Файл: Административная деятельность полиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 916

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное управление в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений:

  1. патрульно-постовой службы полиции (ППСП),

  2. по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств,

  3. участковых уполномоченных полиции (УУП),

  4. по делам несовершеннолетних (ПДН),

  5. по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства,

  6. лицензионно - разрешительной работы и контролю за негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью,

  7. охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых,

  8. а также изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых,

  9. центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей,

  10. специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

ГУОООП МВД России:

  • организационно обеспечивает проведение федеральных и межрегиональных оперативно-профилактических операций и мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений в пределах своей компетенции,

  • осуществляет контроль за выдачей, переоформлением, продлением срока действия, аннулированием (приостановлением действия) лицензий (разрешений) на оружие.

Важнейшим направлением в работе Главного управления является возрождение государственной системы профилактики правонарушений. Министерством в настоящее время подготовлен соответствующий проект федерального закона, который проходит процедуры межведомственного согласования.

Приказом МВД России от 05 октября 2013 г. «О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах» утверждено Наставление об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах.

Организационную основу комплексных сил в обеспечении правопорядка составляет План единой дислокации.

План единой дислокации разрабатывается в соответствии с положениями Наставления не менее чем один раз в два года в территориальных органах МВД России на районном уровне102 (на транспорте – на межрегиональном и районном уровнях).


Единая дислокация – расстановка сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на территории обслуживания территориального органа МВД России.

Комплексное использование сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по обеспечению правопорядка103 –способ организации совместной деятельности различных подразделений территориальных органов МВД России, при котором создаются условия для оптимального выполнения своих функциональных обязанностей, а при изменении оперативной обстановки обеспечивается возможность маневра имеющимися силами и средствами.

План комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах – текстовое и картографическое решение (выполненное в масштабе условными знаками) на определенный период времени (на перспективу) по организации деятельности комплексных сил, задействованных в обеспечении правопорядка на территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России на районном уровне или участке оперативного обслуживания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (на межрегиональном и районном уровнях), определяющее расстановку нарядов и обязанности применительно к конкретной территории.
1. Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ   «О полиции»104 первым назначением полиции законодатель назвал защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.

Также, в Законе отдельными назначением полиции является охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Это одни из важнейших функций полиции105.

Общественный порядок – это урегулированные нормами права и морали общественные отношения, в своей совокупности обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормы поведения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественной нравственности,

чести и достоинства граждан106.

К понятию «общественный порядок» тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Поэтому, общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны подразделений полиции по охране общественного порядка.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти создаются разнообразные государственные органы. Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся органы внутренних дел, которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Эти органы находятся в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, ему подотчетны и подконтрольны.


Органы внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением о МВД России107 в круг его задач входит обеспечение в пределах установленных полномочий защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности защиты прав и свобод человека и гражданина, организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, а также организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия. Решение этих задач самым непосредственным образом влияет на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Министр внутренних дел несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД России. Составной частью системы Министерства внутренних дел Российской Федерации является полиция, призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения108.

Исходя из вышеизложенных задач, для эффективного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, сотрудники полиции обязаны:

- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

- оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;


- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

- обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

- принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

- осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др.

В целях приведения структур территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»109, указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»110, от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»111, от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»112 и на основании подпункта 7 пункта 21 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» утвержден перечень подразделений полиции в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.