ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 919
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с Приказом МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 исполнительными звеньями в организации и непосредственном практическом обеспечении общественного порядка и общественной безопасности являются:
подразделения участковых уполномоченных полиции;
подразделения патрульно-постовой службы;
подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;
подразделения по исполнению административного законодательства, в том числе подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;
подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
подразделения вневедомственной охраны;
подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;
подразделения лицензионно-разрешительной работы.
Функции подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП), представляют собой комплекс организационных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбу с преступлениями и другими правонарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих перед данными подразделениями.
Аппараты и подразделения полиции ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельности: организационную и административно-исполнительскую. Организационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений полиции ООП, функциональных обязанностей их сотрудников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д. При этом в организаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных направления: внешнеорганизационное, заключающееся в осуществлении взаимодействия и координации деятельности рассматриваемых подразделений с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; внутриорганизационное,объектом взаимодействия которого является административно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений полиции ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспечения выполнения личным составом функциональных обязанностей; управления его служебной деятельностью; подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; планирования работы; выработки и принятия решений по расстановке сил и средств; контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.
Сущность административно-исполнительской деятельности подразделений полиции ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в выполнении других возложенных на нее функций.
Выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подразделения полиции ООП принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий. Они осуществляют надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; обеспечивают административно-правовую защиту от преступных посягательств и иных антиобщественных действий прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений; принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в полицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к возврату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств сотрудники подразделений полиции ООП принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.
Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, сотрудники подразделений полиции ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно-розыскных аппаратов; принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников; осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.
Сотрудники подразделений полиции ООП, кроме того, осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства, организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями; предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к нарушителям установленные законом меры; совместно с другими службами ОВД и во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями, проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями паспортных правил, правил пребывания в России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, правил лицензионно-разрешительной системы и другими правонарушениями.
2. Организационное построение подразделений полиции охраны общественного порядка
Являясь частью государственной системы обеспечения общественного порядка и безопасности, в зависимости от объема и специфики выполняемых задач, подразделения полиции, осуществляющие деятельность по охране общественного порядка строятся и функционируют на трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном (районном). Характер правоохранительного воздействия этих подразделений на сферу общественного порядка зависит от содержания выполняемых ими задач и места в системе органов внутренних дел. Чем выше в этой системе положение подразделений, тем больший объем функций организационного, правового, кадрового, материально-технического обеспечения они выполняют.
Так, на федеральном уровне Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОООП МВД России) – самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, лицензионно-разрешительной работы, координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положение о ГУОООП МВД России утверждено в июле 2011 года.
В состав ГУОООП вошли: Управление организационной и правовой работы; Управление организации деятельности спецучреждений территориальных органов МВД России и подразделений охранно-конвойной службы; Управление организации обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах; Управление организации обеспечения общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий; Управление координации охраны правопорядка и профилактики правонарушений в жилом секторе на объектах социального назначения; Управление организации деятельности территориальных органов МВД России по осуществлению административной практики; Управление реализации государственной политики в области оборота оружия; Управление реализации государственной политики в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, отдел координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Главное управление в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции (ППСП), по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств, участковых уполномоченных полиции (УУП), по делам несовершеннолетних (ПДН), по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, лицензионно - разрешительной работы и контролю за негосударственной (частной) детективной и охранной деятельностью, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, а также изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
ГУОООП МВД России организационно обеспечивает проведение федеральных и межрегиональных оперативно-профилактических операций и мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений в пределах своей компетенции, осуществляет контроль за выдачей, переоформлением, продлением срока действия, аннулированием (приостановлением действия) лицензий (разрешений) на оружие.
На региональном уровне министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации113, УМВД на транспорте и особо важных и режимных объектах, будучи объектами управления МВД России, одновременно выступают как субъекты управления по отношению к нижестоящим подразделениям полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка. На этом уровне главное внимание уделяется обеспечению квалифицированного руководства ОВД, контролю их деятельности и оказанию им практической помощи. На подразделения полиции по охране общественного порядка МВД, ГУ МВД, УМВД, УМВДТ, помимо функции оперативного управления, возлагаются обязанности по усилению ОВД в случае осложнения обстановки (обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий межрайонного характера, участие в раскрытии тяжких преступлений, розыске и задержании опасных преступников и т. д.).
На районном уровне управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур»114. Подразделения полиции, осуществляющие деятельность по охране общественного порядка ОВД организуют и непосредственно осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения на улицах и в других общественных местах. Главное внимание в их деятельности должно уделяться профилактике правонарушений, организации и созданию условий для правомерного поведения граждан в сфере общественного порядка и безопасности, укреплению связи с населением.
Обобщая изложенное, можно отметить, что подразделения полиции по охране общественного порядка, как подсистема органов внутренних дел — это совокупность взаимосвязанных, взаимозависящих подразделений полиции, имеющих закрепленные в законе компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки.
Основными силами полиции, обеспечивающими охрану общественного порядка и общественной безопасности, являются подразделения патрульно-постовой службы полиции, участковые уполномоченные полиции и др.
3. Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
Прежде всего, необходимо уяснить, что для выполнения обозначенных задач и функций подразделений полиции ООП в первую очередь необходимы высококвалифицированные кадры, а также современные технические средства.
При этом необходимо также учитывать, что от правильной организации, расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагают подразделения полиции ООП, будет зависеть успешная охрана общественного порядка и борьба с правонарушениями как в отдельно взятом регионе, так и в целом в России.