Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автор, рассматривая правовую защиту как процесс, имеющий начало и конец, приходит к выводу, что образуется следующая цикличность его развития:

нормотворческая деятельность уполномоченных органов по изданию норм права, в которых закрепляются гарантии защиты правового статуса личности, устанавливаются полномочия субъектов правоотношений, порядок осуществления защиты прав, а также ответственности в случае их нарушения (первый этап правовой защиты);

действие правовой нормы в отношении абстрактного субъекта правовой защиты, в результате чего данные общественные отношения оказываются в состоянии абстрактной правовой защищенности (второй этап правовой защиты);

правоприменительная деятельность государственных органов по реализации правовых гарантий, а также принятию индивидуальных правоприменительных актов, т.е. наступление реальной правовой защищенности (третий этап правовой защиты).

Правовая защита сотрудников милиции в зависимости от органов, осуществляющих защиту, может реализовываться в четырех формах: правотворческой, судебной, административной и общественной.

Уровень правовой и социальной защищенности сотрудников милиции прямо влияет на эффективность правоохранительной деятельности в различных направлениях:

от него зависит, в частности, степень реализации одной из основных внутренних функций государства по охране правопорядка, прав и свобод граждан;

он служит необходимым условием, элементом и объективной предпосылкой для практического решения оперативно-служебных, кадровых и иных задач личного состава МВД;

недостаточный уровень защищенности сотрудников милиции приводит к их пассивности и нерешительности в деятельности по выполнению возложенных на них функций, к резкому снижению их стрессоустойчивости. В результате этого действия правоохранительных органов теряют наступательный характер, а это не только наносит вред авторитету государства, но и нередко является условием превращения самих сотрудников в объекты посягательства со стороны преступников.

Высокий уровень гибели сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ, случаи самоубийства в последние годы, получение телесных повреждений объясняются не одной причиной – слабой правовой защищенностью
, об этом говорилось и в предыдущих главах. В целом можно условно выделить целый ряд факторов риска развития психической дезадаптации, которые действуют во взаимосвязи.

Социальные, обусловленные кризисными явлениями в социально-экономической (прогрессирующее снижение материального положения), политической, духовно-нравственной и иных сферах жизнедеятельности общества. Их можно определить как опосредованные, поскольку они преломляются через мотивационную сферу сознания сотрудников и оказывают влияние на их поведенческие реакции и стрессоустойчивость.

Психологические: отсутствие целенаправленной подготовки, методической базы, соответствующих специалистов. Отсюда низкая психологическая стрессоустойчивость, незнание приемов психологической самозащиты, переход к саморазрушающим приемам защиты.

Профессиональные: непосредственные причины, обусловленные качеством профессиональной подготовки. И в первую очередь – качеством боевой, огневой – в целом технико-спе-циальной подготовки; несовершенством и нехваткой вооружения, средств активной обороны и индивидуальной защиты; наличием других несовершенных гарантий личной безопасности, которые в экстремальных ситуациях вызывают развитие высокой степени тревоги и страха и снижение стрессоустойчивости; недостатками в организации несения службы, низким уровнем дисциплины и др.

Правовые: неэффективным функционированием механизма реализации установленных гарантий правовой защиты.

Анализ человеческих потерь ВВ МВД в чеченской войне показал:

1. Поражения (как у убитых, так и у раненых) в области, защищенные средствами индивидуальной защиты (голова, грудь, живот), составили в целом 37% от боевых потерь. Определяющим фактором влияния на их величину явились две причины: 1) отсутствие или неиспользование средств индивидуальной защиты; 2) массовое использование противником значительного количества снайперов (снайперская война). Это подтверждается высоким процентом (34%) у погибших поражений в области головы.

2. Большое количество человеческих потерь, отнесенных к разряду небоевых. По статистике, каждый третий раненый получил ранения или травму в результате личной неосторожности, небрежного обращения с оружием и боеприпасами или по другим причинам, не связанным с непосредственным участием в боевых действиях. Эта проблема связана со слабой подготовкой и обучением личного состава, низким состоянием воинской дисциплины и недостаточной требовательностью командиров и начальников к соблюдению уставных требований и мерам безопасности при обращении с оружием.



3. Значительное количество потерь, связанных с санитарно-бытовыми недостатками: обустройства, а также организации хозяйственных работ, отчего впрямую зависел уровень заболеваемости личного состава, особенно инфекционными болезнями, – до 40% всех потерь (вирусный гепатит А). Эпидемиологическая обстановка осложнялась отсутствием коллективных средств очистки воды, холодильного оборудования полевого типа, табельных средств для приготовления и раздачи кипятка, для мытья посуды в полевых условиях.

4. Существенное влияние на уровень заболеваемости оказало поступление в войска большого количества призывников с пониженным питанием и недостаточной массой тела. В 1995 году в войсках выявлено 15 189 военнослужащих с дефицитом массы тела. Основная причина – недоведение положенных норм питания до личного состава из-за недофинансирования войск. Во многом уровень заболеваемости зависит от того, как солдат накормлен, обут, одет.

Названные и иные непосредственные причины гибели и ранений личного состава МВД зависят от уровня правовой и социально-психологической защищенности.

Социальная защищенность находится в органическом единстве с государственно-правовой трактовкой социальной политики, которая, основываясь на закрепленных в правовых нормах гарантиях социальной защиты, призвана обеспечить реализацию одного из основных принципов правового государства – социальную справедливость. Основное назначение социальных прав заключается в том, что они должны обеспечивать удовлетворение социальных, жизненных потребностей общества.

Социальная защита сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ осуществляется закрепленными в нормах права правовыми гарантиями защиты социальных прав. Следовательно, социальная защита сотрудников является одним из направлений их правовой защиты.

Закрепленные в законе гарантии социальной защиты личного состава системы МВД призваны компенсировать как тяжелые условия труда их профессии, так и установленные законом правоограничения, создавая общий баланс прав и обязанностей по сравнению с другими категориями рабочих и служащих [102].


В кодексе чести сотрудников полиции США сказано следующее: «Сотрудник полиции действует как официальный представитель государственной власти, которому вменяется в обязанность и доверяется работать в рамках закона. Полномочия и обязанности возложены на сотрудника законом...»

В ст. 1 Закона РСФСР «О милиции» сказано: «Милиция в РСФСР – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом принуждения».

В настоящее время у нас сотрудники ОВД не чувствуют себя в правовом и социально-психологическом плане защищенными от унижающего их честь и достоинство положения, когда они защищают «права и свободы граждан... интересы общества и государства», а их самих защитить некому; когда они возвращают в казну государства сотни миллионов долларов, а сами получают нищенские оклады. Эта безнадежность способствует повышенной стрессогенности многих жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники. Накопление таких жизненных моментов, с одной стороны, и постоянное участие в стрессогенных ситуациях, с другой, способствует формированию у них посттравматического стрессового расстройства и их инвалидизации. Например, сотрудник милиции, обнаруживший оружие у преступника, должен еще доказать, что это действительно так, иначе преступник может сказать в суде, что оружие (или наркотики) ему подложили.

Сотруднику ФБР в США в суде верят как непререкаемому авторитету, представителю государственной власти, чье слово не подвергается сомнению. У сотрудников милиции на сбор этих доказательств уходят не только время и физические силы, но и психологически сотрудник не чувствует себя лицом, охраняющим закон.

Случаи, когда сотруднику милиции пришлось применить оружие по независящим от него обстоятельствам, являются для него настолько стрессогенными, что многие нуждаются в массивной психокоррекции состояния, пока доказывается законность его действий.

В нашей стране сейчас вообще не учитываются возможности развития у сотрудников, применяющих оружие по долгу службы, острых посттравматических расстройств не только после и при функционировании в экстремальных условиях, но и после конфликтов и других психотравмирующих ситуаций, развивающихся на службе.