004 гг. стало причиной гибели более 53 000 человек. Среди убитых – 17 459 детей, 17 397 женщин и 18 931 мужчин.
Мировой опыт и его анализ говорят о том, что разделение мира по религиозному признаку в ближайшие десятилетия не только сохранится, но и значительно усилится, а это равносильно усилению угрозы возникновения новых широкомасштабных конфликтов на религиозной почве. Например, в начале 2006 г., по данным Центра оборонной информации США, в мире протекало 15 крупных вооруженных конфликто, одной из причин которых выступал в том числе и религиозный фактор. Если посмотреть на политическую карту мира, то можно увидеть на условной линии с Востока на Запад немало межконфессиональных «горячих» точек: Нагорный Карабах
(христиане-армяне и мусульмане-азербайджанцы); Грузия
(христиане-грузины и абхазцы – и христиане, и мусульмане, а
также грузины и южноосетины — христиане); Чечня (мусульмане и
христиане); Северная Осетия и Ингушетия (первые — христиане,
вторые — мусульмане); остров Кипр (христиане-греки и
мусульмане-турки); бывшая Югославия (мусульмане-боснийцы,
албанцы с одной стороны, христиане (православные) — сербы, а
также христиане (католики) — хорваты — с другой) и т.д.
По данным WEA Religious Liberty Commission, самыми значительными зонами христиано-исламского конфликта, которые
176
История развития мировых и национальных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложилось своеобразное «поле напряженности». Это, например, относится к взаимоотношениям христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, индуистов с мусульманами, мусульман с буддистами и др. В свою очередь и внутри одной религии существуют противоречия, практически со дня ее основания, например, между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе. Как правило, данная враждебность приводит, в итоге, к большим жертвам. Например, в Нигерии насилие между христианскими и мусульманскими общинами только за период с 2001 по 2004 гг. стало причиной гибели более 53 000 человек. Среди убитых – 17 459 детей, 17 397 женщин и 18 931 мужчин.
Мировой опыт и его анализ говорят о том, что разделение мира по религиозному признаку в ближайшие десятилетия не только сохранится, но и значительно усилится, а это равносильно усилению угрозы возникновения новых широкомасштабных конфликтов на религиозной почве. Например, в начале 2006 г., по данным Центра оборонной информации США, в мире протекало 15 крупных вооруженных конфликто, одной из причин которых выступал в том числе и религиозный фактор. Если посмотреть на политическую карту мира, то можно увидеть на условной линии с Востока на Запад немало межконфессиональных «горячих» точек: Нагорный Карабах
(христиане-армяне и мусульмане-азербайджанцы); Грузия
(христиане-грузины и абхазцы – и христиане, и мусульмане, а
также грузины и южноосетины — христиане); Чечня (мусульмане и
христиане); Северная Осетия и Ингушетия (первые — христиане,
вторые — мусульмане); остров Кипр (христиане-греки и
мусульмане-турки); бывшая Югославия (мусульмане-боснийцы,
албанцы с одной стороны, христиане (православные) — сербы, а
также христиане (католики) — хорваты — с другой) и т.д.
По данным WEA Religious Liberty Commission, самыми значительными зонами христиано-исламского конфликта, которые
176
затрагивают интересы христиан, являются: Ирак, где исламистские боевики сражаются за установление исламского государства, действующего по законам шариата; Центральный Судан, Центральная
Нигерия и Центральный Берег Слоновой Кости, где арабские и фуланские мусульмане стремятся захватить юг, чтобы навязать исламское доминирование и, в итоге, законы шариата на христиан, анимистов и светских африканцев; Восточная Индонезия (Центральная
Сулавеси, Молуккские острова и Папуа), где мусульмане продвигаются на восток, чтобы распространить исламскую гегемонию, а, следовательно, и законы шариата среди христиан и племенных народностей, подвергшихся прежде голландской колонизации.
Южные Филиппины, где проарабская мусульманская группировка
Моро сражается с преимущественно католическим правительством за установление независимого мусульманского государства, действующего по законам шариата.
Исторический опыт религиозных войн укоренил в массовом сознании представителей традиционных религий стереотипы враждебности. Кроме того, разный уровень социально- экономического развития конфессиональных государственных объединений, согласно закону неравномерности развития обществ и государств, порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Однако если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией нормы государственного, семейного и уголовного права. Религиозная принадлежность часто играет решающую роль и в политических пристрастиях человека. На эту тему очень метко заметил в свое время индийский политический деятель Махатма Ганди: «Те, кто думает, будто религия не связана с политикой, ничего не смыслят в политике». Именно в
Индии после обретения независимости в 1947 г. по причине разделения Пенджаба и Бенгалии начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 чел. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира
— около 12 млн. индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана. По данным компании Ipsos, приведенным В. Ванчуговым, 37%
177
Нигерия и Центральный Берег Слоновой Кости, где арабские и фуланские мусульмане стремятся захватить юг, чтобы навязать исламское доминирование и, в итоге, законы шариата на христиан, анимистов и светских африканцев; Восточная Индонезия (Центральная
Сулавеси, Молуккские острова и Папуа), где мусульмане продвигаются на восток, чтобы распространить исламскую гегемонию, а, следовательно, и законы шариата среди христиан и племенных народностей, подвергшихся прежде голландской колонизации.
Южные Филиппины, где проарабская мусульманская группировка
Моро сражается с преимущественно католическим правительством за установление независимого мусульманского государства, действующего по законам шариата.
Исторический опыт религиозных войн укоренил в массовом сознании представителей традиционных религий стереотипы враждебности. Кроме того, разный уровень социально- экономического развития конфессиональных государственных объединений, согласно закону неравномерности развития обществ и государств, порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Однако если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией нормы государственного, семейного и уголовного права. Религиозная принадлежность часто играет решающую роль и в политических пристрастиях человека. На эту тему очень метко заметил в свое время индийский политический деятель Махатма Ганди: «Те, кто думает, будто религия не связана с политикой, ничего не смыслят в политике». Именно в
Индии после обретения независимости в 1947 г. по причине разделения Пенджаба и Бенгалии начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 чел. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира
— около 12 млн. индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана. По данным компании Ipsos, приведенным В. Ванчуговым, 37%
177
американцев считают, что религия должна влиять на решения, принимаемые их правительством. Подобных воззрений придерживаются 30% итальянцев, 25% канадцев, 22% австралийцев,
21% южнокорейцев, 20% мексиканцев, немцев и англичан, 17% испанцев и 12% французов.
Сегодня религия оказывает существенное влияние и на волеизъявление граждан. К примеру, в США большинство иудеев, мусульман и буддистов предпочитают голосовать за представителей
Демократической партии. Евангелические христиане и мормоны в подавляющем большинстве случаев называют себя приверженцами
Республиканской партии. Люди, не принадлежащие ни к одной конфессии, как правило, голосуют за независимых политиков. 83% американцев готовы проголосовать за кандидата в президенты США, который принадлежит к Католической церкви. 9% опрошенных газетой Los Angeles Times и компанией Bloomberg, не сделают этого ни под каким видом. На втором месте по степени предпочтительности — кандидат в президенты, исповедующий иудаизм. За него готовы отдать свои голоса 78% американцев
(соответственно, 14% не пойдут на это). 65% голосов способен набрать кандидат-протестант (против 22%), 53% — мормон (35%),
24% — мусульманин (53%).
В то же время в мире достаточно примеров, когда представители различных религий бесконфликтно живут на территории одного государства. Одним из них является так называемый «казахский феномен». Вот уже более 15 лет в этой многонациональной и многоконфессиональной республике проводятся Дни духовного согласия с непосредственным участием
Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. За это время число религиозных объединений увеличилось более чем в 4 раза. По всей республике строятся мечети, церкви, синагоги. Это яркое подтверждение того, что в стране отсутствует межконфессиональная вражда. Данный вывод подтверждают слова архимандрита Серапиона, настоятеля Константино-Еленинского кафедрального собора: «Нам очень приятно, что мы в нашей стране
Казахстан, можем спокойно исповедовать веру православную, не боясь, не стесняясь, что может возникнуть конфликт», а также данные социологического исследования, проведенного в 2009 г. в
Карагандинской области Казахстана.
Если говорить о
178
21% южнокорейцев, 20% мексиканцев, немцев и англичан, 17% испанцев и 12% французов.
Сегодня религия оказывает существенное влияние и на волеизъявление граждан. К примеру, в США большинство иудеев, мусульман и буддистов предпочитают голосовать за представителей
Демократической партии. Евангелические христиане и мормоны в подавляющем большинстве случаев называют себя приверженцами
Республиканской партии. Люди, не принадлежащие ни к одной конфессии, как правило, голосуют за независимых политиков. 83% американцев готовы проголосовать за кандидата в президенты США, который принадлежит к Католической церкви. 9% опрошенных газетой Los Angeles Times и компанией Bloomberg, не сделают этого ни под каким видом. На втором месте по степени предпочтительности — кандидат в президенты, исповедующий иудаизм. За него готовы отдать свои голоса 78% американцев
(соответственно, 14% не пойдут на это). 65% голосов способен набрать кандидат-протестант (против 22%), 53% — мормон (35%),
24% — мусульманин (53%).
В то же время в мире достаточно примеров, когда представители различных религий бесконфликтно живут на территории одного государства. Одним из них является так называемый «казахский феномен». Вот уже более 15 лет в этой многонациональной и многоконфессиональной республике проводятся Дни духовного согласия с непосредственным участием
Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. За это время число религиозных объединений увеличилось более чем в 4 раза. По всей республике строятся мечети, церкви, синагоги. Это яркое подтверждение того, что в стране отсутствует межконфессиональная вражда. Данный вывод подтверждают слова архимандрита Серапиона, настоятеля Константино-Еленинского кафедрального собора: «Нам очень приятно, что мы в нашей стране
Казахстан, можем спокойно исповедовать веру православную, не боясь, не стесняясь, что может возникнуть конфликт», а также данные социологического исследования, проведенного в 2009 г. в
Карагандинской области Казахстана.
Если говорить о
178
взаимоотношениях друг к другу представителей различных вероисповеданий, то у 54,5% опрошенных — доброжелательное с пониманием права их выбора. Не вступают с ними в конфликты –
16,7% опрошенных. Безразличное отношение как к верующим испытывают 13,3%. Не задумываются вообще над этим 11,1% из числа всех опрошенных респондентов. С неприязнью относятся только 0,3%. По религиозным мотивам 93,7% жителей области никогда не испытывали недоброжелательных отношений, испытывали в различной степени 6,3% опрошенных.
Начавшийся в России в первой половине 90-х гг. прошлого в. религиозный ренессанс, также стал следствием глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений в обществе.
Именно в эти гг. заметно вырос уровень религиозности в стране, что неизмеримо обогатило духовную жизнь общества, но, в то же время, породило множество различных проблем, в том числе и в религиозной сфере. В современной России сосуществуют уже около
70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. По данным
ВЦИОМ (март 2010 г.) в России исповедуют: православие — 75%, ислам — 5%, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1% и меньше, неверующие составляют 8%. Однако стоит отметить, что, по мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания. Протоиерей
Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил: «По приведенным данным можно только сказать, что 30% — действительно христиане,
35% хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14% — это просто не христиане».
Конфликтологи, проведя анализ воздействия религии на отношения сторон в конфликтах, сделали ряд выводов:
во-первых, конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждой из региональных цивилизаций (суперэтносов);
во-вторых, принадлежность к тому или иному этносу, как правило, отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине (например, индо-пакистанский кризис носит ярко
179
16,7% опрошенных. Безразличное отношение как к верующим испытывают 13,3%. Не задумываются вообще над этим 11,1% из числа всех опрошенных респондентов. С неприязнью относятся только 0,3%. По религиозным мотивам 93,7% жителей области никогда не испытывали недоброжелательных отношений, испытывали в различной степени 6,3% опрошенных.
Начавшийся в России в первой половине 90-х гг. прошлого в. религиозный ренессанс, также стал следствием глубоких социальных, политических, экономических и культурных изменений в обществе.
Именно в эти гг. заметно вырос уровень религиозности в стране, что неизмеримо обогатило духовную жизнь общества, но, в то же время, породило множество различных проблем, в том числе и в религиозной сфере. В современной России сосуществуют уже около
70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала императивом современности. По данным
ВЦИОМ (март 2010 г.) в России исповедуют: православие — 75%, ислам — 5%, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1% и меньше, неверующие составляют 8%. Однако стоит отметить, что, по мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания. Протоиерей
Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил: «По приведенным данным можно только сказать, что 30% — действительно христиане,
35% хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14% — это просто не христиане».
Конфликтологи, проведя анализ воздействия религии на отношения сторон в конфликтах, сделали ряд выводов:
во-первых, конфессиональное единство является устойчивым компонентом каждой из региональных цивилизаций (суперэтносов);
во-вторых, принадлежность к тому или иному этносу, как правило, отождествляется с принадлежностью к конфессиональной общине (например, индо-пакистанский кризис носит ярко
179