Файл: Тюремная библиотека.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


О стрессогенных факторах, влияющих на психическое состояние сотрудников, было упомянуто в 1 главе. Для заложников, в свою очередь, тоже имеется ряд факторов, являющихся стрессогенными:

угроза жизни и здоровью; групповая изоляция, связанная нередко с необходимостью находиться неопределенное время с людьми непривычного круга;

разлука с близкими людьми, информационный вакуум и др.

С учетом отмеченных особенностей воздействия был разработан ряд методов психологической защиты заложников и участников специальных операций по их освобождению, которые направлены на ослабление или снятие отрицательных воздействий стрессогенных факторов и одновременно обеспечивают:

профилактику отрицательных последствий воздействия на психику заложников и участников операций по их освобождению стрессогенных факторов;

выработку стрессоустойчивости путем мобилизации физиологического и психологического потенциала человека, его собственных внутренних механизмов психологической защиты;

предупреждение агрессивных реакций со стороны как заложников, так и террористов.

Предложенные методики психолого-психотерапевтического влияния составлены по принципу простоты, доступности, осуществимости. Хотя имеются и другие отвечающие данным целям воздействия, но требующие особых условий их реализации и более приемлемые для условий планомерной подготовки в спокойной обстановке, нежели для действий в экстремальных ситуациях [195].

Каждый конкретный случай захвата заложников своеобразен и отличается от других. Тем не менее на основании учета фактов успешного завершения ситуаций с захватом людей террористами, а также с учетом негативного опыта и на основе использования метода экспертных оценок были разработаны некоторые методы психологической защиты и поддержки заложников и сотрудников, которые дадут возможность психологам оказать посильную в каждой конкретной ситуации помощь.

Поскольку в реальной ситуации применить и оценить методики очень сложно, был проведен опыт методом экспертных оценок (табл. 10). В качестве экспертов анкеты заполнили командиры отряда московского ОМОН и СОБР и рядовые бойцы, имеющие опыт работы не менее 5 лет. Из 45 человек 27 участвовали в чеченской войне (из числа последних – 5 человек медиков и психологов). Полученные результаты представлены в табл. 4, вариант анкетного опроса – в приложении 3.

Таблица 10

Результаты оценки эффективности различных методик методом экспертных оценок




п/п

Названия методик психологической поддержки личного состава МВД и заложников (соответственно I и II)

Среднее арифметическое выведенных оценок
по 5-балльной системе


I

1
2

3
4

Методика поддержания профессиональной чести сотрудников

Методика высвобождения гнева

Экспресс-метод моделирования поведения группы захвата и террористов

Методика повышения боевого духа


4,8

5,0

4,3

4,9

II

1

2
3
4
5

Метод перекрестной информации

Метод мобилизационной поддержки друг друга в группе

Метод музыкально-литературного воздействия на психику заложников

Методика ведения дневника или записной книжки

Метод игровой деятельности

4,1


4,3


4,5


4,3

5,0


Далее приводятся тексты методик, разработанных для психологической поддержки личного состава и заложников.

В. Методики психологической поддержки личного состава


1. Методика высвобождения гнева


Опыт теоретического изучения ситуаций захвата заложников и деятельности сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ в Кизляре, Первомайском и в других ситуациях показывает, что у лиц из числа группы специального назначения накапливается чувство сильного гнева, злости, направленное на террористов. Поэтому для предварительного частичного снятия напряжения, вызванного сильным гневом, экспертная группа высоко оценила «методику высвобождения гнева», которая может применяться в помощь сотруднику не только в ситуациях освобождения заложников, но и в условиях других ЧП и ЧО.

Цель методики: дать предварительную эмоциональную разрядку для того, чтобы в дальнейшем в реальных условиях человек мог контролировать свои чувства и поведение и подчинять их принципам разумности и целесообразности, а также усилить циркуляцию крови и кислорода по органам путем расслабления тела и регуляции дыхания.

Время: от 15 до 30 минут.

Материалы: макет, манекен, матрац (пенопластовый мат) или любой предмет, который может выдержать удары дубинки, палки или кулака.

Техника высвобождения гнева: встать лицом к объекту (манекен, макет или другая имитация террориста или группы террористов, фотографии, прилепленные на мягкий предмет), расставить ноги на 45 см, слегка согнуть колени и наносить удары по объекту сильно, но расслабленно. Необходимо включить в действие все тело. Рот держать открытым, дышать глубоко и делать форсированные выдохи, не сдерживать кулаки. Можно использовать любые слова, выражающие чувство гнева. Если составлены фотороботы или имеются фотографии, можно зрительно представить себе преступников и направить на них свой гнев. Это упражнение может выполняться одновременно группой или каждым членом группы по очереди как в период подготовки к функционированию в экстремальных условиях, так и в период действия в очаге экстремальности в моменты передышки и отдыха.

2. Экспресс-метод моделирования поведения группы захвата
и террористов



Когда станут известны цели захвата заложников, мотивы поведения террористов или других криминальных групп, место их дислокации, количество участников, их силы и средства, то вполне возможно смоделировать условия их обезвреживания, отрепетировать поведение группы захвата и прогнозировать поведение различных криминальных групп.

Цель репетиции: подготовить почву для более сложного, реального поведения в условиях ЧП, сопряженного с опасностью для жизни; сформировать уверенность в себе и выработать стратегию и тактику совместного безопасного поведения сотрудников, профилактируя физические потери.

Необходимое время: от 20–30 мин – до 1 часа (при наличии времени).

Материалы: бумага, карандаши, помещение.

Техника: выделить 2 подгруппы по 3, 5, 6 человек. Одна будет выдвигать идеи и движения, близкие террористическим; другая – близкие сотрудникам группы захвата.

Каждый член группы коротко говорит о ЧП, как он себе его представляет, высказывает свои предположения и возможности реализовать себя в данной обстановке, выбирает себе члена группы на роль партнера во взаимодействии. Командир чертит план действий, обозначает места возможных встреч с террористами и после этого переходит к конкретным действиям в роли террориста или сотрудника. Моделирование поведенческих возможностей может продолжаться до тех пор, пока каждый член подгруппы не сыграет роль партнера во взаимодействии.

В данной ситуации важно, чтобы руководитель группы и психолог анализировали по ходу репетиции, что понравилось им в поведении членов группы, упоминали любые изменения и дополнения, которые можно внести. Если возникает тупиковая ситуация, необходимо выслушать или посмотреть (если моделируются физические приемы) других участников группы. В репетиции руководителю группы и психологу очень важно иметь хорошую выдержку, быть тактичными и поощрять правильное поведение участников, чтобы они могли получить удовлетворение от положительного опыта. Необходимо, чтобы каждый член группы научился структурировать ситуацию и почувствовал свою роль, необходимость и важность, уверенность в себе и победе.


Г. Методики психологической поддержки заложников
Заложниками могут быть и личный состав МВД, и общая популяция. Психологическая поддержка и защита заложников складывается из 2 моментов: 1) воздействие на психику террористов с целью предупреждения их агрессии в отношении заложников; 2) воздействие с помощью средств связи непосредственно на психическое состояние заложников. Необходимым условием успешного осуществления такого воздействия является полнота и достоверность собранной из различных источников информации о личности как заложников, так и преступников.