Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тьютор – это:

  • Наставник;

  • Посредник;

  • Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи);

  • Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск;

  • Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения.

В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста12.

Должностные обязанности тьютора применительно к инклюзивной школе заключаются в следующем:


  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

  • сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее);

  • совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

  • оказывает помощь обучающемуся в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

  • создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения;

  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

  • организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;

  • организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;

  • организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности;

  • поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона;

  • способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося;

  • участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим);

  • обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);

  • контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения);

  • обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


В соответствии с нормативными документами тьютор должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

  • основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; психологические, физиологические особенности различной нозологии; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • основы экологии, экономики, права, социологии;

  • организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.13

В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.

Тьюторство востребовано со стороны нескольких социальных партнеров.

1. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства.

2. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества.


3. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося.

4. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества.

Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства выражается в том, что внедрение Государственных образовательных стандартов общего образования – ГОС (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования, разработка стандартов дошкольного образования – ФГОС НПО/СПО/ВПО основаны на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная реализация таких стандартов возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.

Новые ГОС и ФГОС НПО/СПО/ВПО предполагают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, организацию образования по индивидуальным образовательным программам, разработку и реализацию

• Приказы Минздравсоцразвития №№216н, 217н от 05.05.2008 (зарегистрированы Минюстом №№11731,11725) о введении в общее и высшее профессиональное образование должности ≪тьютор≫;

• Новый Единый тарифно-квалификационный справочник профессий и должностей работников образования, принятый Приказом Минздравсоцразвития РФ №761 от 26.08.2010 года, зарегистрированный в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638 и ряд других документов. Новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года №2090) предполагает наличие у педагогов тьюторской компетентности, т.е. набора профессиональных умений и навыков поддержания режима индивидуализации. Кроме того, новый порядок аттестации потребует такого переустройства методической работы, при котором потребуется тьюторское сопровождение разработки и реализации педагогами индивидуальных программ профессионального развития (особый формат ИОП, ядром которой является профессионализация).

В настоящий момент оформляется заказ общества на тьюторское сопровождение личности. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества
, принципиально новой позицией человека в нем.

Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, в том числе в рамках Болонских соглашений (кредитно-модульная система ВПО), так как стремится к образовательной и профессиональной мобильности, к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.

Укрепляет свои позиции в обществе Концепция образования на протяжении всей жизни, которая предполагает непрерывное образование человека, субъектную активную позицию личности в образовании; оформление и реализацию индивидуальных образовательных запросов через возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося заключается в том, что значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации у обучающихся.

Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт культурного и осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.

В настоящий момент в педагогическом сообществе возрастает число педагогов, разделяющих ценности и принципы открытого образования. Значительная их часть связывает реализацию потребности в самоактуализации, самореализации через профессиональное развитие путем освоения новой, инновационной педагогической позиции и профессии – профессии ≪тьютор≫.

Педагогами осознается необходимость разработки и реализации каждым индивидуальной программы (ИОП).

Отличия тьюторской деятельности от других педагогических профессий.

В общих чертах можно отметить следующее: традиционные социально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм, на интериоризацию культурного, социального опыта, знаний и т.д.

Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.

Профессия «тьютор», педагогическая тьюторская позиция принципиально отличается от профессии, позиции учителя-предметника, психолога, социального педагога и классного руководителя.

Выделяются шесть основных принципов, которые необходимо знать и учитывать для эффективной организации тьюторской деятельности в школе.