ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
унифицированная система правовой и психопрофилактической защиты.
Резюмируя сказанное, следует заключить, что необходимо в дальнейшем для повышения стрессоустойчивости сотрудников более детально разработать и утвердить федеральный закон о социально-правовой и психологической защите личного состава, в котором должны быть законодательно закреплены:
социально-правовые гарантии (право восстановления здоровья, компенсации морально-психологических потерь в случаях получения увечий, защита в конфликтных ситуациях, защита интересов престарелых и одиноких родителей и семьи, страхование жизни, здоровья, имущества);
социально-психологические пути обеспечения выживаемости и стрессоустойчивости в экстремальных условиях (обеспечение соответствующими современным требованиям технической культуры экипировкой, средствами технической защиты от повреждающего влияния стрессогенных факторов; медицинской защиты – необходимые вакцины, сыворотки, медикаменты, сбалансированное питание);
право на практическую помощь юриста, адвоката, психолога и психотерапевта.
2. Духовно-психологические методы психопрофилактики
и повышения стрессоустойчивости
В разные времена у разных народов военная профессия диктовала особые требования к психологической подготовке. Их суть состоит в таком преодолении тревоги и страха смерти, которые позволяли бы воину действовать с максимальной эффективностью. Люди давно научились естественный биологический страх смерти вытеснять сильными социальными, нравственными чувствами. Среди них чувство долга, чести, любви к Родине. Вспомним подвиг горстки спартанцев, героически защищавших от персидских полчищ вход в Фермопильское ущелье, или чудеса стойкости защитников нашего Отечества, которые без колебания отдавали жизнь «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина» и т.д. За подобными примерами лежат определенные методы психорегуляции и психотехнические приемы, их механизмы приводятся в действие самыми разными пружинами [212, 65].
В одних случаях страх смерти преодолевается за счет волевого сверхусилия во имя личной славы и жажды подвига (европейские рыцари), в других – во имя высшего патриотического долга (массовый героизм русских воинов в Куликовской битве, в Бородинском сражении, советских солдат в годы Великой Отечественной войны). Наиболее ярким примером может послужить участие в Куликовской битве двух духовных лиц из охраны Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на решающий бой. Первый из них начал битву без какого-либо защитного снаряжения, но не уступил первенство татарскому богатырю, второй прошел через кровавую сечу и стал свидетелем великой победы русских. Обучение монахов ратному делу, искусству рукопашного боя еще долго составляло традицию русской православной церкви. Огромное значение имела вера в лучшую (загробную или будущую) жизнь. Она приобретала своеобразную окраску у языческих народов (скандинавских викингов, древних германцев, славян), у христиан и мусульман.
Героев нашей гражданской войны особенно воодушевляла вера в светлое коммунистическое будущее. Вообще непоколебимая вера в светлые идеалы помогала людям всходить на костры инквизиции, проходить через ад концентрационных лагерей, демонстрировать чудеса воинской доблести. В некоторых случаях страх смерти могло заслонить отчаяние смертников.
Древние китайцы сражались особенно яростно, оказавшись «в местности смерти», из которой уже не было выхода. Конечно, на действие тех или иных механизмов психорегуляции существенное влияние оказывали культурные и национальные факторы. Своеобразные психотехнические приемы, позволяющие в том числе преодолевать страх смерти, укоренились на русской почве. Отлитые в выражения «авось», «была – не была», «двум смертям не бывать – одной не миновать», они отражают распространенные установки сознания народа. Показательно, что русские витязи и былинные богатыри, воплощающие национальные идеалы, безбоязненно идут навстречу смерти. Они выбирают дорогу, где «убиту быть», и всегда выходят победителями.
Известны и другие способы вытеснения страха смерти, являющиеся плодами как высокого разума, так и самых низменных, корыстных инстинктов. Существует, например, чисто интеллектуальный (философский) способ решения проблемы, который выражен в афоризме: «Если мы есть – смерти нет, если смерть есть – нас нет» [212].
Однако известны случаи, когда страх смерти преодолевается неуемной жаждой наживы. Вспомним хотя бы расхитителей чеченской нефти, ставших вечными пленниками этой войны, и особую категорию солдат-наемников, готовых служить тому, кто больше платит. К множеству других пружин, приводящих в действие механизмы психорегуляции, можно добавить и те, которые не ограничиваются использованием внутренних ресурсов психики, а связаны с применением разного рода искусственных препаратов, галлюциногенов и допингов. Некоторые скандинавские народности употребляли для поднятия духа настойку из мухоморов.
Однако самыми надежными методами, которые не дают таких отрицательных последствий, как при употреблении алкоголя и наркотиков, в реальной практике могут быть те или иные факторы психорегуляции, вербального (воздействие словом) и психофизического характера, хотя многие из них совмещаются. Важно другое. В основе названных и им подобных психорегулятивных установок сознания, методов, средств, приемов лежит преобладание интеллектуальной, личностно и эмоционально окрашенной мотивационной деятельности сознания. Она выстраивает «стратегию» психорегуляции по двум линиям:
либо на непреодолимой воле к жизни (которая оказывается выше чисто биологического инстинкта самосохранения);
либо на презрении к смерти.
Обе построены на тактике «борьбы», а не «бегства». Однако одна лишь интеллектуальная пружина еще не дает безусловной гарантии сохранения столь необходимого для воина психологического равновесия. Более того, экстремальная природа действий личного состава требует мгновенных бессознательных реакций, сметающих барьеры интеллектуальной рефлексии. Поэтому установки сознания должны получать очень прочное подкрепление в механизмах спонтанного «бессознательного» поведения, которое бы обеспечивало максимальную эффективность целенаправленных действий в экстремальных условиях.
Именно эта сторона психорегуляции в восточных боевых искусствах хорошо освоена и привлекла нас для формулировки концепции духовно-психологической подготовки личного состава ОВД и ВВ.
Сотрудникам МВД, действующим в основном в экстремальных условиях, необходимо освоить не только технику боевых искусств, но и их универсальные принципы и основу, которая построена как на природных законах, так и на знании человеческой психики. Суть боя не в использовании приемов борьбы, а в умении сохранить ясное мышление и сознание, быстро и точно сориентироваться в применении современного бесшумного оружия или нейлоновой удавки и в любой неожиданной ситуации чувствовать себя физически крепким и уверенным человеком, не имея кевларового бронежилета. Это сила и выносливость, ловкость и быстрота реакций, смелость и находчивость. Это высокий боевой дух, позволяющий сохранять хладнокровие в условиях смертельной опасности. Это также умение восстанавливаться после боя без допингов.
Кардинальное переосмысление боевых искусств как одного из путей духовного совершенствования человека. Именно такой подход открыл нашим современникам уникальность и культурную целостность традиций воинских искусств. Во многих видах борьбы коренным образом переосмысливалась боевая практика как особый путь духовно-нравственного совершенствования человека через систему средств гармонизации внутренней психической жизни, всей его жизнедеятельности в природе и в обществе. Таким путем боевые искусства превратились в путь самопознания и постижения высшего закона мироздания, чем и сняли противоречие между миролюбивым настроем и насильственной природой любых военных действий [212].
Существует принципиальное различие между состоянием сознания чиновника, удобно расположившегося в кресле, и состоянием сознания сотрудника ОМОН или спецназа ВВ во время проведения специальной операции по освобождению заложников или других операций, связанных с риском для жизни. Последние балансируют на грани жизни и смерти и поэтому должны уметь мобилизовать все ресурсы человеческих возможностей.
В экстремальных ситуациях даже слабая женщина, спасая своего ребенка, может поднять автомобиль. В условиях регулярной практики «медитации» подобные необычные достижения могли стать делом более привычным. К примеру, широко известный в единоборствах тест – разбивание твердых предметов – не является испытанием лишь физической силы и техники. Это в равной степени и тест духовный, так как нужно достичь состояния транса, в котором не чувствуется боль. Данный тест – одна из форм активной кратковременной медитации, способствующей мгновенной концентрации всей энергии и высвобождения ее в нужный момент.
Однако для этого нужны длительные тренировки, духовные и физические, и, конечно, непосредственное поднятие духа перед выходом сотрудников на ответственные и сложные операции.
Изучение патогенетических механизмов развития стресса и ПТСР, анализ множества существующей литературы о разных учениях (даосизм, буддизм, индуизм), включая школы «здорового образа жизни» (у-шу, карате, айкидо, дзюдо) и йоги [41, 74, 75, 169], по развитию духовности [41, 43, 72, 148, 162, 213, 222, 223] позволили нам прийти к заключению, что наилучшим путем достижения эффекта в борьбе со стрессовыми нарушениями личного состава МВД является использование психорегулятивных принципов в создании адаптированных к нашему образу мышления (менталитету) и жизни методик.
Данный анализ литературы позволил нам выделить два этапа в ходе расслабления или медитации.
Первый этап – расслабление, пониженная чувствительность к внешним объектам, отрешенность от них, а также от внутренних второстепенных переживаний. Умение отрешиться от постороннего – условие, без которого нельзя достигнуть состояния транса. Но расслабление полностью нельзя ощутить без предварительного напряжения. Напряжение должно достигнуть максимума, и тогда расслабление наступит само по себе. Далее нужно просто созерцать и наблюдать нисходящее на вас расслабление, вы не думаете ни о чем, вы только чувствуете, как расслабляются множество частей организма. Имеется комплекс упражнений, нацеленных на цикл «напряжение – расслабление» [181
]. Наиболее гармоничный путь, когда ум и тело направлены на одну цель – достигнуть «пустого сознания», очищения мозга. Если одновременно равномерно и глубоко дышать, то происходит освобождение от подавленных эмоций, одновременно с продуктами распада и углекислотой. При регулярных занятиях наступает следующий этап.
Второй этап – просветление, озарение, прозрение, экстаз, который можно назвать более понятно – этапом здравомыслия. На этом этапе наступают основные эффекты медитативных упражнений:
1) выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью, улучшение памяти, внимания;
2) увеличение глубины восприятия окружающей действительности и отдельных явлений, развитие аналитических способностей, дедуктивного и индуктивного мышления;
3) общее оздоровление организма, профилактика функциональных расстройств, повышение выносливости организма, проявление высоких сенсорных способностей;
4) изменение генеральной линии поведения человека в сторону большей духовности. В мотивации деятельности начинают проявляться высшие ценности – бескорыстие, доброта, доброжелательность и любовь к людям. Многие могут достигнуть такого уровня развития сознания, когда христианская заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» становится вполне достижимой и реальной. В некоторых концепциях этот уровень сознания называется «космическим» и указывает на тесную связь человека с окружающим его мирозданием.
Вышеуказанных эффектов можно достигнуть различными техниками медитации, описанными в литературе [159, 74].
При разработке и конструкции методик мы искали такие моменты, которые помогли бы личному составу МВД при функционировании в экстремальных условиях преодолеть страх смерти и выполнять свой долг в состоянии психофизического равновесия.
Л.А. Китаев-Смык считает, что возможны пути к профессиональному бесстрашию:
через становление и укрепление убежденности в безошибочности собственных действий в критической обстановке;
через веру в собственную неуязвимость; через постепенное (за первые 2–3 года работы) замещение состояния тревожности напряженностью внимания;
через культивирование приятных переживаний риска, постепенно вытесняющих чувство тревожности, сильного страха.
Резюмируя сказанное, следует заключить, что необходимо в дальнейшем для повышения стрессоустойчивости сотрудников более детально разработать и утвердить федеральный закон о социально-правовой и психологической защите личного состава, в котором должны быть законодательно закреплены:
социально-правовые гарантии (право восстановления здоровья, компенсации морально-психологических потерь в случаях получения увечий, защита в конфликтных ситуациях, защита интересов престарелых и одиноких родителей и семьи, страхование жизни, здоровья, имущества);
социально-психологические пути обеспечения выживаемости и стрессоустойчивости в экстремальных условиях (обеспечение соответствующими современным требованиям технической культуры экипировкой, средствами технической защиты от повреждающего влияния стрессогенных факторов; медицинской защиты – необходимые вакцины, сыворотки, медикаменты, сбалансированное питание);
право на практическую помощь юриста, адвоката, психолога и психотерапевта.
2. Духовно-психологические методы психопрофилактики
и повышения стрессоустойчивости
В разные времена у разных народов военная профессия диктовала особые требования к психологической подготовке. Их суть состоит в таком преодолении тревоги и страха смерти, которые позволяли бы воину действовать с максимальной эффективностью. Люди давно научились естественный биологический страх смерти вытеснять сильными социальными, нравственными чувствами. Среди них чувство долга, чести, любви к Родине. Вспомним подвиг горстки спартанцев, героически защищавших от персидских полчищ вход в Фермопильское ущелье, или чудеса стойкости защитников нашего Отечества, которые без колебания отдавали жизнь «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина» и т.д. За подобными примерами лежат определенные методы психорегуляции и психотехнические приемы, их механизмы приводятся в действие самыми разными пружинами [212, 65].
В одних случаях страх смерти преодолевается за счет волевого сверхусилия во имя личной славы и жажды подвига (европейские рыцари), в других – во имя высшего патриотического долга (массовый героизм русских воинов в Куликовской битве, в Бородинском сражении, советских солдат в годы Великой Отечественной войны). Наиболее ярким примером может послужить участие в Куликовской битве двух духовных лиц из охраны Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на решающий бой. Первый из них начал битву без какого-либо защитного снаряжения, но не уступил первенство татарскому богатырю, второй прошел через кровавую сечу и стал свидетелем великой победы русских. Обучение монахов ратному делу, искусству рукопашного боя еще долго составляло традицию русской православной церкви. Огромное значение имела вера в лучшую (загробную или будущую) жизнь. Она приобретала своеобразную окраску у языческих народов (скандинавских викингов, древних германцев, славян), у христиан и мусульман.
Героев нашей гражданской войны особенно воодушевляла вера в светлое коммунистическое будущее. Вообще непоколебимая вера в светлые идеалы помогала людям всходить на костры инквизиции, проходить через ад концентрационных лагерей, демонстрировать чудеса воинской доблести. В некоторых случаях страх смерти могло заслонить отчаяние смертников.
Древние китайцы сражались особенно яростно, оказавшись «в местности смерти», из которой уже не было выхода. Конечно, на действие тех или иных механизмов психорегуляции существенное влияние оказывали культурные и национальные факторы. Своеобразные психотехнические приемы, позволяющие в том числе преодолевать страх смерти, укоренились на русской почве. Отлитые в выражения «авось», «была – не была», «двум смертям не бывать – одной не миновать», они отражают распространенные установки сознания народа. Показательно, что русские витязи и былинные богатыри, воплощающие национальные идеалы, безбоязненно идут навстречу смерти. Они выбирают дорогу, где «убиту быть», и всегда выходят победителями.
Известны и другие способы вытеснения страха смерти, являющиеся плодами как высокого разума, так и самых низменных, корыстных инстинктов. Существует, например, чисто интеллектуальный (философский) способ решения проблемы, который выражен в афоризме: «Если мы есть – смерти нет, если смерть есть – нас нет» [212].
Однако известны случаи, когда страх смерти преодолевается неуемной жаждой наживы. Вспомним хотя бы расхитителей чеченской нефти, ставших вечными пленниками этой войны, и особую категорию солдат-наемников, готовых служить тому, кто больше платит. К множеству других пружин, приводящих в действие механизмы психорегуляции, можно добавить и те, которые не ограничиваются использованием внутренних ресурсов психики, а связаны с применением разного рода искусственных препаратов, галлюциногенов и допингов. Некоторые скандинавские народности употребляли для поднятия духа настойку из мухоморов.
Однако самыми надежными методами, которые не дают таких отрицательных последствий, как при употреблении алкоголя и наркотиков, в реальной практике могут быть те или иные факторы психорегуляции, вербального (воздействие словом) и психофизического характера, хотя многие из них совмещаются. Важно другое. В основе названных и им подобных психорегулятивных установок сознания, методов, средств, приемов лежит преобладание интеллектуальной, личностно и эмоционально окрашенной мотивационной деятельности сознания. Она выстраивает «стратегию» психорегуляции по двум линиям:
либо на непреодолимой воле к жизни (которая оказывается выше чисто биологического инстинкта самосохранения);
либо на презрении к смерти.
Обе построены на тактике «борьбы», а не «бегства». Однако одна лишь интеллектуальная пружина еще не дает безусловной гарантии сохранения столь необходимого для воина психологического равновесия. Более того, экстремальная природа действий личного состава требует мгновенных бессознательных реакций, сметающих барьеры интеллектуальной рефлексии. Поэтому установки сознания должны получать очень прочное подкрепление в механизмах спонтанного «бессознательного» поведения, которое бы обеспечивало максимальную эффективность целенаправленных действий в экстремальных условиях.
Именно эта сторона психорегуляции в восточных боевых искусствах хорошо освоена и привлекла нас для формулировки концепции духовно-психологической подготовки личного состава ОВД и ВВ.
Сотрудникам МВД, действующим в основном в экстремальных условиях, необходимо освоить не только технику боевых искусств, но и их универсальные принципы и основу, которая построена как на природных законах, так и на знании человеческой психики. Суть боя не в использовании приемов борьбы, а в умении сохранить ясное мышление и сознание, быстро и точно сориентироваться в применении современного бесшумного оружия или нейлоновой удавки и в любой неожиданной ситуации чувствовать себя физически крепким и уверенным человеком, не имея кевларового бронежилета. Это сила и выносливость, ловкость и быстрота реакций, смелость и находчивость. Это высокий боевой дух, позволяющий сохранять хладнокровие в условиях смертельной опасности. Это также умение восстанавливаться после боя без допингов.
Кардинальное переосмысление боевых искусств как одного из путей духовного совершенствования человека. Именно такой подход открыл нашим современникам уникальность и культурную целостность традиций воинских искусств. Во многих видах борьбы коренным образом переосмысливалась боевая практика как особый путь духовно-нравственного совершенствования человека через систему средств гармонизации внутренней психической жизни, всей его жизнедеятельности в природе и в обществе. Таким путем боевые искусства превратились в путь самопознания и постижения высшего закона мироздания, чем и сняли противоречие между миролюбивым настроем и насильственной природой любых военных действий [212].
Существует принципиальное различие между состоянием сознания чиновника, удобно расположившегося в кресле, и состоянием сознания сотрудника ОМОН или спецназа ВВ во время проведения специальной операции по освобождению заложников или других операций, связанных с риском для жизни. Последние балансируют на грани жизни и смерти и поэтому должны уметь мобилизовать все ресурсы человеческих возможностей.
В экстремальных ситуациях даже слабая женщина, спасая своего ребенка, может поднять автомобиль. В условиях регулярной практики «медитации» подобные необычные достижения могли стать делом более привычным. К примеру, широко известный в единоборствах тест – разбивание твердых предметов – не является испытанием лишь физической силы и техники. Это в равной степени и тест духовный, так как нужно достичь состояния транса, в котором не чувствуется боль. Данный тест – одна из форм активной кратковременной медитации, способствующей мгновенной концентрации всей энергии и высвобождения ее в нужный момент.
Однако для этого нужны длительные тренировки, духовные и физические, и, конечно, непосредственное поднятие духа перед выходом сотрудников на ответственные и сложные операции.
Изучение патогенетических механизмов развития стресса и ПТСР, анализ множества существующей литературы о разных учениях (даосизм, буддизм, индуизм), включая школы «здорового образа жизни» (у-шу, карате, айкидо, дзюдо) и йоги [41, 74, 75, 169], по развитию духовности [41, 43, 72, 148, 162, 213, 222, 223] позволили нам прийти к заключению, что наилучшим путем достижения эффекта в борьбе со стрессовыми нарушениями личного состава МВД является использование психорегулятивных принципов в создании адаптированных к нашему образу мышления (менталитету) и жизни методик.
Данный анализ литературы позволил нам выделить два этапа в ходе расслабления или медитации.
Первый этап – расслабление, пониженная чувствительность к внешним объектам, отрешенность от них, а также от внутренних второстепенных переживаний. Умение отрешиться от постороннего – условие, без которого нельзя достигнуть состояния транса. Но расслабление полностью нельзя ощутить без предварительного напряжения. Напряжение должно достигнуть максимума, и тогда расслабление наступит само по себе. Далее нужно просто созерцать и наблюдать нисходящее на вас расслабление, вы не думаете ни о чем, вы только чувствуете, как расслабляются множество частей организма. Имеется комплекс упражнений, нацеленных на цикл «напряжение – расслабление» [181
]. Наиболее гармоничный путь, когда ум и тело направлены на одну цель – достигнуть «пустого сознания», очищения мозга. Если одновременно равномерно и глубоко дышать, то происходит освобождение от подавленных эмоций, одновременно с продуктами распада и углекислотой. При регулярных занятиях наступает следующий этап.
Второй этап – просветление, озарение, прозрение, экстаз, который можно назвать более понятно – этапом здравомыслия. На этом этапе наступают основные эффекты медитативных упражнений:
1) выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью, улучшение памяти, внимания;
2) увеличение глубины восприятия окружающей действительности и отдельных явлений, развитие аналитических способностей, дедуктивного и индуктивного мышления;
3) общее оздоровление организма, профилактика функциональных расстройств, повышение выносливости организма, проявление высоких сенсорных способностей;
4) изменение генеральной линии поведения человека в сторону большей духовности. В мотивации деятельности начинают проявляться высшие ценности – бескорыстие, доброта, доброжелательность и любовь к людям. Многие могут достигнуть такого уровня развития сознания, когда христианская заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» становится вполне достижимой и реальной. В некоторых концепциях этот уровень сознания называется «космическим» и указывает на тесную связь человека с окружающим его мирозданием.
Вышеуказанных эффектов можно достигнуть различными техниками медитации, описанными в литературе [159, 74].
При разработке и конструкции методик мы искали такие моменты, которые помогли бы личному составу МВД при функционировании в экстремальных условиях преодолеть страх смерти и выполнять свой долг в состоянии психофизического равновесия.
Л.А. Китаев-Смык считает, что возможны пути к профессиональному бесстрашию:
через становление и укрепление убежденности в безошибочности собственных действий в критической обстановке;
через веру в собственную неуязвимость; через постепенное (за первые 2–3 года работы) замещение состояния тревожности напряженностью внимания;
через культивирование приятных переживаний риска, постепенно вытесняющих чувство тревожности, сильного страха.