ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Основная цель их деятельности – воспитание у личного состава готовности в любой момент выступить на защиту суверенитета и территориальной целостности своего государства, святынь и духовных ценностей исламского мира, а также интересов «всех мусульман» [139].
Наибольшей численностью и разветвленностью характеризуется служба капелланов в США.
Американские специалисты считают, что военнослужащий является «хорошо сбалансированной личностью» лишь тогда, когда обладает тремя взаимосвязанными качествами: физическим здоровьем, психологической стрессоустойчивостью и религиозными убеждениями.
Причем то большое внимание, которое уделяется религиозному фактору, следует рассматривать не только как дань уважения национальной традиции и как преклонение перед богом, но и как дополнительный рычаг, значительно увеличивающий возможности мобилизации в нужный момент внутренних резервов, способствующий социальной стабильности армии и повышению ее боевой мощи.
Значительное место в религиозной работе занимает борьба с такими негативными явлениями, как воинские правонарушения, расовые и национальные конфликты, наркомания, сексуальные извращения, алкоголизм. Капелланы помогают военнослужащим избежать стресса и выйти из состояния депрессии, постоянно ведут воспитательную работу по предотвращению случаев самоубийств. В боевой обстановке на священников возлагается решение следующих задач: моральная и духовная поддержка воюющих, раненых, умирающих и военнопленных, содействие медикам в оказании первой помощи пострадавшим и их эвакуации, проведение богослужений во время погребения.
В Великобритании, например, планируется развернуть специальный центр подготовки капелланов и даже ввести соответствующие должности на подводных лодках [139].
Так как в нашей стране еще не накоплен опыт работы и сотрудничества с религиозными организациями, анализ литературных данных по этому вопросу позволяет заключить, что, привлекая их к работе с личным составом, можно использовать в решении следующих проблем:
– в борьбе с такими негативными явлениями, как воинские правонарушения (неуставные взаимоотношения – «дедовщина»), расовые, национальные и межличностные конфликты, наркомания, сексуальные извращения, алкоголизм; профилактика стрессовых реакций и выхода из состояния депрессии; предотвращении случаев самоубийств, дезертирства с мест несения службы; в боевой обстановке на священников можно возложить задачи морально-психологической поддержки воюющих, раненых, умирающих и военнопленных, содействие медикам в оказании первой помощи пострадавшим и их эвакуации, проведение богослужений во время погребения;
– удовлетворения духовных запросов военнослужащих и устранения возможных конфликтов между их сознанием и характером выполняемых задач;
– укрепления воинской дисциплины, обеспечения политической лояльности, поддержанию морально-боевого духа в экстремальных условиях, особенно в военное время;
– укрепления семейно-социальных отношений, проведение досуга; повышения культурно-образовательного уровня и др.
Решение этих проблем в настоящее время актуально не только в подразделениях ВВ, но и в ОВД. Проведенное нами изучение организации психологической и воспитательной работы в милицейских подразделениях ГУВД г. Москвы в 1997 г. показало, что сотрудники отдела воспитательной работы, взяв себе в обязательства сотрудничество с православной церковью в связи с увеличением количества самоубийств среди личного состава, не знали, как это сделать. Не знали, с чего начать, так как нет опыта конкретно систематизированной организации такой работы с обеих сторон. Нет официальных документов, регламентирующих такое взаимодействие, его концептуальную линию, конкретные цели, задачи. Нет активных форм международного сотрудничества для внедрения опыта работы вышеуказанных стран.
Не учтены и некоторые моменты, на которые следует обратить внимание в процессе реформирования силовых ведомств:
Во-первых, наряду с формированием интеллектуального потенциала необходимо обратить внимание на всестороннюю комплексную, может даже унифицированную подготовку кадров:
психофизическую (высокая психологическая устойчивость к стрессам), выносливость к тяжелым физическим нагрузкам;
специализированную боевую подготовку, тактико-техническую с владением современными высокими технологиями в направлении обеспечения степени личной и общественной безопасности сотрудников силовых ведомств. В своих исследованиях мы частично касались этих вопросов [231].
Во-вторых, об использовании возможностей церкви в процессе реформирования силовых ведомств. Учитывая опыт зарубежных стран, следовало бы и нам попробовать использовать морально-нравственные принципы религий, сложившиеся в течение тысячелетий и основанные на народном опыте, для укрепления воинской дисциплины и обеспечения психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.
В-третьих, нужно учесть опыт мировой практики, которая идет по пути создания профессиональных ассоциаций (союзов), основными задачами которых являются в первую очередь защита профессиональных, моральных, материальных и иных интересов личного состава, а также организация культурного досуга и воспитательно-оздоровительных мероприятий.
В-четвертых, учесть мировой опыт по созданию альтернативной службы во внутренних войсках и МО.
ГЛАВА III
ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОСТОЯНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
1. Условия оперативно-служебной деятельности,
предрасполагающие к развитию состояний
психической дезадаптации
(обзор литературы)
M. Burner [245] считает, что человек, подвергаемый отрицательным психическим, химическим и физическим воздействиям, очень редко имеет возможность избежать их или бороться с ними и зачастую у людей возникают моменты, характерные для реактивного психоза, развившегося в ситуации стресса. Автор полагает, что психопатологическая реакция на стресс выходит за рамки обычной реакции организма. Она представляет собой психическое заболевание, «внешнее» проявление которого захватывает ближайшее окружение индивидуума и сказывается на его социальных связях.
М. Reiser [278] полагает, что неправильная адаптивная реакция организма на стресс способствует появлению различных болезней, включая душевные расстройства, болезни почек, сердечно-сосудистой системы, ревматизм, аллергию и т.д. В то же время автор делает заключение, что важна не природа стресса, а восприятие человеком события и его эмоциональная реакция на него. Он отмечает, что работа полицейского специфична тем, что в ней встречается много стрессовых ситуаций и полицейские рискуют приобрести болезни адаптации. Хотя новички полицейской службы имеют приблизительно средний уровень интеллекта, эмоциональной стабильности и желания служить обществу, каждый обладает индивидуальным уровнем переносимости стресса, который, будучи несбалансированным, при большой интенсивности ведет к истощению. В связи с этим Верховный суд штата Коннектикут учредил закон, по которому семьям полицейских, умерших от сердечного приступа, независимо от того, где они в это время находились, выплачивается денежная компенсация. В этом штате отмечается необычайно высокий уровень заболеваемости полицейских гипертонической болезнью и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Автор считает, что многие источники стресса в работе полиции связаны с ролью, которую она играет в обществе.
Полицейский в США является символом власти в обществе и одновременно мишенью значительного числа проявлений злобы и негодования. Он часто работает в опасной и даже угрожающей обстановке, в которой действительно возможны ранение и смерть. Полицейские призваны вмешиваться в разного рода аварии и другие критические ситуации, где всегда имеются потерпевшие. Процесс адаптации к этой роли требует от полицейских США очень больших энергетических затрат и приводит к постстрессовым расстройствам [278].
Так же как и у нас в России, отношение полицейского к действительности формируется таким образом, чтобы защититься от перегрузок путем переоценки системы отношений и ценностей. Стрессовые ситуации у полицейских возникают на разных организационных уровнях их деятельности: межличностные конфликты, давление сверху и снизу на исполнителей среднего звена; чувство беспомощности, возникающее на работе от перегрузок; конфликты, связанные с системой продвижения по службе, отсутствие возможности непосредственно участвовать в принятии решений.
На наш взгляд, отношение личного состава МВД к действительности формируется аналогичным образом, потому что в настоящее время нет надежных форм правовой, социальной и медико-психологической защиты сотрудников от развития стресса и постстрессовых осложнений.
Наш опрос практических работников отделений милиции показал, что отработке техники выживания даже оперативными работниками уделяется очень мало внимания. Причина – «некогда, времени нет, людей не хватает», «занимаемся больше бумажной волокитой», да и материальных средств нет для тренажерных залов, для тиров, которые должны быть в милицейских подразделениях, не говоря уж о комнатах психологической разгрузки. В московском подразделении ОМОН для тренировочных занятий на каждого бойца выделяется в год 100 патронов, сотруднику ФБР – 8000 в год.
К примеру, в США и граждане, и полицейские знают, как вести себя при общении друг с другом. И правила эти незыблемы. Обучение вмешательству в критические ситуации и управлению межличностными отношениями во время конфликта имеет огромную популярность во многих агентствах полиции. Кроме того, уделяется большое внимание планированию отдыха для восстановления сил, правильному сбалансированному питанию и диете, которые имеют значение для восстановления химических реакций. Очень важна консультативная работа психолога, программа нервно-мышечной релаксации. Контролируя физическую реакцию полицейских, они позволяют сравнить изменения состояния кожного покрова, кровяного давления, частоту пульса, температуру тела до и после участия в стрессовых ситуациях и доводить их до нормы путем тренировок [198].
M. Reiser 278, ссылаясь на наблюдения американских ученых, отмечает, что чувство страха в ситуациях с неодинаковой степенью опасности можно уменьшить при помощи обучения. Полицейский должен знать, что его ожидает и что ему делать в случае опасности, знать факторы опасности и их последствия, он должен быть строго и четко обучен технике выживания. Техника безопасности у них доводится до автоматизма.
По взглядам американских специалистов [34], вопросы воздействия поражающих факторов химического оружия, а также обстановки, складывающейся в условиях его применения, на психику и поведение военнослужащих представляют в настоящее время особый интерес. Проводились исследования воздействия на людей (вследствие утечки) сублетальных доз нервно-паралитических отравляющих веществ (ОВ). Отмечено, что при воздействии ОВ (зарина и зомана) поведенческо-психологические симптомы, а также некоторые психические расстройства у пострадавших удерживались в течение 1,5 – 2 месяцев после отравления, что значительно превышало период восстановления биологических показателей до нормы. Среди наиболее выраженных медико-психологических симптомов отмечались депрессия, эмоциональная неустойчивость, антисоциальные мысли и действия, беспокойство, безотчетный страх. На войсковых учениях с применением ОВ у 20% участников выявились психологические расстройства, включая тревожное состояние и панику, в результате чего они прекратили выполнять поставленные задачи. Кроме того, некоторые военнослужащие снимали противогазы из-за якобы сильного перегрева, проявляли крайне резкое недовольство из-за невыносимой жажды, вспоминали ужасы боевых действий, в которых участвовали в прошлом, чувствовали сильную слабость и страх смерти. В ряде случаев отмечались симптомы параноида и бреда преследования. У лиц, отстраненных по указанным причинам от участия в учениях, наблюдались такие явления, как дрожь во всем теле, состояние суженого сознания, страх, стремление убежать, скрыться за пределами, так как они считали зону учений опасной. По оценке американских специалистов, от 10 до 20% военнослужащих в условиях химической войны могут получить поражения только из-за несовершенства средств противохимической защиты, что приведет к заметному ослаблению боеспособности частей и подразделений и резко усилит и без того высокие в боевой обстановке стрессовые нагрузки [49].
Негативные психоневрологические реакции на использование ОВ и средств противохимической защиты способствуют значительному снижению возможности личного состава противостоять противнику, защищаться от воздействия средств поражения. Поэтому командиры частей и подразделений должны четко представлять характер поведения и особенности психоневрологических реакций подчиненных, связанных с применением ОВ и опасностью их использования. Вспомним в связи с этим угрозы чеченского военного террориста С. Радуева о применении химического оружия.
Наибольшей численностью и разветвленностью характеризуется служба капелланов в США.
Американские специалисты считают, что военнослужащий является «хорошо сбалансированной личностью» лишь тогда, когда обладает тремя взаимосвязанными качествами: физическим здоровьем, психологической стрессоустойчивостью и религиозными убеждениями.
Причем то большое внимание, которое уделяется религиозному фактору, следует рассматривать не только как дань уважения национальной традиции и как преклонение перед богом, но и как дополнительный рычаг, значительно увеличивающий возможности мобилизации в нужный момент внутренних резервов, способствующий социальной стабильности армии и повышению ее боевой мощи.
Значительное место в религиозной работе занимает борьба с такими негативными явлениями, как воинские правонарушения, расовые и национальные конфликты, наркомания, сексуальные извращения, алкоголизм. Капелланы помогают военнослужащим избежать стресса и выйти из состояния депрессии, постоянно ведут воспитательную работу по предотвращению случаев самоубийств. В боевой обстановке на священников возлагается решение следующих задач: моральная и духовная поддержка воюющих, раненых, умирающих и военнопленных, содействие медикам в оказании первой помощи пострадавшим и их эвакуации, проведение богослужений во время погребения.
В Великобритании, например, планируется развернуть специальный центр подготовки капелланов и даже ввести соответствующие должности на подводных лодках [139].
Так как в нашей стране еще не накоплен опыт работы и сотрудничества с религиозными организациями, анализ литературных данных по этому вопросу позволяет заключить, что, привлекая их к работе с личным составом, можно использовать в решении следующих проблем:
– в борьбе с такими негативными явлениями, как воинские правонарушения (неуставные взаимоотношения – «дедовщина»), расовые, национальные и межличностные конфликты, наркомания, сексуальные извращения, алкоголизм; профилактика стрессовых реакций и выхода из состояния депрессии; предотвращении случаев самоубийств, дезертирства с мест несения службы; в боевой обстановке на священников можно возложить задачи морально-психологической поддержки воюющих, раненых, умирающих и военнопленных, содействие медикам в оказании первой помощи пострадавшим и их эвакуации, проведение богослужений во время погребения;
– удовлетворения духовных запросов военнослужащих и устранения возможных конфликтов между их сознанием и характером выполняемых задач;
– укрепления воинской дисциплины, обеспечения политической лояльности, поддержанию морально-боевого духа в экстремальных условиях, особенно в военное время;
– укрепления семейно-социальных отношений, проведение досуга; повышения культурно-образовательного уровня и др.
Решение этих проблем в настоящее время актуально не только в подразделениях ВВ, но и в ОВД. Проведенное нами изучение организации психологической и воспитательной работы в милицейских подразделениях ГУВД г. Москвы в 1997 г. показало, что сотрудники отдела воспитательной работы, взяв себе в обязательства сотрудничество с православной церковью в связи с увеличением количества самоубийств среди личного состава, не знали, как это сделать. Не знали, с чего начать, так как нет опыта конкретно систематизированной организации такой работы с обеих сторон. Нет официальных документов, регламентирующих такое взаимодействие, его концептуальную линию, конкретные цели, задачи. Нет активных форм международного сотрудничества для внедрения опыта работы вышеуказанных стран.
Не учтены и некоторые моменты, на которые следует обратить внимание в процессе реформирования силовых ведомств:
Во-первых, наряду с формированием интеллектуального потенциала необходимо обратить внимание на всестороннюю комплексную, может даже унифицированную подготовку кадров:
психофизическую (высокая психологическая устойчивость к стрессам), выносливость к тяжелым физическим нагрузкам;
специализированную боевую подготовку, тактико-техническую с владением современными высокими технологиями в направлении обеспечения степени личной и общественной безопасности сотрудников силовых ведомств. В своих исследованиях мы частично касались этих вопросов [231].
Во-вторых, об использовании возможностей церкви в процессе реформирования силовых ведомств. Учитывая опыт зарубежных стран, следовало бы и нам попробовать использовать морально-нравственные принципы религий, сложившиеся в течение тысячелетий и основанные на народном опыте, для укрепления воинской дисциплины и обеспечения психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.
В-третьих, нужно учесть опыт мировой практики, которая идет по пути создания профессиональных ассоциаций (союзов), основными задачами которых являются в первую очередь защита профессиональных, моральных, материальных и иных интересов личного состава, а также организация культурного досуга и воспитательно-оздоровительных мероприятий.
В-четвертых, учесть мировой опыт по созданию альтернативной службы во внутренних войсках и МО.
ГЛАВА III
ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОСТОЯНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
1. Условия оперативно-служебной деятельности,
предрасполагающие к развитию состояний
психической дезадаптации
(обзор литературы)
M. Burner [245] считает, что человек, подвергаемый отрицательным психическим, химическим и физическим воздействиям, очень редко имеет возможность избежать их или бороться с ними и зачастую у людей возникают моменты, характерные для реактивного психоза, развившегося в ситуации стресса. Автор полагает, что психопатологическая реакция на стресс выходит за рамки обычной реакции организма. Она представляет собой психическое заболевание, «внешнее» проявление которого захватывает ближайшее окружение индивидуума и сказывается на его социальных связях.
М. Reiser [278] полагает, что неправильная адаптивная реакция организма на стресс способствует появлению различных болезней, включая душевные расстройства, болезни почек, сердечно-сосудистой системы, ревматизм, аллергию и т.д. В то же время автор делает заключение, что важна не природа стресса, а восприятие человеком события и его эмоциональная реакция на него. Он отмечает, что работа полицейского специфична тем, что в ней встречается много стрессовых ситуаций и полицейские рискуют приобрести болезни адаптации. Хотя новички полицейской службы имеют приблизительно средний уровень интеллекта, эмоциональной стабильности и желания служить обществу, каждый обладает индивидуальным уровнем переносимости стресса, который, будучи несбалансированным, при большой интенсивности ведет к истощению. В связи с этим Верховный суд штата Коннектикут учредил закон, по которому семьям полицейских, умерших от сердечного приступа, независимо от того, где они в это время находились, выплачивается денежная компенсация. В этом штате отмечается необычайно высокий уровень заболеваемости полицейских гипертонической болезнью и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Автор считает, что многие источники стресса в работе полиции связаны с ролью, которую она играет в обществе.
Полицейский в США является символом власти в обществе и одновременно мишенью значительного числа проявлений злобы и негодования. Он часто работает в опасной и даже угрожающей обстановке, в которой действительно возможны ранение и смерть. Полицейские призваны вмешиваться в разного рода аварии и другие критические ситуации, где всегда имеются потерпевшие. Процесс адаптации к этой роли требует от полицейских США очень больших энергетических затрат и приводит к постстрессовым расстройствам [278].
Так же как и у нас в России, отношение полицейского к действительности формируется таким образом, чтобы защититься от перегрузок путем переоценки системы отношений и ценностей. Стрессовые ситуации у полицейских возникают на разных организационных уровнях их деятельности: межличностные конфликты, давление сверху и снизу на исполнителей среднего звена; чувство беспомощности, возникающее на работе от перегрузок; конфликты, связанные с системой продвижения по службе, отсутствие возможности непосредственно участвовать в принятии решений.
На наш взгляд, отношение личного состава МВД к действительности формируется аналогичным образом, потому что в настоящее время нет надежных форм правовой, социальной и медико-психологической защиты сотрудников от развития стресса и постстрессовых осложнений.
Наш опрос практических работников отделений милиции показал, что отработке техники выживания даже оперативными работниками уделяется очень мало внимания. Причина – «некогда, времени нет, людей не хватает», «занимаемся больше бумажной волокитой», да и материальных средств нет для тренажерных залов, для тиров, которые должны быть в милицейских подразделениях, не говоря уж о комнатах психологической разгрузки. В московском подразделении ОМОН для тренировочных занятий на каждого бойца выделяется в год 100 патронов, сотруднику ФБР – 8000 в год.
К примеру, в США и граждане, и полицейские знают, как вести себя при общении друг с другом. И правила эти незыблемы. Обучение вмешательству в критические ситуации и управлению межличностными отношениями во время конфликта имеет огромную популярность во многих агентствах полиции. Кроме того, уделяется большое внимание планированию отдыха для восстановления сил, правильному сбалансированному питанию и диете, которые имеют значение для восстановления химических реакций. Очень важна консультативная работа психолога, программа нервно-мышечной релаксации. Контролируя физическую реакцию полицейских, они позволяют сравнить изменения состояния кожного покрова, кровяного давления, частоту пульса, температуру тела до и после участия в стрессовых ситуациях и доводить их до нормы путем тренировок [198].
M. Reiser 278, ссылаясь на наблюдения американских ученых, отмечает, что чувство страха в ситуациях с неодинаковой степенью опасности можно уменьшить при помощи обучения. Полицейский должен знать, что его ожидает и что ему делать в случае опасности, знать факторы опасности и их последствия, он должен быть строго и четко обучен технике выживания. Техника безопасности у них доводится до автоматизма.
По взглядам американских специалистов [34], вопросы воздействия поражающих факторов химического оружия, а также обстановки, складывающейся в условиях его применения, на психику и поведение военнослужащих представляют в настоящее время особый интерес. Проводились исследования воздействия на людей (вследствие утечки) сублетальных доз нервно-паралитических отравляющих веществ (ОВ). Отмечено, что при воздействии ОВ (зарина и зомана) поведенческо-психологические симптомы, а также некоторые психические расстройства у пострадавших удерживались в течение 1,5 – 2 месяцев после отравления, что значительно превышало период восстановления биологических показателей до нормы. Среди наиболее выраженных медико-психологических симптомов отмечались депрессия, эмоциональная неустойчивость, антисоциальные мысли и действия, беспокойство, безотчетный страх. На войсковых учениях с применением ОВ у 20% участников выявились психологические расстройства, включая тревожное состояние и панику, в результате чего они прекратили выполнять поставленные задачи. Кроме того, некоторые военнослужащие снимали противогазы из-за якобы сильного перегрева, проявляли крайне резкое недовольство из-за невыносимой жажды, вспоминали ужасы боевых действий, в которых участвовали в прошлом, чувствовали сильную слабость и страх смерти. В ряде случаев отмечались симптомы параноида и бреда преследования. У лиц, отстраненных по указанным причинам от участия в учениях, наблюдались такие явления, как дрожь во всем теле, состояние суженого сознания, страх, стремление убежать, скрыться за пределами, так как они считали зону учений опасной. По оценке американских специалистов, от 10 до 20% военнослужащих в условиях химической войны могут получить поражения только из-за несовершенства средств противохимической защиты, что приведет к заметному ослаблению боеспособности частей и подразделений и резко усилит и без того высокие в боевой обстановке стрессовые нагрузки [49].
Негативные психоневрологические реакции на использование ОВ и средств противохимической защиты способствуют значительному снижению возможности личного состава противостоять противнику, защищаться от воздействия средств поражения. Поэтому командиры частей и подразделений должны четко представлять характер поведения и особенности психоневрологических реакций подчиненных, связанных с применением ОВ и опасностью их использования. Вспомним в связи с этим угрозы чеченского военного террориста С. Радуева о применении химического оружия.