Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вначале мы апробировали данную методику на московском подразделении ОМОН, прошедшем Чечню. После каждого проведенного сеанса проводилась беседа с каждым членом группы, и в результате удалось выявить несколько групп, по-разному реагирующих на проведенное внушение. На предложение представить себя мертвым все реагировали абсолютно спокойно, хотя ни один из бойцов не смог себя представить мертвым.

Но представить себя в оболочке на первых сеансах смогли не все одинаково: 75% – охотно представляли себя окруженными блестящим панцирем и кевларовой оболочкой, 7% – представляли себя только в форме, 8% – сказали, что для них не важно, в чем они находятся, они могут в любой ситуации представить себя непробиваемым ничем, без всякой защиты и в любой момент готовы «еще отправиться в Чечню и куда угодно».

Некоторые из тех, кто представлял себя только в форме, говорили, что в форменном обмундировании они чувствуют себя более мобильными. Один из них отметил, что как только он себя пытается представить в оболочке, чувствует давление и тяжесть в груди. Затем в процессе углубленной беседы удалось выяснить, что во время участия в одной из специальных операций в него попала пуля. Тогда он был в тяжелом бронежилете весом 32 кг и «чуть не задохнулся; к счастью, командир был опытный, ударил меня и помог выдохнуть; грудь распухла, посинела и долго болела».

Необходимо отметить, что данную методику внушения в первое время до полного освоения должен проводить психолог или психотерапевт. Затем освоивший может заниматься самостоятельно, противопоказаний, кроме нежелания самого человека, нет (в таких случаях психолог должен подобрать другие методики или выяснить причину неприятия и устранить).

В течение 1994–1996 гг. мы обследовали группу сотрудников ОВД, участвовавших в боевых операциях в Чечне. Всего было 99 человек в возрасте от 21 года до 30 лет, с которыми проводились занятия релаксационного тренинга из 2 частей: предварительного расслабления в течение 10–15 минут; затем внушения в бодрствующем состоянии.

Показатели функционального психофизического состояния (уровень тревоги по Спилбергеру–Ханину, интенсивность внимания, объем памяти, эмоциональная устойчивость состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы в покое) определялись до начала занятий после 2,5 и 5 месяцев, проведенных ежедневных 30-минутных занятий. После 2,5 месяцев наметилась тенденция к повышению эффективности занятий. Значение показателей (в сторону улучшения) статистически значимо (p< 0, 05), отличалось при сравнении результатов до начала занятий и через 5 месяцев. Результаты приведены в табл. 8.


Затем 55 человек из этой группы по собственному желанию были отправлены в Чечню, когда там была очень сложная оперативная обстановка. Эта группа бойцов участвовала там, в боевых операциях с применением боевой техники в течение 45 дней, вернулась без человеческих потерь, только три человека получили легкие осколочные ранения. Вышеуказанные показатели психофизического состояния держались на уровне нормы (как до начала занятий), был выше нормы уровень реактивной тревожности по Спилбергеру–Ханину у 56% бойцов, который через 2 недели отдыха пришел в норму.

Таким образом, улучшение психофизического состояния сотрудников ОВД после проведенных занятий позволяет сделать вывод об улучшении адаптационного резерва, способного преодолеть страх смерти, повышении общей стрессоустойчивости организма, а следовательно, создании предпосылок для поднятия боевого духа сотрудников при функционировании в экстремальных условиях.

По мнению В.А.Пономаренко [163], сегодня армия снижает боеготовность, теряет квалификацию. Но самое главное – что профессионализм напрямую связан с боевым духом. Армия без него – источник цинизма и нравственного растления. Русские религиозные философы предупреждали: если в армии прекращается воспитательная работа, мышление становится милитаризованным, все кончается духовным оскудением и деспотизмом. Автор считает, что боевой патриотический дух есть не проявление милитаризованного мышления, а нравственный клич «не убий» [163].


Таблица 8

Оценка усредненных психофизиологических показателей сотрудников МВД в процессе проведения психорелаксационных занятий по методике повышения боевого духа




Психофизиологичес-кие показатели

1 этап
(до проведения)

2 этап
(после
2,5 мес.)

3 этап
(после
5 мес.)

1


2


3

4


5

а)

б)

в)

Высокий
уровень тревожности по Спилбергеру
в %

Интенсивность
внимания: количество просмотренных букв

Объем кратковременной памяти

Эмоциональная устойчивость (кожно-гальваническая реакция)

Состояние сердечно-сосуд. и дыхательной систем:

ЧСС* в покое;

ЧД** в покое;

ЗД*** в покое


351,8
670,421,2

6,71,2
29,03,3

73,41,2

14,00,4

54,41,9



271,6
690,021,3

6,81,2
19,22,2

70,21,2

11,60,6

68,42,4


182,0
750,023,9

7,41,3
15,72,3

67,31,3

8,00,3

76,93,1



Примечание:

* ЧСС – частота сердечных сокращений;

** ЧД – частота дыхания;

*** ЗД – задержка дыхания.
Нарушение духовного и физического равновесия лиц, функционирующих в экстремальных условиях без определенной целенаправленной профилактики этих состояний, может плохо сказаться на результатах деятельности различных спец-подразделений ОВД и ВВ.

В процессе проведения исследований, изучая патогенез стресса, мы пришли к выводу, что, пожалуй, самым действенным в механизме повышения психологической устойчивости к стрессам является духовно-психологическое воздействие на мотивы и сознание сотрудников.

Таким образом, необходимость создания благоприятных условий для реализации и развития духовного потенциала сотрудников МВД не вызывает сомнения. И безусловно, требуется разработка законодательного обоснования целенаправленной подготовки личного состава МВД к действиям в экстремальных условиях.

3. Основные принципы и методы психокоррекции состояний
психической дезадаптации, соответствующие профессиональным особенностям служб и направленные на обеспечение
безопасности жизнедеятельности

А. Принципы регуляции дыхания и применения дыхательных упражнений для снятия стрессового напряжения
В «постоперационных состояниях» [167–169], если даже они протекали кратковременно, для личного состава всегда характерны изменения в виде сильной усталости, разбитости, снижения работоспособности, потери сна, головных болей, повышенной раздражительности, агрессивности т.е. признаки астенического синдрома, характеризующие состояние истощения адаптационной энергии. Поэтому стратегия и тактика медиков и психологов всегда должна быть направлена на оказание неотложной и плановой помощи.

При физическом напряжении или в стрессовой ситуации дыхание становится затрудненным и тяжелым. При сильном испуге, напряженном ожидании оно может невольно задерживаться, когда напряжение и испуг проходят, оно становится спокойным и равномерным. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения как мышечного, так и психического. Поэтому ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом наряду с релаксацией и концентрацией. При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать принципы постепенности и систематичности, отрабатывать их в определенной последовательности. Осваивать регулируемое дыхание желательно не в острой стрессовой ситуации, а в спокойном состоянии.


Дыхательные упражнения лучше выполнять в таком состоянии, когда позвоночник находится в свободном прямом положении (сидя или лежа), что дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Если спина прямая, то дыхательные мышцы груди и диафрагма могут функционировать легко и непринужденно. Диафрагмальное дыхание способствует расслаблению и выпрямлению тела. При этом очень важно держать прямо голову и шею, последняя ни в коем случае не должна быть напряжена. Во время выполнения дыхательных упражнений шея должна быть релаксирована. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно начинать дыхательные упражнения в свободном дыхании, постоянно контролируя его. Такой способ дыхания постепенно можно довести до автоматизма, чтобы он стал для вашего организма естественным [41, 74, 75, 200 и др.].

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие принципы и технику выполнения дыхательных упражнений:

1. Руки свободно положить на колени, если сидите, или вдоль туловища, если лежите. Лучше закрыть глаза, чтобы визуальная информация не мешала сосредоточиться. Сосредоточьтесь только на своем дыхании и дышите через нос, слегка сомкнув губы.

2. Для начала в течение нескольких минут просто контролируйте дыхание. Оно должно быть легким, свободным, незаметным (нешумным), вдыхаемый воздух должен быть более холодным, чем выдыхаемый. Дыхание должно быть спокойное и ритмичное. Во время вдоха и выдоха не должны заметно включаться в работу вспомогательные дыхательные мышцы – особенно при вдохе не должны расправляться плечи. Они должны быть расслаблены, опущены и слегка отведены назад.

3. Постоянно контролируйте ритм дыхания. Ведь именно ритмичное дыхание успокаивает нервы, оказывает противострессовое действие. Выполняйте медленно вдох, успевая при этом сосчитать в среднем темпе от одного до шести. Затем пауза. Тренируйте ритмичное дыхание примерно 2-3 минуты. Очень важно при этом соблюдать правильный ритм.

4. Сосчитав до шести, сделайте вдох. При таком медленном вдохе грудная клетка расширяется, затем на высоте вдоха задержите дыхание на три счета, не дольше и выполняйте медленный выдох, снова считая до шести. После выдоха снова задержите дыхание на три счета, не дольше. Таким образом, ритм дыхания будет 6:3:6:3.

При задержке дыхания после максимально глубокого вдоха появляется возможность более длительного и обильного снабжения эритроцитов кислородом. Сердце и мозг получают кровь, значительно обогащенную кислородом, что позволяет снять усталость и напряжение, вызванные стрессом.


5. Повышение эффективности отдельных фаз дыхания. В дыхании должно участвовать практически все туловище. Включать отдельные части туловища в дыхательный цикл нужно в следующем порядке. При вдохе сначала включается нижняя часть туловища, т.е. брюшная полость, активизируя главную дыхательную мышцу – диафрагму. Затем за счет расширения грудной клетки, т.е. активизации межреберных дыхательных мышц, должна включаться средняя часть туловища. Заканчивается вдох в верхней части, т.е. в надключичной области. Выдох должен осуществляться в том же направлении и в той же последовательности, что и вдох.

Для того чтобы приступить к тренировке дыхания, необходимо отработать выдох с усилием, т.е. при сопротивлении выдыхаемого воздуха. Для преодоления сопротивления необходимо удлинить выдох и тем самым активизировать деятельность не только грудных мышц, но и мышц брюшного пресса. Кроме того, продолжительный выдох способствует общей релаксации. Выдох начинается тоже с брюшной полости (можно контролировать рукой), затем постепенно перейти к другим частям туловища.

Приведенные элементы дыхательных упражнений оказывают противострессовое действие, поскольку обеспечивают саморегулируемый спокойный ритм дыхания [182, 200, 57, 41, 74].

Ниже в разработанной нами «Методике поддержания профессиональной чести» использованы приведенные принципы применения дыхательных упражнений.

Каждое участие личного состава в различных экстремальных условиях имеет свою специфику, поэтому особенно важно вербальное (словесно-образное) воздействие на мотивационный уровень сознания. Это довольно ярко показала чеченская война. Учитывая данное обстоятельство и изучив опыт функционирования подразделений московского ОМОН, в том числе и в Чечне, мы составили методику внушения в бодрствующем состоянии,

Ее можно проводить в группе и по отдельности с каждым человеком или, записав на магнитофон, включать для прослушивания в комнатах психологической разгрузки перед ответственными операциями, связанными с угрозой жизни и здоровью. И возможно, даже на полях сражений в минуты отдыха.

Текст внушения в бодрствующем состоянии состоит из трех небольших частей: общей, как бы вступительной; основной – упражняющей, релаксирующе-дыхательной и заключительной. Ниже мы даем вариант текста, когда его произносит психолог или психотерапевт. Но можно психологически подготовленным сотрудникам, склонным к самосовершенствованию, повторять текст от своего имени (слова «Вы», «Ваша» заменяются на «Я» и «Мое» с соответствующими изменениями в падежах).