Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 847

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема 31. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Вопросы

1. Задачи и основные функции органов внутренних дел на транспорте.

2. Система и структура аппаратов и подразделений органов внутренних дел на транспорте

3. Особенности организации общественного порядка на объектах водного и воздушного транспорта.

4. Виды нарядов полиции на транспорте и тактика несения службы по охране общественного порядка.
1. Задачи и основные функции органов внутренних дел на транспорте
Известно, что в последнее время в связи со сложной криминальной обстановкой, ситуация в стране резко обострилась. То же самое можно сказать и о транспортных «артериях». Преступность возрастает каждый год на 15-20 %. Участились случаи совершения террористических актов, в том числе и на объектах транспорта. Резко увеличилось количество хулиганских проявлений (порчи оборудования, поджоги вагонов и т.д.). На крайне низком уровне остается обслуживание пассажиров, злоупотребление при реализации билетов. Здания вокзалов, аэровокзалов, аэропортов сдаются в аренду коммерческим организациям. Конструкция автоматических камер хранения не обеспечивает надежную сохранность вещей, увеличивается загруженность транспорта, участились забастовки работников железнодорожного транспорта, диспетчеров авиационного транспорта, возрос уровень травматизма и аварийности. В связи с вышеизложенным в 2002 году началась реорганизация системы органов внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Кроме того в 2011 году, реформирование всей системы МВД, перевод милиции в полицию, затронуло в том числе и ОВД на транспорте.

Органы внутренних дел на транспорте - это организационно-самостоятельная система органов внутренних дел, созданная для обеспечения порядка и борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушно-гражданском, речном и морском-каботажном транспорте. Условно ее называют транспортной полицией, но включает это понятие как полицейские, так и неполицейские подразделения.

Основной задачей органов внутренних дел на транспорте является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. В общей части курса «Административная деятельность органов внутренних дел» подробно рассмотрены понятия общественного порядка и общественной безопасности, но целесообразно обратить внимание на особенности общественной безопасности на транспорте.



Общественная безопасность на объектах транспорта – это система общественных отношений, которые возникают в процессе пользования источниками повышенной опасности в сфере пассажирских и грузовых перевозок на основе правовых и организационно технических норм (правил) в целях недопущения (предупреждения и пресечения) вредных последствий, обеспечения нормального состояния и функционирования объектов транспорта, сохранности жизни и здоровья пассажиров и перевозки грузов.

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на транспорте осуществляется в сложных специфических условиях деятельности транспортной системы.

При всей внешней схожести органов внутренних дел на транспорте и территориальных органов внутренних дел, их организация и практическое осуществление имеют определенные различия.

Во-первых, деятельность органов внутренних дел на транспорте осуществляется в рамках одной отрасли на четко определенных объектах.

Во-вторых, осуществление этих функций протекает в условиях постоянно действующих на объектах транспорта производственных факторов. Это круглосуточная работа вокзалов, аэропортов, беспрерывные потоки пассажиров, концентрация товарно-материальных ценностей и другие факторы, которые, проявляясь в самых разнообразных сочетаниях, неожиданно изменяют оперативную обстановку, направленность и интенсивность действий подразделений органов внутренних дел на транспорте.

В-третьих, отсутствие в ряде случаев возможности получить вовремя необходимую информацию, помощь, совет предопределяют в работе этих органов широкое применение типовых вариантов действий и управленческих решений. Поэтому действия сотрудников полиции в подробных ситуациях должны быть доведены до автоматизма.

Очевидно, что на общественный порядок и безопасность на транспорте, помимо повседневных факторов, обуславливающих их состояние, оказывают влияние целый ряд специфических условий. Среди них, традиционно выделяются следующие:

1) значительная протяженность участков оперативного обслуживания;

2) сосредоточенность на сравнительно небольших территориях большого количества материальных ценностей и лиц, занятых или причастных к транспортному процессу;

3) быстрота перемещения грузов;

4) сезонность работы транспорта;

5) непрерывность, цикличность и взаимосвязанность транспортных перевозок;


6) строгий режим работы и особая дисциплина и др.

Данная специфика обусловила создание в структуре органов внутренних дел специального аппарата, призванного решать задачи, связанные с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка в транспортной инфраструктуре

Органы внутренних дел на транспорте выполняют функции по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности во взаимодействии, прежде всего с администрацией транспортных ведомств, общественностью и с территориальными органами внутренних дел.

Взаимодействие между органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России221.

Взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами: законности, активности, непрерывности, целеустремленности, конспирации, комплексного использования сил и средств с учетом их предназначения и возможностей.

Взаимодействие между органами внутренних дел на транспорте, администрациями транспортных объектов, общественностью и территориальными органами внутренних дел представляет в общем виде совместную деятельность по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, проведению профилактических мероприятий и пресечению правонарушений на транспорте.

В целях организации взаимодействия между органами внутренних дел на транспорте и территориальными органами внутренних дел осуществляется постоянный обмен информацией о состоянии и изменениях оперативной обстановки на территориях оперативного обслуживания для выработки совместных мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также розыску лиц, их совершивших. Кроме того организуется на базе совместных оперативных заслонов, созданных на железнодорожных станциях, авиационных, морских и речных портах, работа оперативно-поисковых групп по выявлению и задержанию разыскиваемых лиц.

Взаимодействие между территориальными и транспортными органами внутренних дел осуществляется посредством корректировки и реализации совместных планов различной направленности. Среди них планы антитеррористических мероприятий; по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников; по пресечению захвата объектов, подлежащих государственной охране; по освобождению заложников; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий по предупреждению блокирования и разблокирования транспортных коммуникаций; по ликвидации последствий при стихийных бедствиях, крушениях, катастрофах и других чрезвычайных обстоятельствах.


В качестве самостоятельного направления взаимодействия можно выделить проведение совместных мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. При осуществлении данных мероприятий органы внутренних дел обеспечивают:

– координацию совместной деятельности при проведении мероприятий по охране общественного порядка о время проведения массовых мероприятий, при ликвидации последствий катастроф, аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств;

– проведение совместных инструктажей нарядов при заступлении на службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на привокзальных площадях и иных прилегающих к объектам транспорта территориях;

– прием и содержание соответствующей категории правонарушителей в специальных учреждениях полиции органов внутренних дел на основании материалов, подготовленных ОВДТ, при отсутствии или значительной удаленности в структуре ОВДТ специальных учреждений полиции.

Отдельным направлением взаимодействия выступает координация усилий органов внутренних дел на транспорте с территориальными ОВД при совершении на территории обслуживания преступлений. В подобных ситуациях обеспечивается незамедлительное взаимное информирование о подготовке или совершении преступления за пределами территории оперативного обслуживания. Обеспечивается сбор исчерпывающих данных о лицах, причастных к совершению преступления, о месте и способе совершения. В случае необходимости проводятся неотложные оперативно-следственные мероприятия и процессуальные действия, о которых сообщается в орган внутренних дел по территориальности. Органы внутренних дел на основе письменного запроса и соответствующего доступа, обеспечивают своевременный взаимный доступ к базам данных подразделений оперативно-розыскной информации.

При этом взаимодействующие стороны принимают меры, обеспечивающие надежную защиту полученных друг от друга сведений и ограничение круга лиц, имеющих к ним доступ. Запрещается передавать такие сведения другим учреждениям, общественным и иным организациям и отдельным гражданам без разрешения стороны, представившей эти сведения.

Таким образом, взаимодействие с территориальными органами внутренних дел складывается из взаимной информации, планирования и проведения совместных мероприятий. Подразделения органов внутренних дел на транспорте информируют территориальные органы внутренних дел об авариях, катастрофах, случаях пропажи (хищения, захвата) плавсредств, особенно быстроходных, а также автотранспортных средств. Сообщают о лицах, привлекаемых к ответственности за правонарушения, о выявленных преступных связях, о событиях и фактах, которые могут осложнить оперативную обстановку и других обстоятельствах, которые имеют определенное значение для охраны общественного порядка на обслуживаемой ими территории.