Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данные обстоятельства вынудили военно-политическое руководство и парламенты различных государств, прежде всего европейских, создать институт альтернативных видов службы, что позволяет определенной части призывной молодежи выполнять гражданский долг в областях, не связанных с вооруженными силами. Во Франции, Германии, и Италии альтернативная служба была введена свыше 30 лет назад. Различные ее виды практикуются в странах Западной Европы.

Исключение составляют лишь Великобритания, имеющая полностью профессиональную армию, и Швейцария, вооруженные силы которой комплектуются на основе милицейской системы.

Многие зарубежные эксперты, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что альтернативная служба возможна при наличии ряда объективных условий: полное или частичное комплектование вооруженных сил на основе закона о воинской повинности, избыток призывного контингента или невозможность его использования в интересах вооруженных сил, высокий уровень законности и правопорядка, значительная роль в обществе пацифистского движения и рост антивоенных настроений.

Призывники в этих странах, выбравшие альтернативную службу, делятся на две категории.

К первой относятся так называемые «отказники» – лица, официально подписавшие письменные заявления об отказе служить в вооруженных силах по религиозным, политическим или этническим мотивам. При прохождении альтернативной службы они ставятся в довольно жесткие условия: служат максимальный срок, лишены многих льгот, предоставляемых военнослужащим, выполняют наиболее трудоемкие и непрестижные работы.

Во вторую категорию включены военнообязанные, имеющие, как правило, высшее и специальное образование и открыто не отказывающиеся от выполнения воинского долга, но заявившие перед призывом о готовности проходить службу по своей специальности за рубежом в относительно неблагоприятных природно-климатических и социально-бытовых условиях. А так как они проходят ее обычно вне вооруженных сил и без оружия, то объективно входят в разряд лиц, выбравших альтернативную службу. Число граждан, относящихся к вышеуказанной категории, составляет, например, в Италии и Франции 10–12% общего числа призывников, в Германии до – 35%, Турции – 30% [100].


Разница в количественных показателях объясняется особенностями антивоенных общественных настроений, неодинаковой социальной значимостью военной службы в решении ряда экономических проблем, сложнейшей из которых является безработица, исторически сложившимися традициями и т.д.

Во Франции мотивированные заявления об отказе от военной службы рассматриваются министром обороны, где ежегодно до 25% заявлений кандидатов в «отказники» признаются необоснованными. Здесь статус лиц, отказывающихся нести службу с оружием в руках, был установлен в 1963 году и в последующем существенно не менялся. «Отказники» выполняют различные по своей значимости работы в государственных и общественных учреждениях под патронажем министерства социального обеспечения. Ежегодно до 7,5 тысяч призывников, не пожелавших брать в руки оружие, направляются в психиатрические лечебницы, дома престарелых, государственные службы социальной помощи к больным инвалидам и пенсионерам, где выполняют обязанности санитаров, сиделок, рабочих, разносчиков и другие работы, на которые даже в условиях безработицы трудно найти желающих [109]. Франция имеет самую развитую систему вневойсковой службы, предусматривающую наряду с отбыванием трудовой повинности службу на заморских территориях по оказанию помощи развивающимся странам в качестве специалистов (более 7 тыс. человек).
Таблица 5

Прохождение действительной и альтернативной службы
в армиях зарубежных стран
(Зарубежное военное обозрение. 1995. № 6. С. 7–9)



Страна

Численность ежегодно проходящих альтернативную службу, тыс. человек (% от годового призывного контингента)

Срок службы
(в месяцах)





Всего

Отказники

Альтернатив.

Действ.

Франция

25–27 (10–11)

7,5 (3)

До 20

10

Германия

Более 100 (35)

Более 100 (35)

15

12

Италия

30–32 (11–12)

4–5 (до 2)

До 24

12

Турция

Более 150 (30)

Не учит

18

18



Наиболее широкое применение в европейских странах НАТО нашли такие виды альтернативной службы, как трудовая повинность, служба помощи развивающимся странам и служба в интересах обороны.

В Германии председатели комиссий назначаются министерством обороны из числа опытных юристов либо административных работников.

Несмотря на достаточно жесткие условия альтернативной службы в Германии, количество «отказников» неуклонно растет. За последние десять лет оно возросло практически в 2 раза и составило в 1993 году 130 041 человек (в 1983 – 68 343). Они направляются на работу в основном в сферу социального обеспечения и здравоохранения (более 90 тыс. человек).

Единственным видом вневойсковой службы, засчитываемой в срок военной, является использование молодежи призывного возраста в области гражданской обороны, где созданы специальные подразделения по ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в правительственных кругах Германии активно дискутируется вопрос о возможности использования «отказников» для службы в полиции, пожарных частях и учреждениях по охране окружающей среды.

Законодательство Италии, где отмечается рост числа молодежи, отказывающейся служить в вооруженных силах по идейным мотивам, предусматривает следующие виды альтернативной службы: двухгодичная в развивающихся странах (2–3 тыс. человек ежегодно); работа на гражданских должностях по разнарядкам местных органов власти (более 5 тыс.); прохождение службы на вспомогательных должностях в корпусе карабинеров, пожарной охране, полиции и жандармерии (всего 25 тыс.).

Особые формы вневойсковой службы практикуются в Турции, для которой характерен избыток призывного контингента. В частности, в ходе призывной компании районные комиссии проводят широкую агитацию среди призывников, имеющих высшее или среднее специальное образование, с целью привлечь их на работу в качестве учителей начальных классов в юго-восточных провинциях, охваченных войной с курдами. Добровольцы, которым гарантируются значительные льготы, после обязательной пятинедельной военной подготовки передаются в распоряжение министерства образования. И хотя за отказ служить в армии предусмотрена уголовная ответственность, в настоящее время от призыва скрывается более 150 тыс. молодых турок, опасающихся направления в район боевых действий.


Турецкое законодательство предоставляет призывникам возможность официально откупиться от военной службы. Размер выкупа 3,5 тысяч американских долларов (для работающих за рубежом турецких граждан – 8,5 тысяч). Тех призывников, которые не располагают такими суммами, обычно направляют на предприятия военной и горнорудной промышленности, а также на строящиеся объекты, где они выполняют тяжелую неквалифицированную работу (в пределах срока службы).

Многие политические деятели Европы считают введение альтернативной службы весомым завоеванием западной демократии. Авторитет системы вневойсковой службы основывается на выполняемых ею различных социальных функциях, важнейшей из которых признается реализация таких демократических прав, как свобода выбора и свобода убеждений. При этом высоко оценивается фактическое сокращение числа людей, уклоняющихся от несения службы по призыву. В то же время обеспечивается принцип справедливости, позволяющий призывать практически всех военнообязанных, даже при наличии избытка призывного контингента [109].

Замена для части призывников действительной военной службы трудовой повинностью расширяет возможности использования людских ресурсов (как правило, избыточных), обеспечивая высокую экономическую эффективность их применения. Наконец, это позволяет решать некоторые государственные задачи в оборонной и гражданской сферах.

В то же время имеется большое число противников альтернативной службы, которые рассматривают ее как один из способов позволяющих молодым людям избежать выполнения своего воинского долга. Судя по условиям прохождения альтернативной службы, закрепленным в военном законодательстве, правительства западных стран не стремятся поощрять официальных и скрытых «отказников». Наоборот, сроки прохождения службы увеличены в 1,5–2 раза. Кроме того, хотя оплата этого контингента и военнослужащих действительной военной службы практически одинакова, призывники, отказавшиеся брать в руки оружие лишаются возможности выбирать место службы, а также вид предстоящей деятельности [109].

Альтернативная служба, судя по мнению бывшего генерального инспектора бундесвера, должна рассматриваться как следствие слабости демократических государств, смирившихся со своим поражением в борьбе за призывников и пытающихся извлечь из этого хоть какую-нибудь пользу – сохранить частичный контроль над значительным контингентом молодых людей, не желающих служить в армии.


На наш взгляд, поражение в борьбе за призывников в нашей стране тоже достигло своего апогея и является свидетельством в целом отсутствия воспитания у подрастающего поколения таких понятий, как долг перед Родиной, народом, честь Российской армии, Российской демократии и т.д.

В настоящее время в отечественной и военной печати развернулась дискуссия о направлении и содержании проводимой в России военной реформы, причем особое внимание акцентируется на проблемах повышения эффективности, качества, надежности и боеспособности Вооруженных Сил (ВС) за счет совершенствования системы комплектования армии. Многие оппоненты придерживаются мнения, что наиболее перспективными является набор на военную службу по контракту, который включен в один из пунктов Концепции развития внутренних войск до 2005 года.

А.Е. Останкович [158] отмечает, что контрактный способ комплектования армии в России уже осуществляется: совершенствуется законодательная база военной организации контрактного типа; ведется разработка руководящих документов и инструкций военного ведомства; когда государство переживает серьезные политические и экономические трудности, ведется поиск научно обоснованной концепции развития ВС. Сложившаяся ситуация диктует необходимость глубокого изучения существующей международной практики военного строительства в условиях контракта.

Указанный автор считает, что наибольший интерес в этом плане представляет для России опыт военного строительства в США. Его практическая ценность для России объясняется следующим: американская армия является одной из самых многочисленных в мире и после второй мировой войны накопила богатый опыт ведения боевых действий.

США располагают разнообразной практикой решения задач комплектования наемных воинских формирований как в мирное, так и в военное время. Достаточные материальные ресурсы США позволяют осуществлять выбор направления военного строительства и способа комплектования ВС.

Переход к системе найма на военную службу в стране был связан с попыткой решения целого ряда социально-психологических проблем в армии и сопровождался значительными трудностями. Другими словами, опыт США позволяет учесть как достоинства, так и недостатки контрактной системы комплектования.

В США было пересмотрено основное функциональное предназначение ВС, которое заключалось теперь не в ведении широкомасштабной войны, а в достижении стабильности преимущественно путем проведения отдельных операций, не исключая применения в них оружия массового поражения (ОМП).