ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Метод перекрестной информации
С учетом того, что установление контактов с террористами и заложниками поначалу происходит, как правило, открыто, гласно, то на первоначальном этапе общения террористам следует сообщить информацию о тех людях, которых они захватили (наличие детей, больных, старых людей, нуждающихся в оказании неотложной помощи).
Заложникам (в процессе обмена заложников, через врачей, путем передачи записок, листовок, иногда через громкоговорящую связь) необходимо сообщить, что они должны беспрекословно выполнять команды людей, захвативших их. Отдать личные вещи, которые они требуют, вести себя спокойно, не относиться враждебно к этим людям, не бояться обращаться со спокойными просьбами о том, в чем остро нуждаются.
При ухудшении состояния здоровья в спокойной форме заявить об этом, не пытаться бежать (такого рода информацию террористы иногда не могут перекрыть, когда она передается по громкоговорителю; если эта информация им выгодна или обменивается на их требования, то они соглашаются передать ее по радио, показать по телевидению).
Психологическая поддержка заложников во многом зависит от условий ведения переговоров с террористами. Прежде всего, к ним относятся способы передачи информации, квалификация переговорщиков, искусство ведения ими переговоров, наличие контроля со стороны захватчиков за ходом переговоров и поведением заложников.
Эти факторы следует оценивать, учитывать и использовать, так как о некоторых общих и частных рекомендациях, которые могли бы быть полезными для лиц, оказавшихся в такой ситуации, не следует знать террористам. В частности, по возможности, заложникам полезно сообщить, что случаи захвата людей заканчиваются, как правило, их успешным освобождением, что спецслужбы уже предпринимают профессиональные меры по их освобождению.
Во взаимоотношениях необходимо контролировать свое поведение, разговаривать с преступниками спокойным голосом, не высказывать категорических претензий, не допускать вызывающего, враждебного тона и выражений презрения, которые могут вызвать вспышку гнева захватчиков. На их вопросы, затрагивающие государственные или личные дела, отвечать кратко, вежливо и тактично. Более свободно и пространно можно
вести разговор на любые темы общего характера, особенно если они притупляют бдительность преступников. В том случае, если террористы потребуют публично выразить поддержку их требований, не делать этого от своего имени. Не следует оказывать агрессивного сопротивления, пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега, делать резких, угрожающих движений, т.е. не совершать поступков, которые могут спровоцировать террористов на непредсказуемые действия.
Заложникам следует рекомендовать расположиться, по возможности, подальше от захватчиков, а также от окон и дверей, заняв, таким образом, наиболее безопасные места на случай штурма спецподразделениями места нахождения террористов или ведения огня на поражение преступников. В случае штурма помещения заложникам рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке, не возмущаться и отнестись с пониманием к тому, что штурмующие сразу при захвате помещения и до установления личности присутствующих могут действовать достаточно жестко по отношению ко всем присутствующим в этом помещении. Эту информацию можно передать заложникам при обмене или замене одного заложника на другого, при передаче пищи или оказании медицинской помощи (можно в виде листовки, которую они могут передавать друг другу тайно).
2. Метод мобилизационной поддержки друг друга в группе
Зная характеристику группы заложников, можно обратиться к их лучшим человеческим качествам, т.е. мобилизовать стремление людей помогать ближнему в трудных ситуациях. Если в группе имеются люди, владеющие методами психологического или психотерапевтического воздействия (аутотренинга, медитации и др.), то необходимо призвать этих людей организовать занятия. Мобилизовать каждого члена группы воздействовать на другого своими знаниями, опытом, умением взбодрить, поддержать друг друга и более слабых.
Для проведения данного метода в жизнь психологу и медику нужна информация о личности заложников и хотя бы односторонняя аудиосвязь с заложниками. Такую связь и разрешение провести психологическую поддержку заложников можно получить в случаях массового ухудшения психофизического состояния заложников или в обмен на какие-то из требований террористов.
3. Метод музыкально-литературного воздействия
на психику заложников
При целенаправленном использовании музыки важно знать некоторые особенности шумового эффекта, вызываемые им. Поэтому при музыкальном воздействии на психику заложников необходимо соблюдать следующие правила:
1) контролировать и регулировать акустический уровень среды;
2) по возможности подавать музыку так, чтобы люди могли управлять источниками музыки.
Подбор характера музыкальных произведений следует строить в зависимости от возрастного состава заложников.
1. Для лиц молодежного возраста, как считают некоторые психологи, очень сильное впечатление производят рок-мелодии, воспроизводимые современной электронно-акустической аппаратурой. Для некоторой категории молодежи шум рок-музыки не только привычен, но и необходим, подобно наркотику. Психологические исследования показали, что громоподобность рока у многих молодых людей вызывает ощущение прилива энергии, пробуждения и при этом якобы повышается восприимчивость к эмоциональным воздействиям [221].
При подборе рок-музыкальных мелодий необходимо обращать внимание на идеологию создателей рок-музыки и словесное содержание песен.
Достоинства музыкального произведения зависят от таланта композитора и исполнителей, которые могут создать ощущение иллюзорности окружающего мира, внезапной радости, энергии, бодрости, оптимизма.
2. Люди среднего и старшего возраста к рок-музыке относятся скептически, у них она может быстро вызвать чувство утомления, разбитости, оглушенности. Однако некоторые категории людей среднего возраста, имеющие молодых детей и внуков (если шум не настолько силен, чтобы испортить слух), могут испытать чувство бодрости, подъема душевных сил и настроения.
3. Можно также использовать музыку детских музыкальных произведений. Данную музыку все возрастные группы воспринимают одинаково хорошо.
Таким образом, при подборе музыки для заложников необходимо попеременно использовать молодежную музыку наряду с классической, т.е. как музыку «для ног и тела», так и «для сердца и души».
4. По такому же принципу, что и музыку, можно подобрать отрывки из литературных произведений. Это могут быть короткие рассказы, стихи, юморески. При этом остросюжетные, бодрящие, возбуждающие нервную систему произведения транслировать лучше в утреннее время, произведения нейтральные, спокойные – о природе, о животных – в вечернее время.
4. Методика ведения дневника или записной книжки
М.Е. Бурно считает, что процесс писания писем, дневников или эссе, исповедей оказывает на человека успокаивающее, целебное действие [37].
Данная методика привлекательна своей простотой и возможностью писать карандашом, тушью, ручкой в любых условиях. Поэтому мысль, поданная заложником о возможности изложения своих переживаний, желаний и т.д., привлекательна не только успокаивающим действием, но и возможностью занять время и потом воспроизвести детали пережитых моментов, которые у многих могут быстро забыться.
Некоторые механизмы метода:
1) можно писать обо всем, что приходит в голову, перескакивая, по необходимости, от изложения пережитого, увиденного, услышанного до своего отношения ко всему, что происходит вокруг, ибо бумага выдерживает все и на душе становится легче;
2) можно свои мысли изображать в виде формул, стихов, схем, картинок и даже музыкальных мелодий;
3) лица, переживающие какие-то болезненные, стрессовые состояния, могут описывать свои физические ощущения, анализировать свое состояние, раздумывая, как бы точнее описать его;
4) можно написать свои переживания в виде письма или обращения к близким и знакомым людям. При этом можно не только писать о происходящем, но и окинуть взглядом то важное, светлое, приятное, что было в прошлом, справедливо оценить свои действия, дать нравственный совет или задание себе и другим.
Данную методику в процессе установления связи с заложниками можно довести до их сведения в виде ненавязчивого совета или просьбы зафиксировать детали происходящих событий.
5. Метод игровой деятельности
При наличии связи предполагается решение кроссвордов, ребусов, шахматных задач. При наличии обратной связи психолог или медик могут управлять игровой деятельностью. При наличии односторонней связи они направляют взаимодействия группы между собой. Данная методика особенно адекватна, когда заложники – дети.
Для проведения этих методик медикам, психологам и другим специалистам, входящим в группу «кризисного реагирования» [211], необходимо иметь сборники кроссвордов, загадок, ребусов, магнитофонные записи музыкальных произведений и коротких рассказов