ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На основе своих исследований И.О. Котенев [110] делает вполне обоснованные выводы:
1. Степень психической дезадаптации и величина отрицательных психологических последствий несения службы в экстремальных условиях существенно зависят от типа ЧО, половозрастных особенностей, уровня опасности службы, длительности пребывания в регионе события, мотивированности сотрудника, индивидуального прошлого опыта работы в экстремальных ситуациях, индивидуально-личностных качеств (личностной тревожности).
2. Высокий уровень психологического стресса оказывает отрицательное воздействие на бое- и работоспособность работников милиции, снижает их адаптационные возможности в экстремальных условиях. В то же время у части личного состава умеренно выраженный стресс может оказывать мобилизующее воздействие, заметно повышая и работоспособность, и результативность деятельности.
Видимо, та часть личного состава, у которой выявлена такая реакция на стресс, находилась на первой стадии стресса, когда организм многих людей мобилизует свои резервы на борьбу со стрессом. И это внешне выражается повышенной активностью, но затем при длительном пребывании в этих условиях наступает истощение психических и физических возможностей и ясность психоэмоциональных реакций сменяется повышенной нервозностью, раздражительностью, неадекватностью и другими более сложными психопатологическими проявлениями.
Далее автор проблему воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав подразделений полиции за рубежом и в нашей стране справедливо считает недостаточно изученной во всех ее аспектах (теоретическом, методическом, накопления эмпирических данных и т.д.), в то время как вопросы оказания психологической коррекции представлены в зарубежной литературе достаточно полно и заслуживают внимания.
G.H. Gudjonsson, K.R.S. Adlam [256] анализировали ситуации, вызывающие стресс у сотрудников английской полиции. Исследовали три группы сотрудников: а) констеблей-стажеров; б) сержантов постоянного состава; в) сотрудников полиции относительно высоких чинов.
Авторы, исследуя жизненные ситуации, вызывающие стресс, отмечают, что английские сотрудники полиции менее подвержены стрессам по сравнению с их американскими и австралийскими коллегами и что имеются значительные различия между группами английских полицейских в зависимости от должности и опыта работы. Стрессы, связанные с бюрократическими преградами, особенно четко проявляются в группе старшего офицерского состава. Для рядовых полицейских характерно импульсивное, ищущее сенсаций поведение, но более опытные офицеры отличаются высокой степенью самоконтроля. С увеличением опыта и ранга «страх неудачи» и «страх негативной оценки» увеличиваются, в то время как «страх ранения» уменьшается.
Оценка величины стресса проводилась по 100-балльной шкале, где 100 – самая высокая степень стресса, 0 – полное отсутствие, 50 – принимается за среднюю величину стресса – возбудителя, который приходилось испытывать. Все сотрудники полиции были тестированы. Испытуемым было сказано, что исследование связано с изучением профессиональных стрессов и индивидуальной реакции на них, гарантируется секретность и анонимность результатов. В результате обследования были обнаружены следующие величины стресса.
У 44 стажеров среднеквадратическое отклонение (ско) = 8,4; у 42 сержантов ско = 11,7; у 33 старших офицеров ско = 9,4. Результаты других 25 обследованных позиций представлены в приложении 2. То, что сотрудники полиции старших чинов указали на меньшую подверженность стрессам относительно исследованных 25 позиций, чем констебли и сержанты, авторы объясняют несколькими факторами :
1) возможно, они с меньшей охотой, чем младшие сотрудники полиции, сообщают о своих реакциях на стресс;
2) лучше знают, как справляться с профессиональными стрессами;
3) возможно, в данном им перечне не было вопросов, которые характерны для работы сотрудников полиции старших чинов.
Авторы [256] подчеркивают, что ни в одной сфере деятельности, кроме полиции, не существует такого отношения к проблеме стрессов: сотрудники не обнаруживают их (отрицают), а полицейская администрация игнорирует решение этих вопросов. Этому есть два объяснения.
Первое: сотрудники полиции в основном выносливы, невозмутимы, сильны и обладают исключительными способностями переносить трудности. Отсюда стрессовые проблемы рассматриваются ими как непозволительная слабость.
Второе: сотрудники полиции могут неохотно раскрывать проблемы, связанные со стрессами, думая, что это отрицательно повлияет на продвижение по службе, особенно те, которым присущи тщеславие и карьеризм и которые, возможно, подвержены страху неудачи и негативной оценке событий.
Авторы [256] далее отмечают, что стресс средней степени может оказывать позитивное влияние, например делать полицейского более энергичным и лучше подготовленным к оперативным действиям. Сильный и продолжительный стресс в основном оказывает пагубное влияние на умственное и физическое состояние и, вероятно, ослабляет эффективность процесса службы. Более того, жены и дети сотрудников не могут быть изолированы от этих последствий.
T. Pierson [275] показал, что стресс критического инцидента (СКИ), или CIS – по-английски, поражает до 87% всех работников аварийного обслуживания, страдающих от долговременной эмоциональной травмы, которая неблагоприятно сказывается на их пригодности к службе и вызывает серьезные проблемы в их личной жизни. Самый частый тип события, вызывающего реакцию СIS, имеет место, когда полицейский вынужден применить оружие независимо от того, насколько это оказывается законным. Большинство полицейских ощущают чувство вины или раздражения после фатального столкновения. Полицейские психологи назвали эти часто встречающие эмоциональные проблемы «травмой после применения оружия». Агентства, разрабатывающие процедуры помощи полицейским после смертельных случаев применения оружия, знают, что полицейским должна быть оказана помощь. Но многие из этих агентств не понимают, что такие случаи, как массовые беспорядки, бедствия, смерть полицейского или другие смертельные случаи среди детей и взрослых, могут вызвать СКИ.
Иногда физические симптомы, замешательство, ослабление мышления и эмоциональная травма, испытываемые отдельным полицейским, могут самим полицейским интерпретироваться как ненормальные. Автор считает, что полицейские, не знающие, что это такое, постепенно обнаруживают личностные изменения (особенно одинокие, которым не с кем поделиться). Выполнение некоторыми своих служебных обязанностей может ухудшиться до такой степени, что могут понадобиться дисциплинарные меры. В действительности это подсознательный крик о помощи. Если ее не оказать, это может привести к подозрительности, депрессии и в крайних случаях к самоубийству.
T. Pierson [275] считает, что для минимизации СКИ необходимо:
1. Принять тот факт, что СКИ существует и что подавляющее большинство сотрудников испытывают его воздействие в течение своей карьеры. Это позволит администраторам организовать тренинг по СКИ.
2. Если полицейские поймут, что такое СКИ, они найдут смелость излить свои эмоции и не бояться критики или осмеяния.
3. Начальники должны быть обучены распознаванию потенциальных симптомов СКИ среди подчиненных и знать возможности помощи им после больших событий. Необходимо предусмотреть проведение собеседований психиатром и ветеранами, которые полностью владеют таким методом. Цель формального собеседования – позволить полицейским, испытавшим СКИ, поделиться своим опытом и чувствами и затем убедить молодых, что эти чувства естественны. Приказ персоналу посетить эти занятия желателен, но тем, кто идет на собеседование, должны быть объяснены две вещи: не будет никакой попытки со стороны собеседующих критиковать их и заставлять выступать без желания.
В Америке имеется специальная программа, разработанная Международной ассоциацией криминальной полиции, содержащая комплекс различных методик обучения владению собой в критических обстоятельствах. В основу программы положена серия реально встречающихся конкретных чрезвычайных ситуаций, при которых победа может принадлежать только более подготовленному человеку. Динамическая тренировка направлена не только на развитие силы, но и на развитие способности быстро принимать правильное решение в условиях напряженных и быстро разворачивающихся событий. При этом особое внимание уделяется такому поведению, при котором сила представляет собой сгусток энергии, обеспечивающий эффективное влияние на поведение людей. Программа способствует развитию таких волевых качеств, которые не требуют видимого проявления силы [23]. В частности, предусматриваются следующие виды тренировок:
1. Обучение ловкости и сноровке. Обычно полицейские тренируются применять силу только в случае угрозы нападения. Они обучаются целому набору силовых приемов, пригодных для ситуаций даже при встрече с лучше вооруженным противником. Полицейский должен быстро оценить, какое средство лучше применить, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, не применяя силы. Обучение ловкости и сноровке позволяет полицейскому найти баланс между набором слов и действий без применения оружия и использования силовых методов, опасных для жизни человека.
2. Правовое обучение. Программа обучает толкованию федерального закона США, в частности четвертой поправки к Конституции, и законов штатов, касающихся применения силовых методов воздействия и принципов разумного применения силы:
а) полицейский имеет право потребовать от лица, применяющего насилие, прекратить свои противоправные действия;
б) он должен убедиться, что в складывающейся ситуации нельзя не применить силу, чтобы заставить нарушителя выполнить требования полицейского;
в) он должен убедиться, что в складывающейся ситуации применяемая им сила должна принести нарушителю наименьшую боль и страдания;
г) если преступные действия или угрозы достаточно серьезны, силовое воздействие может применяться в полной мере.
3. Подготовка сценариев тренировок. Они готовятся на основе часто встречающихся или повторяющихся время от времени типичных жизненных ситуаций. Многие сценарии предусматривают быстрые силовые действия при угрозе ножом или другими средствами и быстрое снижение уровня применяемой силы, если правонарушитель бросает нож и угрожает полицейскому кулаками. Эти сценарии включают не только физические действия, но и меры психологического воздействия.
4. Критика и проигрывание сценария заново. После воспроизведения полицейским каждого сценария его действия обсуждаются. При обнаружении ошибки он повторяет свои действия с учетом упущений.
Все эти методики во многом позволяют полицейским приблизиться к овладению искусством принятия правильного решения в экстремальных ситуациях, что имеет немаловажное значение и для повышения стрессоустойчивости и выживания, ибо уверенность в себе есть противоядие страху.
В настоящее время, в условиях современной социальной перестройки нашего общества, служба сотрудников МВД во многом является сходной по стрессогенности с аналогичными в странах Запада и способствует постепенному формированию у них постстрессовых расстройств (МКБ-10). Возможно, в более тяжелой форме, так как у нас в настоящее время нет обязательных унифицированных программ повышения стрессоустойчивости и обучения технике выживания в экстремальных условиях, как нет и программ психолого-психотерапевтической подготовки и социально-правовой защиты.