Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что значит «размышляю, обдумываю». Хотя между обычным размышлением и медитативным есть отличия, а именно, с одной стороны, сосредоточенность, которая, накапливаясь, приводит к качественно высокому уровню осознания исследуемого предмета, явления, своего «Я» и т.д., а с другой – способствует умению в нужный момент максимально сконцентрировать внимание, «собраться с мыслями», как обычно принято говорить. Этой методикой может легко овладеть и заниматься практически каждый желающий [226, 159]. Она не требует почти никаких предварительных условий, не зависит от образа жизни и политических и религиозных убеждений человека. Данный метод напрямую способствует отдыху мозга, очищает его от непрерывного потока мыслей путем создания пустого сознания и помогает достичь состояния душевного покоя. Для освоения методики необходимо соблюдение трех простых условий: принять удобную, неутомительную сидячую позу, закрыть глаза и выбрать себе так называемую «мантру», т.е. звукосочетание, не несущее смысловой нагрузки. Произнося эти звуки (слова), человек не должен их ассоциировать с какими-то явлениями или предметами. Как обычно, например, при слове «стул» мы представляем конкретные конфигурации для сиденья, а если добавить к этому слову еще два звука – слог «ор», получим «сортул». Во всяком случае, в русском языке у этого слова нет смысловой нагрузки, и, повторяя его, можно начать процесс медитации. Таким образом, «мантры» – это инструмент очищения сознания (мозга). Выбранные бессмысленные слова и звуки лучше произносить на выдохе, как будто выбрасываете из себя ненужные мысли и слова, которые засоряют мозг. В первое время занятий «мантра» может вытесняться мыслями, представлениями, затем снова вспоминаться. Но постепенно, в процессе регулярных занятий, человек достигает такого состояния сознания, когда мантра больше не нужна.

Исследования Бенсона (цитировано по Э.М. Рутман [182]) показали, что после непродолжительной медитации потребление кислорода снижается на 20%, пульс и дыхание становятся реже, тогда как во время сна такое снижение происходит только через 4–5 часов; то же происходит и с артериальным давлением.

Чтобы правильно овладеть ТМ, необходимы два вводных занятия, знакомящие с воздействиями и техникой трансцендентальной медитации; короткое собеседование с преподавателем, которое послужит выяснению возможных вопросов и индивидуальному введению в медитацию в форме разовой тренировки. Завершают все это три двухчасовых семинара, дающие основу для понимания и практического применения медитации и перспективу раскрытия сознания.


Также проста техника концентрирующей медитации. Концентрация – это фокусировка и частично фиксация внимания на каком-либо объекте. Это могут быть слова, звуки, молитвы, геометрические символы или дыхание. Обычно после длительной работы в экстремальных условиях нарушается концентрация внимания. Человек не может ни на чем эффективно сосредоточиться, не способен при чтении уловить смысл прочитанного, долго перечитывает одно и то же, чтобы понять, не в состоянии кого-либо внимательно выслушать.

Проста и доступна концентрация с помощью дыхания, дарованного нам с рождения. Нужно считать вдохи и выдохи от одного до десяти и обратно. Счет связывается с дыханием так, чтобы вдох приходился на нечетные числа, а выдох – на четные. Эта двойная концентрация на счете и дыхании, с одной стороны, помогает ограничить возникновение отвлекающих мыслей, а с другой – не мешает погрузиться в более глубокие уровни сознания, поскольку не является слишком сложным действием.

Мусульмане постоянно медитируют во время молитв, так как все молитвы – на арабском языке и смысл их никому, кроме самих арабов, недоступен, эта смысловая недоступность помогает отдохнуть мозгу.

Бенсон [182] проанализировал традиционные требования к чтению молитвы в разных религиях (правила сосредоточения на молитве, особенности дыхания, оговариваемые в религиозных текстах), а также некоторые поэтические тексты, особым образом воздействующие на слушателей, и пришел к выводу, что механизм их действия на тип мышления и создания такой же, как при трансцендентальной медитации, и это позволяет снять ореол таинственности с ТМ.

В табл. 9 приведены результаты применения ТМ у 170 бойцов ОМОН, имеется положительная динамика после 30 сеансов ТМ, отличия до начала занятий и после их проведения достоверные, р  0, 001.

На втором этапе (в очаге экстремальности) очень важно умение самостоятельно применять противострессовые методики, которым обучаются на первом этапе. Кроме таких методик следует командирам воздействовать на психику подчиненных патриотической музыкой и песнями в совместных маршах и походах или во время передышки и отдыха. Маршевая музыка особенно способствует объединению идей и действий, сплочению людей, воодушевлению и подъему духовных сил. Важно поощрять людей, любящих народные или любые мелодичные песни и танцы. Групповые песни и танцы являются народными способами динамической медитации и обладают очень мощным противострессовым отвлекающим действием. Это то, что использовали чеченцы в перерывах между боевыми действиями, – танец «зикр» (он многократно показывался по центральному телевидению, но без соответствующих комментариев). Таким образом, они снимали накапливаемые в процессе боев стрессовые реакции. Ф.Т. Готвальд и В. Ховальд [56] приводят следующее высказывание участника суфи-танца: «Круги танцующих двигались все быстрее, так что в конце концов я видел только мелькание одежд. Я потерял чувство времени. Постепенно я убедился, что мое сознание, хотя я его не утратил, не подвластно целиком моему контролю. Я чувствовал себя беззаботным. Потом у меня появилось ощущение, что я часть этого движущегося целого, что я растворился в чем-то большом». В этом высказывании ощущается, что человек чувствует себя нужным группе и объединенным с ней и все заботы и жизненные тяготы уходят куда-то в сторону.


Таблица 9

Усредненные показатели функции сердечно-сосудистой
системы до и после ТМ



Состояние сердечно-сосудистой системы в покое у бойцов ОМОН

До начала занятий ТМ

После окончания 30 сеансов ТМ

1. Частота сердечных сокращений

2. Частота дыхания

3. Задержка дыхания



75,00,7

15,00,4

50,41,2


65,00,8

10,00,6

75,71,1


На третьем этапе (по окончании экстремального функционирования) возможно применение всех способов и методов самим сотрудником и психологами и психотерапевтами, а также групповых методов воздействия по типу «психологического дебрифинга» и «дружеской поддержки» командирами и другими инициативными и опытными сотрудниками с развитым чувством эмпатии и сопереживания.

Кроме того, на втором и третьем этапах важно включение психосоциальных элементов поддержки и защиты сотрудников. Поскольку первый и третий этапы подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях предполагают реальную возможность участия в этом процессе психологов и психотерапевтов, мы более подробно остановимся на возможностях второго этапа, когда сотрудники в очаге экстремальности предоставлены самим себе, в лучшем случае ими управляет командир. В таких ситуациях опытному командиру, обученному на первом этапе некоторым психологическим приемам и методам, целесообразно использовать их по принципу групповой психотерапии [98, 58, 59, 53, 181] во взводе, батальоне и т.д. Каждая психокоррекционная группа должна устанавливать свои неформальные нормы поведения, помогающие установить сотрудничество, сопереживание, сочувствие; исключить соперничество, зависть, «удары в спину» и держание «камня за пазухой».

Для большинства психокоррекционных групп это означает, что в группе (взводе, батальоне) должны быть высокие уровни самораскрытия, выражения конфликтов и привязанностей, искренняя обратная связь между членами группы. Постепенно это становится нормой поведения для данной группы. В группах, ориентированных на взаимодействие, руководитель (командир) должен поощрять заботу о члене группы, имеющем проблемы. Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм.


В экстремальных условиях функционирования тоже может происходить резкая конфронтация взглядов некоторых членов группы, что может усугубить постстрессовые переживания любого члена группы и ухудшить его общее психосоматическое состояние. Вот как описаны взаимоотношения солдат срочной службы и контрактников в 205-й мотострелковой бригаде, воевавшей в Чечне [184]: «Срочники, воевавшие почти задаром, откровенно враждовали с мужиками, приехавшими подзаработать на войне. 20-летние дембели, повидавшие смерть, считали новичков-контрактников обычными салагами. Ближе к ночи в роте началась попойка. Перепившиеся дембели схватились с «контрабасами» (так называли контрактников). Один из срочников профессионально поставленным ударом согнул пополам дневального. После этого новичка били еще долго и сильно, пока тот не потерял сознание. Утром на построении выяснилось, что во время драки убили парня-контрактника из Подмосковья. Мучившийся с похмелья, как и солдаты, командир роты устало махнул рукой...».

Солдат-контрактник описывает в дневнике свое пребывание в Чечне следующим образом: «... 03.08.96 г. ... Витька Гром, «контрабас» из нашего взвода, ночью бросился на меня с ножом. Чудом увернулся. А утром он протрезвел, ничего не помнит. Кажется, у него едет крыша: мужик в Чечне с весны 95-го. К обеду Витька снова жестоко напился и пообещал все равно кого-нибудь замочить... Из роты сбежал салажонок из срочников... Скорее всего он сдался чеченцам – это хоть какой-то шанс выжить... Комвзвода по пьяни сказал, что я ему сразу не понравился. Не пальнул бы в спину. Обошлось разбитой мордой. Никогда не думал, что это может быть счастьем – захлебнуться в собственной крови, но остаться живым... Мне отбили почки, моча красная. Лейтенант К. напился с какой-то... и гонял на БТР двух «контрабасов», которых пустил бежать впереди. Иногда палил из автомата поверх голов. Игра называется «Охота на волков». Витька Гром все же замочил «контрабаса» из новеньких. Его увольняют за пьянку. Это счастье».

Сможет человек быстро и самостоятельно адаптироваться к обычной жизни после таких стрессов? В таких условиях функционирования психологам и психотерапевтам трудно предложить что-то кардинальное с целью спасти души этих молодых людей от гибели, чтобы они не превратились в ходячие трупы. Но ничего не делать – тоже преступно. Необходимо учесть опыт этой войны. Готовить людей заранее к таким или аналогичным по напряженности ситуациям – долг государства и профессиональный долг психологов и психотерапевтов. Поэтому
на третьем этапе реабилитации и реадаптации важно спасать этих людей от самоуничтожающих стратегий поведения, которые они могут избрать для себя от безысходности, – путей, ведущих к криминалу, суициду, пьянству и наркомании.

Наш опыт работы в различных подразделениях МВД показывает, что психолого-психотерапевтическая подготовка имеет свои особенности и многие существующие методики должны быть адаптированы, т.е. применяться с учетом специфики их функционирования.

В Российской Федерации стала весьма распространенной практика захвата преступниками в качестве заложников невинных людей. А последние события в Буденновске и Первомайске показали всему миру, что возможен крупномасштабный военный терроризм с чудовищным отношением к детям, больным, старикам и беременным женщинам – ни в чем не повинному мирному населению [91].

Анализ многих ситуаций [76], связанных с захватом заложников, показывает, что они являются, несомненно, экстремальными. Их экстремальность связана в первую очередь с угрозой жизни и здоровью как заложников, так и сотрудников органов внутренних дел, участвующих в специальных операциях по их освобождению. На современном этапе сами сотрудники все чаще становятся заложниками, особенно при крупномасштабных террористических актах политического характера. Об этом свидетельствовали события, происходившие в Чечне, Первомайске и Кизляре.

П.Б. Ганнушкин отмечал, что реактивные психозы могут развиваться у людей, по тем или иным причинам оказавшихся в условиях социальной изоляции.

Т. Хейердал [218] отмечает, что «это психологическое состояние, когда самый покладистый человек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются». Последнее в настоящее время называется «тоннельным видением проблемы».

М.М. Хананишвили [217] на основании большого количества фактов считает, что ограничение поступления личностно-значимой информации является фактором, который вызывает у людей выраженные неврозы.

При проведении метода экспертных оценок с работниками московских спецподразделений было выявлено, что в этих ситуациях не гуманно психологам и врачам оказывать психотерапевтическую помощь только сотрудникам, оставляя без психологической поддержки людей, взятых в заложники и тоже находящихся в состоянии стресса. Учитывая, что в качестве заложника может оказаться и личный состав МВД, мы разработали методики психологической поддержки заложников.