Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1164

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100
инкарнатной трава, чая китайского листья, кофейного дерева семена, шоколадного дерева семена, чемерицы Лобеля корневища с корнями.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ чемерицы Лобеля корневищ с корнями
Задание 1. Проведите анализ полученного образца ЛРС в соответствии с ФС
ГФ XIII изд. и заполните протокол анализа.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 19
Тема: ЛРС, содержащее простые фенолы, лигнаны, кумарины, хромоны,
фенилпропаноиды, ксантоны
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны.
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны;


101
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны в соответствии с требованиями нормативной документации.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Классификация, строение, физико-химические свойства простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов.
2.
Распространение простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Методы выделения из ЛРС и очистки простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов.
4.
Методы качественного определения простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов в ЛРС и
ЛРП.
5.
Методы количественного определения простых фенолов, фенилпропаноидов, лигнанов, кумаринов, хромонов и ксантонов в ЛРС и
ЛРП.
6.
Сырьевые источники простых фенолов.
7.
Сырьевые источники фенилпропаноидов.
8.
Сырьевые источники лигнанов.
9.
Сырьевые источники кумаринов.
10.
Сырьевые источники хромонов.
11.
Сырьевые источники ксантонов.
12.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего простые фенолы, фенилпропаноиды, лигнаны, кумарины, хромоны и ксантоны.
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя толокнянки листья, брусники листья, чага, эхинацеи пурпурной трава, родиолы розовой корневища и корни, расторопши пятнистой плоды, артишока посевного листья, донника лекарственного трава, каштана конского семена, амми большой плоды, виснаги морковевидной плоды, подофилла щитовидного корневища с корнями, элеутерококка колючего корневища и корни, лимонника китайского плоды и семена, копеечника альпийского трава..
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 20
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   61

Тема: ЛРС, содержащее флавоноиды

102
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности ЛРС по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих флавоноиды, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды;
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего флавоноиды;
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего флавоноиды;
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих флавоноиды.
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде;
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды;
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды;
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего флавоноиды в соответствии с требованиями нормативной документации.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Понятие о флавоноидах. Строение, свойства, классификация.
2.
Распространение флавоноидов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Влияние факторов и условий среды, на накоплениефлавоноидов в растении.
4.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками флавоноидов
(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
5.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего флавоноиды
6.
Фармакопейные лекарственные растения, содержащие флавоны, флавонолы и антоцианы.


103 7.
Растительные источники рутина и кверцетина.
8.
Методы качественного и количественного определения в ЛРС флавоноидов. (Этапы, теоретическое обоснование)
9.
Фармакогностическая характеристика сырья: шлемника байкальского, стальника, астрагала шерстистоцветкового, бессмертника песчаного, василька синего, пастушьей сумки, череды трехраздельной, хвоща полевого, сушеницы топяной, пижмы обыкновенной, гинкго двулопастного.
10.
Фармакогностическая характеристика видов фиалок, боярышника, пустырника, зверобоя, горцев, разрешенных к использованию в медицине.
11.
Пути использования в медицине растительного сырья, содержащего флавоноиды.
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 21
Тема: ЛРС, содержащее дубильные вещества
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих ЛР и ЛРС, содержащие дубильные вещества, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего дубильные вещества
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего дубильные вещества
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих дубильные вещества
Уметь:


104
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего дубильные вещества в соответствии с требованиями нормативной документации.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Понятие о дубильных веществах. Строение, свойства, классификация.
2.
Распространение дубильных веществ в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Влияние факторов и условий среды, на накопление дубильных веществ в растении.
4.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками танина
(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
5.
Растительные источники дубильных веществ (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
6.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего дубильные вещества.
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя дуба кору, лапчатки прямостоячей корневища, черёмухи обыкновенной плоды, каланхоэ перистого побеги, кровохлёбки лекарственной корневища и корни, чая китайского листья, горца змеиного корневища, бадана толстолистного корневища, ольхи соплодия, черники обыкновенной плоды, источники танина.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 22
Тема: Фитохимический анализ ЛРС, содержащего фенольные
соединения
Цель: освоить метод фитохимического анализа сырья, содержащего фенольные соединения. Сформировать знания, умения и практические