Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1166

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

105
навыки по вопросам фитохимического анализа и стандартизации лекарственного растительного сырья, в основу которых положены теоретические сведения по фенольным соединениям, включая их определение, классификацию, физико-химические свойства, способы получения, очистки и разделения, методы идентификации, качественного и количественного определения, с использованием рациональных и современных методов исследования.
Перечень практических навыков:
Знать:
 технику безопасности работы в химической лаборатории
 структуру НД на ЛРС
 латинские названия сырья и производящих растений, содержащих фенольные соединения
 методики определения подлинности и качества сырья, являющегося источником фенольных соединений
 классификацию фенольных соединений, основные структурные формулы
 физико-химические свойства фенольных соединений
 методы количественного определения фенольных соединений в ЛРС
 требования к результатам анализа ЛРС
Уметь:
 работать в химической лаборатории
 выделять и проводить очистку действующих биологически активных соединений из лекарственного растительного сырья;
 проводить качественные реакции на биологически активные соединения для подтверждения их присутствия в лекарственном растительном сырье
(простые фенолы, кумарины, хромоны, флавоноиды, дубильные вещества);
 выбирать соответствующие методы хроматографии для анализа лекарственного растительного сырья;
 анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими НД, лекарственное растительное сырье на содержание биологически активных соединений (простых фенолов, дубильных веществ, флавоноидов, кумаринов, хромонов)
 делать заключение о соответствии ЛРС требованиям НД
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Физические и химические свойства фенольных соединений (простых фенолов, лигнанов, фенилпропаноидов, флавоноидов, кумаринов, ксантонов, хромонов, дубильных веществ).
2.
На чем основана классификация лекарственного растительного сырья, содержащего фенольные соединения?
3.
Качественные реакции на арбутин.
4.
Метод количественного определения арбутина в сырье (основные этапы).

106 5.
Методы обнаружения лигнанов в лекарственном растительном сырье
(качественное, хроматографическое определение).
6.
Методы количественного определения лигнанов в лекарственном растительном сырье.
7.
Методы обнаружения хромонов в лекарственном растительном сырье
(качественное, хроматографическое определение).
8.
Методы количественного определения хромонов в лекарственном растительном сырье.
9.
Методы обнаружения флавоноидов в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
10.
Методы количественного определения флавоноидов в лекарственном растительном сырье.
11.
Методы обнаружения дубильных веществах в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
12.
Фармакопейная методика определения дубильных веществ в лекарственном растительном сырье.
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя образцы ЛРС для качественного и количественного определения фенольных соединений.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 25
Тема: ЛРС, содержащее антраценпроизводные, тио- и цианогенные
гликозиды
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих
ЛР и
ЛРС, содержащие антраценпроизводные, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные


107
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего антраценпроизводные
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего антраценпроизводные
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих антраценпроизводные
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего антраценпроизводныев соответствии с требованиями нормативной документации.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Понятие о антраценпроизводных. Классификация, строение, свойства.
2. Распространение антраценпроизводных в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3. Влияние факторов и условий среды, на накоплениеантраценпроизводных в растении.
4. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками антраценпроизводных группы хризацина (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
5. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками антраценпроизводных группы ализарина (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
6. Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего антраценпроизводные
7. Физико-химические свойства антраценпроизводных.
Методы качественного анализа сырья, содержащего антраценпроизводные
8. Методы количественного определения антраценпроизводных в ЛРС.
(Этапы, теоретическое обоснование)
9. Медико-биологическое значение производных антрацена.
10.Понятие тио- и цианогенных гликозидов, как группы биологически активных соединений. Строение, классификация.
11.Физико-химические свойства тио- и цианогенных гликозидов.

108 12.Методы качественного и количественного определения тио- и цианогенных гликозидов в ЛРС.
13.Распространение тио- и цианогенных гликозидов растительном мире, их локализация в растениях.
14.Значение растительного сырья, содержащего тио- и цианогенные гликозиды, для медицины и фармации. Пути его использования.
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя жостера слабительного плоды, крушины ольховидной кора, сенны листья, щавеля конского корни, алоэ древовидного листья, зверобоя трава, марены красильной корневища и корни, миндаля сладкого семена, миндаля горького семена, горчицы сарептской семена, чеснока посевного луковицы, лука репчатого луковицы.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 26
Тема: ЛРС, содержащее кардиотонические гликозиды
Цель: на основе знаний фармакогнозии, ботаники, аналитической и органической химии сформировать у студентов умения и практические навыки по вопросам рационального использования лекарственных растений, содержащих сердечные (кардиотонические) гликозиды, с учётом научно- обоснованных рекомендаций по заготовке, правильному использованию флоры России, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья (ЛРС), а также путей использования
ЛРС и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего кардиотонические гликозиды
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих кардиотонические гликозиды
Уметь:


109
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего кардиотонические гликозиды в соответствии с требованиями нормативной документации.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Понятие «сердечные (кардиотонические) гликозиды», как БАВ.
Классификация, строение, свойства.
2.
Распространение кардиотонических гликозидов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Влияние факторов и условий среды, на накоплениекардиотонических гликозидов в растении.
4.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками кардиотонических гликозидовподгруппы наперстянки (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
5.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источникамикардиотонических гликозидов подгруппы строфанта (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
Фармакологическое действие.
6.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
7.
Физико-химические свойства кардиотонических гликозидов. Методы качественного анализа сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
8.
Методы количественного определения содержания кардиотонических гликозидовв ЛРС. (Этапы, теоретическое обоснование)
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 27

110
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   61

Тема: ЛРС, содержащее сапонины, фитоэкдистероиды
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих ЛР и ЛРС, содержащие сапонины и фитоэкдистероиды с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих сапонины и фитоэдистероиды.
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде;
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего сапонины и фитоэдистероиды в соответствии с требованиями нормативной документации.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Понятие сапонины, как БАВ. Классификация, строение, свойства.
2. Распространение сапонинов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3. Влияние факторов и условий среды, на накоплениесапониновв растении.
4. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками стероидных сапонинов

(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
5. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками тритерпеновых сапонинов(латинские названия, ареал и местообитание,

111
фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
6. Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего сапонины
7. Физико-химические свойства сапонинов. Методы качественного анализа сырья, содержащего сапонины
8. Методы количественного определения содержания сапонинов ЛРС.
(Этапы, теоретическое обоснование)
9. Понятие фитоэкдистероидов как группы биологически активных соединений. Строение, классификация.
10.Физико-химические свойства фитоэкдистероидов.
11.Методы качественного и количественного определения фитоэкдистероидов в лекарственном растительном сырье.
12.Распространение фитоэкдистероидов в растительном мире, их локализация в растениях.
13.Значение растительного сырья, содержащего фитоэкдистероидов, для медицины и фармации. Пути его использования.
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя солодки корни, ортосифона тычиночного листья, аралии маньчжурской корни, пальмы ползучей плоды
(пальма Сабаля), женьшеня корни, каштана конского семена, первоцвета весеннего корни, диоскореи корневища с корнями, якорцев стелющихся трава, рапонтикума сафлоровидного корневища с корнями.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 28
Тема: Фитохимический анализ ЛРС, содержащего гликозиды
Цель: освоить методы фитохимического анализа сырья, содержащего гликозиды. Сформировать знания, умения и практические навыки по вопросам фитохимического анализа и стандартизации лекарственного растительного сырья, в основу которых положены теоретические сведения по гликозидам, включая их определение, классификацию, физико-химические свойства, способы получения, очистки и разделения, методы идентификации, качественного и количественного определения, с использованием рациональных и современных методов исследования.
Перечень практических навыков:
Знать:
 технику безопасности работы в химической лаборатории;