ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 911
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественные советы при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции.
Общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
В субъекте Российской Федерации образуется одна общественная наблюдательная комиссия, которая осуществляет свою деятельность в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:
1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;
2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;
3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Численность общественной наблюдательной комиссии устанавливает Совет Общественной палаты Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации, в составе которой не может быть менее пяти и более двадцати членов.
Срок полномочий общественной наблюдательной комиссии составляет три года.
Формы деятельности общественной наблюдательной комиссии
:
1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля;
2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;
4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам.
5. Судебный и прокурорский надзор за деятельностью полиции.
Судебный надзор – одна из форм государственного контроля, т.к. суды дают оценку законности деятельности органов управления независимо от ее характера и служебного положения должностных лиц.
Судебный надзор в сфере внутренних дел может заключаться, например, в непосредственной проверке законности и обоснованности индивидуальных правовых актов и действий должностных лиц органов управления. Названный вид контроля может иметь сопутствующий характер, когда имеют место факты нарушения законности в сфере государственного управления, которые выявляются при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел.
Судебное решение, вынесенное по тому или иному делу, инициированному должностными лицами органов и учреждений МВД России, порой является критерием законности в органах внутренних дел. Суды рассматривают большое количество дел об административных правонарушениях, которые были возбуждены должностными лицами органов внутренних дел по фактам нарушения правил дорожного движения, за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и т.д. Рассматривая соответствующее дело об административном правонарушении, судья принимает решение о наказании лица, которое было привлечено к административной ответственности по инициативе должностных лиц органа внутренних дел. Принимая решение о наказании, судья изучает все материалы дела, проверяет его
материальные и процессуальные требования, тем самым осуществляя контроль за законностью примененных мер процессуального обеспечения. Изучив дело, проверив составленные в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные документы, оценив собранные доказательства, судья выносит постановление о применении такого наказания, как административный штраф, административный арест и др. Вынесение судьей такого решения означает, что должностные лица органов внутренних дел обеспечили выполнение всех требований закона.
Суды высших инстанций осуществляют контроль за законностью нормативных правовых актов, принимаемых МВД России.
В судах общей юрисдикции рассматривается большое количество гражданских дел, возбужденных как органами и учреждениями системы МВД России, так и сотрудниками органов внутренних дел, а также гражданами, которые ранее состояли на службе в органах внутренних дел. В этом случае принятое судом решение можно, в определенных случаях, рассматривать как лакмусовую бумажку законности в органах и учреждениях системы МВД России. Так, нередки случаи незаконного увольнения сотрудников из органов внутренних дел по самым различным основаниям. Некоторые уволенные сотрудники обращаются в суд с исковым требованием о восстановлении на службе. Если требование гражданина удовлетворяется полностью и он восстанавливается на службе, то налицо факт нарушения законности и прав гражданина. Если же в удовлетворении требования о восстановлении на службе гражданину отказано, то, значит, нарушений требований закона нет. Конечно, следует согласиться с тем, что суд не всегда является гарантом законности в деятельности органов внутренних дел, поскольку далеко не каждый сотрудник, в отношении которого допущены какие-либо нарушения законности, обращается в суд, да и суды далеко не всегда принимают законные и обоснованные решения в пользу сотрудников органов внутренних дел.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
В Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии с ст. 21 федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
100 предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько направлений надзора прокуратуры за полицией:
1) надзор за соблюдением в деятельности полиции прав и свобод человека и гражданина;
2) надзор за законностью приема, учета, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о правонарушениях;
3) надзор за законностью уголовно-процессуальной деятельности полиции;
4) надзор за законностью оперативно-разыскной деятельности полиции.
В процессе прокурорского надзора проверяется своевременность и правильность исполнения сотрудниками полиции требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях. Прокурор вправе:
-
посещать в любое время ОВД и специальные учреждения; -
опрашивать задержанных, заключенных под стражу; -
знакомиться с документами, на основании которых задержаны лица; -
требовать от руководства ОВД создания условий обеспечивающих права задержанных; -
проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности в административной деятельности полиции:
1. Протест прокурора – приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
2. Представление прокурора
– представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
3. Постановление прокурора – исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
4. Предостережение о недопустимости нарушения закона – в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
6. Обжалование неправомерных действий сотрудников полиции
Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ОВД.
Рассмотрение жалоб граждан осуществляется бесплатно.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.