ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обеспечение средствами индивидуальной защиты – 5,1%.
Кроме того, на несоответствие тактико-технических средств вооружения и защиты условиям действия указали 10,3% опрошенных; на отсутствие опыта совместных действий указало 22,5%; на несогласованность действий ОВД и ВВ – 7%, с силами МО России – 45,1%; на слабое информационное обеспечение – 19,9% сотрудников.
Таким образом, социально-психологические факторы деятельности ОВД и ВВ могут выступить в качестве стресс-факторов при плохой их организации.
Один из командиров ВВ, говоря о том, чем стрессогенность ситуации боя в Чечне можно было бы уменьшить, сказал: «Неплохо было бы экипировать своих солдат легкими, но очень прочными бронежилетами и касками, обмундированием и обувью из пуленепробиваемых материалов типа кевлара». Остается лишь завидовать цивилизованным странам, где все это давно применяется, потому что вес отечественных бронежилетов армейского образца вполне сравним с весом кольчуги Ильи Муромца. Бойцы ОМОН в беседе с ним подтвердили, что вес некоторых бронежилетов достигает 32 кг.
Вот как пишут о бойцах СОБР ГУОП МВД России: «...Один скрыл травму, желая не отстать от товарищей по оружию, другой, совершив тренировочную пробежку в полном, внушительного веса боевом снаряжении, повредил позвоночник. «Чудо-богатыри», – говорил о своих солдатах Суворов. То же можно смело сказать о ребятах из этого отряда. В январе, когда им, готовым к атаке на Первомайское, дали «отбой», корреспондент поинтересовался весом снаряжения на них, на что ему было предложено почувствовать этот вес на себе. «Шлем «Маска-1» весил четыре килограмма, бронежилет «Зубр» – десять, разгрузочный жилет с автоматными дисками и гранатами – пятнадцать, автомат – четыре с половиной, потом еще мешок с патронной россыпью – восемь и за спиной гранотомет «Шмель» – двенадцать килограммов. В этой амуниции я смог простоять на месте не больше пяти минут, – казалось, у меня вот-вот сломается позвоночник. Это какую надо подготовку иметь, чтобы с таким чудовищным весом на плечах бегать, прыгать, стрелять, выносить с поля боя раненых?» [91].
В итоге вес всего снаряжения составляет 53 кг. Каким бы ни был подготовленным физически солдат, он слишком много энергии потратит на ношение этой экипировки. Вот как происходило восстановление потерянных калорий:
офицеры СОБР ГУОП МВД России, вывезенные в Кизляр, были оставлены на открытом поле, где единственным средством обогрева стал костер да работающий двигатель «квазика». Спали в автобусе, сидя по очереди, по часу, по два, делили один сухой паек на двоих. Горячую пищу не поставляли вообще, как и бойцам других спецотрядов, питьевая вода тоже была дефицитом. Боевики Радуева отдыхали в теплых домах, ели шашлыки из баранины [91] .
В 1993 году в Америке утверждена программа Soldier Modernization Plan (SMP), которая разрабатывает пути наращивания боевого потенциала войск за счет резкого увеличения боевых возможностей и способностей отдельного военнослужащего. Американские специалисты считают: чем выше уровни всех видов подготовки, адекватного питания, медицинского обеспечения и экипировки, тем выше стрессоустойчивость и выживаемость военнослужащего.
Поэтому исследуются и оцениваются адекватность рационов питания военнослужащего в чрезвычайных условиях, биофизическая выносливость организма в новых тканевых материалах, физиологические преимущества индивидуальных микроклиматических систем, влияние шумов и взрывной волны при стрельбе из различных видов оружия. Изучаются процессы перегревания тела при продолжительном ношении противохимической одежды, возможность сокращения потерь от воздействия химического и биологического оружия посредством применения защитных препаратов и вакцин и т.д. Основным критерием обеспечения выживаемости является способность в течение трех суток участвовать в боевых действиях без дополнительного снабжения расходными материалами. При этом имеется в виду высококалорийный рацион питания (более 30000 ккал суточного рациона), индивидуальная система очистки воды, в том числе и морской, а также наличие портативного источника электропитания [122].
По оценкам экспертов Пентагона, в ходе войны в Персидском заливе было окончательно доказано, что кроме материального, тактико-технического, медицинского обеспечения имеется еще боевое оружие, называемое «психологические операции». Это оружие, которое не убивает, но поражает психологически и выступает важнейшим фактором повышения стрессоустойчивости и боеспособности войск, а также сохранения жизни солдат и офицеров по обе стороны фронта. Причем психологические операции становятся постепенно ключевым «несмертоносным» элементом военной мощи США, который способствует успешному выполнению поставленных задач с минимальными потерями.
В широком смысле в США под психологическими операциями понимается спланированное использование средств, форм и методов распространения информации для оказания определенного воздействия на установки и поведение человека. Такие операции по своей сути являются социально-психологическими и состоят из политических, военных и идеологических методов, цель которых – изменение поведенческих и эмоциональных установок определенных людей в желательном направлении. Они проводятся в русле государственной политики национальной безопасности, а их военная сторона координируется с деятельностью соответствующих правительственных учреждений.
В узком смысле психологические операции применяются вооруженными силами США и других стран для деморализации и дезориентации противника. В этом случае они рассматриваются как специфическое оружие, с помощью которого повышается эффективность боевых действий и одновременно психологическая стрессоустойчивость военнослужащих.
В ходе войны в Персидском заливе в 1991 году благодаря психологическим операциям 70 тыс. иракских военнопленных сдались в плен. Силами и средствами психологических операций среди военнослужащих и населения Ирака было распространено более 29 млн листовок, 70% опрошенных военнопленных подтвердили, что именно они повлияли на их решение сдаться в плен. Военнопленные, регулярно слушавшие «Голос Залива» – передачи, подготовленные специалистами-психологами вооруженных сил США, отмечали, что их влияние на моральный дух иракских солдат было настолько серьезным, что им даже запрещали при себе иметь радиоприемники [122].
По итогам войны в Чечне можно сказать кратко, что практически целенаправленных психологических операций, видимо, не было подготовлено и проведено. Наоборот, были такие моменты, которые могли только деморализовать наших солдат и офицеров. Прошел по всем телеканалам без комментариев и разъяснений эпизод взятия новосибирских милиционеров боевиками. Этот эпизод породил много слухов и домыслов, нелицеприятных для личного состава МВД. Они лишь выполняли приказ «не стрелять». И приказ, и поведение новосибирских милиционеров были единственно верными на тот момент. «Это была патовая ситуация: у блокпоста образовалась огромная толпа безоружных людей – заложников, жителей Первомайского, столпившихся вокруг автобусов. Перестрелка между боевиками, милицией и высадившимися в нескольких метрах с вертолетов десантниками превратила бы эту толпу в кровавое месиво за считанные минуты. По существу, новосибирцы спасли собой в тот миг сотни жителей. И негодяй тот, кто посмеет бросить в них камень», – твердили нам повсеместно в Дагестане» [91]. Но психологически – камень был брошен. Боевики вели свои комментарии на радиоволнах. Наши средства массовой информации так и не дошли в то время до истины, «федералы» выглядели в глазах большинства населения как «непрофессионалы» или «трусы». И этот факт психологически очень сильно повлиял на наших сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск.
Анализ современной военной литературы и опыта чеченской войны позволяет заключить, что для обеспечения социально-психологической защищенности и выживаемости личный состав МВД необходимо подготовить к современным методам устойчивости к воздействию средств поражения с помощью новейшего технического оснащения.
В настоящее время на Западе и частично у нас имеется много активных и пассивных средств противодействия системам обнаружения и поражения: малогабаритные индивидуальные компьютеры, приборы связи и опознавания «свой – чужой»; комплекс чувствительных датчиков (оптических, акустических, тепловых), усиливающих и расширяющих возможности человека по контролю за обстановкой;
управляемые дистанционно робототехнические средства, всесторонне обеспечивающие решение задач радиационной, химической, биологической и инженерной защиты; устройства идентификации целей, обнаружения мин.
Понятно, что чувство технической защищенности повышает чувство уверенности в себе и способствует повышению стрессоустойчивости и боевого духа.
В настоящее время социально-психологический уровень трансформации стрессов наблюдается уже не в одном человеке, а в группе, организации, коллективе – в массе людей. Например, во время событий в Первомайске и Кизляре, где терроризм имел характер массового социально-политического явления, в кровавый стрессогенный процесс было вовлечено огромное количество людей (таковыми в любую минуту могут оказаться и все учащающиеся межнациональные конфликты). Почти сутки продолжался кошмар для многих сотен мирных жителей небольшого дагестанского города Кизляр. Дагестан был вздыблен эмоциями, население было оскорблено бандитским нападением соседей, правомерно считая его ударом в спину. В ходе этих операций в Кизляре и Первомайске погибли 10 сотрудников МВД Дагестана [91].
Таким образом, актуальность правовой и социально-психологической защищенности личного состава бесспорна и по своей сути она должна представлять собой социально-правовой механизм разрешения сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом сотрудников и их реальным социальным положением в обществе. Решение этой проблемы возможно посредством организации государственной системы социально-правовой и психологической защиты и обороны. Она должна быть нацелена на достижение такого состояния, когда будет всесторонне и надежно гарантировано высокое социально-правовое положение сотрудников в структуре общества и обеспечена