ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В основу морально-психологического воспитания положена высокая степень религиозности иранцев, которая при сравнительно низком образовании, особенно среди жителей сельских районов, составляющих основу солдатского и сержантского контингентов армии, создает необходимые условия для формирования определенных морально-боевых качеств.
Концепция верности своей религии используется и как один из аргументов укрепления воинской дисциплины, беспрекословного подчинения командирам и начальникам. В выступлениях представителей духовенства постоянно проводится мысль, что «шахидом» может стать только четко выполняющий приказ и распоряжения воин, так как лишь повиновение командиру соответствует нормам шариата.
Основными формами идеологической работы являются беседы и лекции, на которые отводится до 8 часов в неделю, а также ежедневные намазы (молитвы) в составе подразделений. По пятницам в масштабе частей проводятся продолжительные так называемые пятничные намазы, на которых выступают высокопоставленные представители духовенства. Они превратились из религиозно-культовых в политико-религиозные мероприятия, в ходе которых правящее духовенство внедряет в массы военнослужащих свои политические лозунги, мобилизует их на решение очередных задач. Во время молитв и лекций наряду с чисто религиозными темами обязательно затрагиваются вопросы повседневной жизни, дается целенаправленное разъяснение и трактовка актуальных внутренних и международных проблем. Любые занятия, проводимые с военнослужащими, начинаются с чтения Корана. Несоблюдение намаза расценивается как нелояльность к режиму.
Созданный в вооруженных силах Ирана политико-идеологический аппарат представляет собой хорошо продуманную, строго централизованную и одновременно разветвленную систему органов. Она дает возможность шиитскому руководству быстро реагировать на изменения обстановки и эффективно осуществлять религиозную идеологическую подготовку военнослужащих, доводя их верность и преданность исламу до фанатизма. И это позволяет в конечном счете поддерживать дисциплину и порядок в их армии.
Военно-церковная служба является одним из наиболее авторитетных, прошедших испытание временем воспитательных институтов в германских вооруженных силах. Право военнослужащих на удовлетворение религиозных потребностей было закреплено еще в конституции Веймарской республики, без изменений перенесено в конституцию
ФРГ [141].
В августе 1956 года в ФРГ была подготовлена директива об организации военно-церковной службы в войсках, а в июле 1997 года принят закон «О духовном обслуживании армии», в соответствии с которым деятельность военно-церковной службы стала финансироваться в основном из государственного бюджета. Руководство этой службой возложено на евангелических и католических военных епископов. Министерство обороны ФРГ не оказывает давления на военно-церковную службу при решении религиозных вопросов, однако в административном отношении исполнительные религиозные органы подчиняются лично министру обороны.
Военные священники не являются кадровыми военными и в мирное время не обязаны носить военную форму. По своему правовому статусу они приравниваются к государственным чиновникам. Священники заключают контракт с министерством обороны сроком на шесть–восемь лет (его продление допускается не более чем на четыре года), а затем возвращаются к прежнему месту исполнения своих обязанностей. Исключение делается только для военного генерального декана, военного генерального викария и начальников отделов в исполнительных религиозных органах, а также для деканов военных округов и их заместителей, срок службы которых не ограничивается.
Евангелический военный епископ, назначаемый Советом евангелической церкви по согласованию с федеральным правительством ФРГ, представляет совету ежегодный военный отчет о деятельности военно-церковной службы. Он назначает на должности всех евангелических священников бундесвера и контролирует их деятельность. Ежегодно военный епископ встречается со своим католическим коллегой для обсуждения актуальных проблем военно-церковной службы. Кроме того, периодически происходят встречи епископов с министром обороны.
В обязанности евангелического военного епископа входит постоянное посещение воинских частей, а также контроль над изданием церковной литературы, в первую очередь «Солдатского евангелического молитвенника», который выдается всем военнослужащим бесплатно.
Католический военный епископ назначается папской курией и его основные обязанности в целом такие же, как у евангелического епископа. После объединения Германии положения закона «О духовном обслуживании армии» были полностью распространены на военнослужащих-католиков, проходящих службу в новых федеральных землях.
В отличие от католических священников их евангелические коллеги на востоке Германии выразили недовольство рядом положений этого закона. В частности, по их мнению, военные священники не должны иметь статус чиновников, это ставит их в слишком большую зависимость от государства, превращает военно-церковную службу в «пронатовскую организацию». Требования восточногерманских евангелических священников нашли определенную поддержку и на западе ФРГ. Однако федеральное правительство решительно выступило против пересмотра закона «О духовном обслуживании армии» [141].
Священником бундесвера может стать любой немецкий священник, соответствующий определенным требованиям. В частности, он должен закончить теологический факультет высшего учебного заведения, иметь трехгодичный стаж службы в качестве священника, быть не старше 35 лет и выдержать трехмесячный испытательный срок, должен быть знаком со спецификой деятельности вооруженных сил.
Объектом воздействия военно-церковной службы являются все категории военнослужащих, гражданские служащие бундесвера, а также члены их семей.
Каждый военный священник «возглавляет» общину численностью 1,5 тысячи человек. В гарнизонах с небольшим количеством личного состава на нештатной основе могут привлекаться местные священники. Они заключают с военным ведомством контракт, в котором оговариваются условия их деятельности и порядок их оплаты. В директиве министра обороны ФРГ определены формы деятельности военных священников: участие в работе советов по вопросам морали и нравственности, руководство группами верующих солдат, групповые и индивидуальные беседы с военнослужащими, участие в организации досуга солдат.
В общении с военнослужащими по призыву основное внимание уделяется проведению занятий о «смысле жизни». Священники сопровождают военнослужащих на учениях, при длительных выездах личного состава за границу, а в ВМС – при совершении дальних походов. Служители культа оказывают на офицеров и унтер-офицеров не только непосредственное, но и косвенное воздействие, в том числе через сплочение их семей. По выходным дням с семьями проводятся беседы на религиозные темы. Священник находится вместе с семьей военнослужащего в течение всей жизни, начиная с обряда венчания и кончая похоронами [141].
Деятельность военных священников распространяется также на военные госпитали, учебные и научно-исследовательские заведения бундесвера. Например, в Гамбургском и Мюнхенском университетах, а также в командной академии вооруженных сил преподают профессора и доценты-специалисты в области евангелической и католической теологии. В числе преподавателей Центра внутреннего руководства тоже есть священники. Имеется в ФРГ также НИИ военно-церковной службы.
Одной из функций военно-церковной службы бундесвера является участие в организации досуга военнослужащих. Этим занимаются не только священники воинских частей, но и две благотворительные организации – евангелическое и католическое общество по шефству над военнослужащими. Евангелическое общество имеет 40 клубов, католическое – 30, работу клубов финансирует государство. Еще одним из направлений деятельности военно-церковной службы является забота о детях военнослужащих, имеются католические детские сады.
Деятельность священников в бундесвере способствует укреплению дисциплины, более эффективной морально-психоло-гической подготовке личного состава к возможному ведению боевых действий, формированию благоприятного психологического климата в воинских коллективах. Это приобретает особую значимость в современных условиях, когда уменьшается престиж военной службы, растет число «отказников» [141
].
Каждое государство имеет свои многовековые религиозные традиции, накладывающие заметный отпечаток на жизнь и быт воинских коллективов. Специфика воинской службы, связанной с повышенным риском для жизни как в военное, так и в мирное время, а также значительные психологические нагрузки на личный состав приводят к росту числа верующих среди людей, носящих военную форму [141].
Независимо от особенностей стран и типов конфессий основная функция религиозной деятельности в зарубежных армиях заключается в удовлетворении духовных запросов военнослужащих и устранении возможных конфликтов между их сознанием и характером выполняемых задач. Более того, целенаправленное воспитание в наибольшей степени способствует укреплению воинской дисциплины, обеспечению политической лояльности, поддержанию морально-боевого духа в экстремальных условиях, особенно в военное время.
Боевые действия рассматриваются специалистами как сильнейшее психологическое испытание, которое способно морально надломить любого военнослужащего. В ходе боя не только солдаты, но и офицеры оказываются в непривычной обстановке, где существует риск для жизни, что чревато сильными нервными стрессами, реальной возможностью получить ранения и даже погибнуть.
В связи с этим зарубежные эксперты считают, что постоянное присутствие рядом священника чрезвычайно важно не только для тяжелораненых и умирающих, но и для всех, кто участвует в бою, и мы согласны с ними.
О значимости религиозного фактора свидетельствует наличие в вооруженных силах ряда государств специального института военных священников (капелланов), например в ФРГ их насчитывается около 300 человек, в Польше – 200, Франции – свыше 500, Италии – 180, Республике Корея – около 370. В Испании, Португалии, Великобритании, Канаде, Дании и Норвегии военные священники входят в штат практически каждой части, а в Бельгии и Нидерландах они служат во всех соединениях до бригады включительно. Специальное управление по делам религии создано в вооруженных силах Греции.
Большое внимание религиозному фактору уделяют органы так называемой «моральной ориентации» (воспитания), существующие в вооруженных силах Марокко, Алжира, Ливии, Египта, Судана, Турции, Сирии, Ирака, Иордании, Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Бахрейна, ОАЭ и Омана