ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конфронтационные интересы: их реализация немыслима без ущемления интересов других государств и может быть осуществлена за их счет.
Анализ сущности внешнеполитических интересов показывает, что к межгосударственному конфликту, как правило, могут привести только конфронтационные интересы. Связано это с тем, что само по себе столкновение интересов государств на международной арене в условиях устоявшейся системы межгосударственных отношений является следствием неравномерности в их развитии, а, следовательно, и изменений соотношения сил между ними. Бурный социально-экономический рост того или иного государства не
«вписывается» в ранее установленные ролевые функции, требует выхода за их пределы (например, экономическая экспансия Китая, особенно в отношении США). Но сложившаяся система отношений не позволяет решить этот вопрос без ущерба для интересов других государств, стремящихся к консервации своего места и роли на международной арене. В этой ситуации и возникают
конфронтационные интересы, которые впоследствии могут привести к межгосударственному конфликту.
Ранее мы уже отмечали, что с точки зрения теории международных отношений межгосударственный конфликт является разновидностью международных отношений. Следовательно,
субъектами межгосударственных конфликтов являются коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций. Исходя из этого, А. Анцупов и А. Шипилов выделяют следующие виды межгосударственных конфликтов: непосредственно
межгосударственные конфликты (обе стороны – государства);
национально-освободительные войны
(одна из сторон — государство), антиколониальные войны народов против расизма или
правительств; внутренние интернационализированные конфликты
(государство — помощник одной из сторон на территории другого государства). По данным Упсальского университета с начала 1990 и по конец 1999 гг. в мире произошло 118 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и два крупных региона и унесли жизни примерно 6 млн. чел. Из 118 вооруженных конфликтов 10 можно четко определить как межгосударственные. Пять вооруженных
199
конфликтов относятся к войнам за независимость, хотя и во многих других случаях участники считают свои конфликты именно таковыми. 100 конфликтов были «в значительной мере», «главным образом» или «исключительно» внутренними конфликтами.
Мировой опыт показывает, что основной характеристикой субъектов межгосударственных конфликтов является
сила
государства.Под ней понимается способность одного государства заставить или убедить другое государство сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы. Иными словами, сила государства означает способность к принуждению. Согласно Г. Моргентау в этом понятии девять факторов: географическое положение; естественные
ресурсы; промышленные возможности; военный потенциал;
население; национальный характер; национальная мораль (степень
поддержки населения); качество дипломатии; качество
правительства.
Поскольку предметом межгосударственного конфликта является противоречие во внешнеполитических интересах различных государств или их объединений, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия.
Межгосударственные конфликты распространены по всей нашей планете Земля. Например, по данным ООН в 1994 г. в мире было 34 крупных вооруженных конфликта в 28зонах (территориях государств, где вспыхивали конфликты). А в 1989 г. их насчитывалось 137. Распределение их по регионам было следующим:
Африка — 43, из них в 1993 г. — 7; Азия — 49, в том числе в 1993 г.
— 9; Центральная и Южная Америка — 20, в 1993 г. — 3; Европа —
13, в 1993 г. — 4; Ближний Восток — 23, из них в 1993 г. — 4. Как видно из этого анализа, общая тенденция — уменьшение зон конфликтов в конце 1990-х гг.. В то же время, как это ни покажется неожиданным, единственным регионом, где наблюдалась тенденция к их увеличению, была Европа. Их число здесь в 1993 г. возросло с двух до четырех. Причиной 19 конфликтов стали территориальные споры, другие возникали в связи с проблемами получения этнонациональными общностями автономии или независимости, а также по причине смены либо политической системы, либо правительства в данной стране. Таковы конфликты между
Азербайджаном и самопровозглашенной Республикой Нагорный
200
Мировой опыт показывает, что основной характеристикой субъектов межгосударственных конфликтов является
сила
государства.Под ней понимается способность одного государства заставить или убедить другое государство сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы. Иными словами, сила государства означает способность к принуждению. Согласно Г. Моргентау в этом понятии девять факторов: географическое положение; естественные
ресурсы; промышленные возможности; военный потенциал;
население; национальный характер; национальная мораль (степень
поддержки населения); качество дипломатии; качество
правительства.
Поскольку предметом межгосударственного конфликта является противоречие во внешнеполитических интересах различных государств или их объединений, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия.
Межгосударственные конфликты распространены по всей нашей планете Земля. Например, по данным ООН в 1994 г. в мире было 34 крупных вооруженных конфликта в 28зонах (территориях государств, где вспыхивали конфликты). А в 1989 г. их насчитывалось 137. Распределение их по регионам было следующим:
Африка — 43, из них в 1993 г. — 7; Азия — 49, в том числе в 1993 г.
— 9; Центральная и Южная Америка — 20, в 1993 г. — 3; Европа —
13, в 1993 г. — 4; Ближний Восток — 23, из них в 1993 г. — 4. Как видно из этого анализа, общая тенденция — уменьшение зон конфликтов в конце 1990-х гг.. В то же время, как это ни покажется неожиданным, единственным регионом, где наблюдалась тенденция к их увеличению, была Европа. Их число здесь в 1993 г. возросло с двух до четырех. Причиной 19 конфликтов стали территориальные споры, другие возникали в связи с проблемами получения этнонациональными общностями автономии или независимости, а также по причине смены либо политической системы, либо правительства в данной стране. Таковы конфликты между
Азербайджаном и самопровозглашенной Республикой Нагорный
200
Карабах, поддерживаемой Арменией; грузино-абхазский и грузино- южноосетинский конфликты; конфликты в бывшей Югославии и др.
Раскрывая сущность межгосударственного конфликта, следует отметить, что в разные эпохи развития мировой цивилизации они имели свои специфики зарождения и динамики развития.
Конфликтологи (А. Анцупов, А. Шипилов) отмечают, что сегодня специфика межгосударственных конфликтов определяется следующими факторами: их субъектами выступают государства
или коалиции; межгосударственный конфликт является
продолжением
политики
государств-участников;
межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой
гибели людей в странах-участницах и во всем мире; в основе
межгосударственных конфликтов лежит столкновение
национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
современные межгосударственные конфликты одновременно
локально и глобально влияют на международные отношения.
Главной спецификой является то, что межгосударственный
конфликт часто реализуется в виде вооруженного насилия.
Характерной особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:
во-первых, переход внутриполитического конфликта в
межгосударственный (в этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта; примерами могут служить эволюции афганского конфликта в 70 – 80-х гг. или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х гг. ХХ в.);
во-вторых, влияние межгосударственного конфликта на
возникновение внутриполитического конфликта (выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.);
в-третьих, межгосударственный конфликт может стать
одной из причин временного урегулирования внутриполитического
конфликта (например, в гг. Второй мировой войны Движение сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий).
201
Таким образом, межгосударственный конфликт есть не что иное, как политическое отношение между двумя государствами. Его характер, качество определяет единство системы, структуры и процесса данного межгосударственного конфликта.
Межгосударственный конфликт сам по себе может быть выделен как относительно самостоятельная, динамично развивающаяся социальная система, выступающая по отношению к системе международных отношений как некая подсистема, обладающая такими же чертами, какие присущи системе международных отношений, и наряду с этим собственными чертами развития.
2. Динамика и типология межгосударственных конфликтов
Мировой опыт показывает, что в динамике межгосударственный конфликт представляет собой процесс, в ходе которого происходит изменение его субъектов, а, следовательно, и характера противоречий, лежащих в его основе. Раскрытие динамики этого конфликтного взаимодействия, считает Б. Путилин, состоит в анализе различных, сменяющихся во времени состояний отношений, каждому из которых соответствует своя фаза развития межгосударственного конфликта. Фазы (этапы, ступени) развития конфликта имеют реальный и детерминированный характер, т.е. каждая из них характеризуется определенным набором действий и противодействий его субъектов.
Фазы развития межгосударственного конфликта имеют ярко выраженные признаки, относящиеся к изменению внутреннего состояния государств — субъектов конфликта, к их социально- политическим, экономическим, военным и иным интересам и целям, внешнеполитическим союзам и обязательствам, международным условиям, в которых конфликт развивается. Однако в реальной действительности, по мнению конфликтологов, обнаружить подобное единообразие невозможно. Связано это с тем, что в зависимости от сущности, содержания и формы того или иного межгосударственного конфликта, конкретных интересов и целей его субъектов, применяемых средств и возможностей введения новых, вовлечения других или выхода имеющихся участников, индивидуального хода и общих международных условий его развития, межгосударственный конфликт может проходить через самые различные, в том числе и
202
нестандартные фазы. При этом в той или иной фазе конфликта могут отсутствовать те или иные фазообразующие признаки. Некоторые фазы могут выпадать, неожиданно появляться новые, они могут меняться местами.
Вместе с тем в конфликтологической литературе выделяются некоторые общие критерии перехода от одной фазы к другой, а также постоянно или почти постоянно присутствующие группы политических, социально-экономических, военных или иных признаков, изменения в которых объективно, но не обязательно ведут к преобразованию одной фазы конфликта в другую. Таким критерием некоторые конфликтологи (Б. Путилин, А. Дмитриев, А. Кибанов и др.) считают понятие уровня (порога) развития противоречия или группы противоречий в конфликтной форме на определенной фазе развития конфликта. Порог означает эскалацию конфликтных отношений из одного качества в другое. Этому переходу предшествует накопление некоторых, обычно свойственных для следующей фазы конфликта, политических, экономических, военных элементов, обусловливающих скачок отношений от одного уровня конфликтности к другому. Как правило, переходу из одной фазы конфликта в другую, преодолению порога предшествует такая ступень развития конфликта, как кризис. В то же время следует учитывать, что кризис не является обязательной стадией (ступенью) конфликта. Рассмотрим обобщенные фазы развития межгосударственного конфликта.
Первая фаза – это осознанное сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно- стратеги-ческие, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.
Вторая фаза
– это субъективное определение непосредственными сторонами конфликта своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы для разрешения объективных или субъективных противоречий с учетом своего потенциала и возможностей применения мирных и военных средств, использования международных союзов и обязательств, оценки общей внутренней и международной ситуации. В ходе этой фазы субъектами конфликта
203
Вместе с тем в конфликтологической литературе выделяются некоторые общие критерии перехода от одной фазы к другой, а также постоянно или почти постоянно присутствующие группы политических, социально-экономических, военных или иных признаков, изменения в которых объективно, но не обязательно ведут к преобразованию одной фазы конфликта в другую. Таким критерием некоторые конфликтологи (Б. Путилин, А. Дмитриев, А. Кибанов и др.) считают понятие уровня (порога) развития противоречия или группы противоречий в конфликтной форме на определенной фазе развития конфликта. Порог означает эскалацию конфликтных отношений из одного качества в другое. Этому переходу предшествует накопление некоторых, обычно свойственных для следующей фазы конфликта, политических, экономических, военных элементов, обусловливающих скачок отношений от одного уровня конфликтности к другому. Как правило, переходу из одной фазы конфликта в другую, преодолению порога предшествует такая ступень развития конфликта, как кризис. В то же время следует учитывать, что кризис не является обязательной стадией (ступенью) конфликта. Рассмотрим обобщенные фазы развития межгосударственного конфликта.
Первая фаза – это осознанное сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно- стратеги-ческие, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.
Вторая фаза
– это субъективное определение непосредственными сторонами конфликта своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы для разрешения объективных или субъективных противоречий с учетом своего потенциала и возможностей применения мирных и военных средств, использования международных союзов и обязательств, оценки общей внутренней и международной ситуации. В ходе этой фазы субъектами конфликта
203
определяется или частично реализуется система взаимных практических действий, носящих характер борьбы или сотрудничества, с целью разрешить противоречие в интересах той или иной стороны или мирными средствами на основе компромисса между ними.
Третья фаза заключается в практическом использовании сторонами достаточно широкого диапазона экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, международно-правовых, дипломатических и даже военных средств
(не применяя их, однако, в форме прямого вооруженного насилия), вовлечения в той или иной форме в борьбу непосредственно конфликтующими сторонами других государств (индивидуально, через военно-политические союзы, договоры, через ООН и другие государственные и негосударственные организации) с последующим усложнением системы политических отношений и действий всех прямых и косвенных сторон в данном конфликте.
Четвертая фаза – эскалация борьбы до наиболее острого политического уровня – международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государств данного региона, ряда регионов, крупнейших мировых держав, вовлечь ООН, а в ряде случаев – стать мировым кризисом, что придаст конфликту невиданную ранее остроту и содержит прямую угрозу того, что одной или несколькими сторонами будет использована военная сила.
Пятая фаза – это межгосударственный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения охватывают цели, территории, масштаб и уровень ведения боевых действий, применяемые военные средства, количество союзников и их мировой статус), способного при определенных обстоятельствах развиваться до более высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия и возможным вовлечением союзников одной или обеими сторонами. Если рассматривать эту фазу межгосударственного конфликта в динамике, то в ней можно выделить целый ряд полуфаз, характеризующих эскалацию военных действий.
Шестая фаза – фаза урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение интенсивности взаимодействия, более активное вовлечение дипломатических средств, поиск
204
Третья фаза заключается в практическом использовании сторонами достаточно широкого диапазона экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, международно-правовых, дипломатических и даже военных средств
(не применяя их, однако, в форме прямого вооруженного насилия), вовлечения в той или иной форме в борьбу непосредственно конфликтующими сторонами других государств (индивидуально, через военно-политические союзы, договоры, через ООН и другие государственные и негосударственные организации) с последующим усложнением системы политических отношений и действий всех прямых и косвенных сторон в данном конфликте.
Четвертая фаза – эскалация борьбы до наиболее острого политического уровня – международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государств данного региона, ряда регионов, крупнейших мировых держав, вовлечь ООН, а в ряде случаев – стать мировым кризисом, что придаст конфликту невиданную ранее остроту и содержит прямую угрозу того, что одной или несколькими сторонами будет использована военная сила.
Пятая фаза – это межгосударственный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения охватывают цели, территории, масштаб и уровень ведения боевых действий, применяемые военные средства, количество союзников и их мировой статус), способного при определенных обстоятельствах развиваться до более высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия и возможным вовлечением союзников одной или обеими сторонами. Если рассматривать эту фазу межгосударственного конфликта в динамике, то в ней можно выделить целый ряд полуфаз, характеризующих эскалацию военных действий.
Шестая фаза – фаза урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение интенсивности взаимодействия, более активное вовлечение дипломатических средств, поиск
204
взаимных компромиссов, переоценку и корректировку национально- государственных интересов. При этом урегулирование конфликта может стать следствием усилий одной или всех сторон конфликта либо начаться вследствие давления «третьей» стороны, в роли которой может оказаться крупная держава, международная организация либо мировое сообщество в лице ООН.
Рассмотрение сущности межгосударственного конфликта, породивших его противоречий, содержания, структуры и процесса его развития позволило конфликтологам найти решение вопроса, связанного с типологией конфликтов, поскольку без построения типологии и классификации межгосударственных конфликтов невозможно вести анализ их социально-политической сущности, содержания и форм на сколько-нибудь серьезной теоретической основе.
Необходимо отметить, что в современной конфликтологии нет достаточно устоявшейся типологии межгосударственных конфликтов. Имеющимся методикам при всей схожести между собой нередко присущи принципиальные отличия. Однако, как отмечают конфликтологи, в большинстве конфликтов все-таки прослеживается сочетание нескольких категорий типологизации. В связи с этим в самом общем плане классификацию межгосударственного конфликта можно провести по целому ряду оснований, к которым относятся:
цивилизационно-культурологические особенности; причины
возникновения конфликта; характер противоречий, лежащих в его
основе; характер участников; интересы субъектов;
пространственно-временные масштабы; применяемые средства;
характер динамики развития; социально-психологические факторы
конфликта; его длительность.Рассмотрим некоторые из них.
Так, в частности, по характеру противоречий, лежащих в основе межгосударственного конфликта,
выделяются:
экономические, политические, идеологические, социально-
политические, этнические и религиозные конфликты, которые условно можно разбить на две группы: политические и
неполитические. Последние в случае их трансформации в национально-государственные интересы приобретают характер политических. Кроме того, противоречия бывают объективными и
субъективными, которые могут исчезнуть в связи со сменой политического руководства или лидера одной из сторон конфликта.
205
Рассмотрение сущности межгосударственного конфликта, породивших его противоречий, содержания, структуры и процесса его развития позволило конфликтологам найти решение вопроса, связанного с типологией конфликтов, поскольку без построения типологии и классификации межгосударственных конфликтов невозможно вести анализ их социально-политической сущности, содержания и форм на сколько-нибудь серьезной теоретической основе.
Необходимо отметить, что в современной конфликтологии нет достаточно устоявшейся типологии межгосударственных конфликтов. Имеющимся методикам при всей схожести между собой нередко присущи принципиальные отличия. Однако, как отмечают конфликтологи, в большинстве конфликтов все-таки прослеживается сочетание нескольких категорий типологизации. В связи с этим в самом общем плане классификацию межгосударственного конфликта можно провести по целому ряду оснований, к которым относятся:
цивилизационно-культурологические особенности; причины
возникновения конфликта; характер противоречий, лежащих в его
основе; характер участников; интересы субъектов;
пространственно-временные масштабы; применяемые средства;
характер динамики развития; социально-психологические факторы
конфликта; его длительность.Рассмотрим некоторые из них.
Так, в частности, по характеру противоречий, лежащих в основе межгосударственного конфликта,
выделяются:
экономические, политические, идеологические, социально-
политические, этнические и религиозные конфликты, которые условно можно разбить на две группы: политические и
неполитические. Последние в случае их трансформации в национально-государственные интересы приобретают характер политических. Кроме того, противоречия бывают объективными и
субъективными, которые могут исчезнуть в связи со сменой политического руководства или лидера одной из сторон конфликта.
205
Такие противоречия могут носить антагонистический либо
неантагонистический характер, что скажется на формах, масштабах и средствах развития межгосударственного конфликта.
Межгосударственные конфликты могут различаться и по
своему пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные и
локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, а также двусторонние. В зависимости от длительности межгосударственные конфликты могут быть затяжными, средней длительности, краткосрочными.
Если в основу типологии положить применяемые
конфликтующими сторонами средства, то обычно выделяют
вооруженные конфликты и конфликты с применением только
мирных средств. При этом вооруженные конфликты могут быть конфликтами с массированным использованием военного потенциала
и с ограниченным использованием военной силы, что определяется уровнем противоречий между интересами субъектов конфликта. В межгосударственных конфликтах с использованием только мирных средств последние могут быть задействованы как комплексно, так и выборочно (различные виды блокады, эмбарго, торговые ограничения, снижение уровня дипломатического представительства и т.п.).
По характеру динамики развития можно выделить:
эволюционные конфликты
(в ходе которых конфликт последовательно проходит фазы своего развития); скачкообразные
(при которых возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации, так и деэскалации конфликта); вялотекущие;
взрывные; латентные и явные.
Исходя из интересов субъектов межгосударственного
конфликта, выделяют следующие типы: конфликт идеологий;
конфликт политического господства; территориальный конфликт;
этнический конфликт, религиозный конфликт; экономический
конфликт. Каждый из указанных типов имеет свои особенности.
Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов, которым, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие
206
претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и
Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим. Во-
вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе имеют место в бывшей Югославии, в России, в Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании,
Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах. При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводятся без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы, этносы и семьи оказываются проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии,
Северного Кавказа, Севера и Сибири, Балтии.
Таким образом, межгосударственный конфликт выступает как многогранное явление, имеющее политический оттенок. В нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру внешнеполитические интересы государств.
Межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Однако во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.
3. Формы и методы предотвращения и урегулирования
межгосударственных конфликтов
Мировая практика показывает, что на любой из рассмотренных выше первых пяти фаз межгосударственного конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалационный ход его развития, воплощающийся в мирном противостоянии и перерыве в силовых действиях, переговорах об
207
Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим. Во-
вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе имеют место в бывшей Югославии, в России, в Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании,
Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах. При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы проводятся без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы, этносы и семьи оказываются проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии,
Северного Кавказа, Севера и Сибири, Балтии.
Таким образом, межгосударственный конфликт выступает как многогранное явление, имеющее политический оттенок. В нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру внешнеполитические интересы государств.
Межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Однако во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.
3. Формы и методы предотвращения и урегулирования
межгосударственных конфликтов
Мировая практика показывает, что на любой из рассмотренных выше первых пяти фаз межгосударственного конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалационный ход его развития, воплощающийся в мирном противостоянии и перерыве в силовых действиях, переговорах об
207
ослаблении или ограничении данного конфликта. В этом случае может произойти ослабление, переход в латентную стадию или ликвидация данного конфликта на основе достижения компромисса между сторонами по поводу лежащего в основе конфликта противоречия. Вместе с тем на шестой фазе возможен, при определенных условиях, новый цикл эволюционного или взрывного развития конфликта, например от мирного к силовому, если конкретное противоречие, лежащее в его основе, не было решено полностью и на достаточно длительный период.
Наиболее приемлемая форма урегулирования межгосударственного конфликта – это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет, в конечном счете, устранить саму причину конфликта. В случае если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие силового поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может, при благоприятных внутренних и международных условиях, снова перерасти в актуализированную.
В процессе урегулирования межгосударственного конфликта необходим учет социокультурной среды каждого его субъекта, а также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим в конфликтологии (Т. Резникова) выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская,
статусная и ролевая.
Гегемонистская модель соизмеряет поведение сторон с установками «центра силы» и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с
«нулевой суммой», в которой выигрыш одной стороны равен
проигрышу другой.
Статусная модель структурно соизмеряет поведение с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил. Она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе
паритета или правовых норм.
Ролевая модель структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны. Она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него всей конфликтной ситуации,
208
Наиболее приемлемая форма урегулирования межгосударственного конфликта – это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет, в конечном счете, устранить саму причину конфликта. В случае если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие силового поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может, при благоприятных внутренних и международных условиях, снова перерасти в актуализированную.
В процессе урегулирования межгосударственного конфликта необходим учет социокультурной среды каждого его субъекта, а также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим в конфликтологии (Т. Резникова) выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская,
статусная и ролевая.
Гегемонистская модель соизмеряет поведение сторон с установками «центра силы» и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с
«нулевой суммой», в которой выигрыш одной стороны равен
проигрышу другой.
Статусная модель структурно соизмеряет поведение с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил. Она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе
паритета или правовых норм.
Ролевая модель структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны. Она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него всей конфликтной ситуации,
208