Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1148

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

42 9. Медико-биологическое значение производных антрацена.
10.Понятие тио- и цианогенных гликозидов, как группы биологически активных соединений. Строение, классификация.
11.Физико-химические свойства тио- и цианогенных гликозидов.
12.Методы качественного и количественного определения тио- и цианогенных гликозидов в ЛРС.
13.Распространение тио- и цианогенных гликозидов растительном мире, их локализация в растениях.
14.Значение растительного сырья, содержащего тио- и цианогенные гликозиды, для медицины и фармации. Пути его использования.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя жостера слабительного плоды, крушины ольховидной кора, сенны листья, щавеля конского корни, алоэ древовидного листья, зверобоя трава, марены красильной корневища и корни, миндаля сладкого семена, миндаля горького семена, горчицы сарептской семена, чеснока посевного луковицы, лука репчатого луковицы.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 26
Тема: ЛРС, содержащее кардиотонические гликозиды
Цель: на основе знаний фармакогнозии, ботаники, аналитической и органической химии сформировать у студентов умения и практические навыки по вопросам рационального использования лекарственных растений, содержащих сердечные (кардиотонические) гликозиды, с учётом научно- обоснованных рекомендаций по заготовке, правильному использованию


43
флоры России, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья (ЛРС), а также путей использования
ЛРС и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего кардиотонические гликозиды
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих кардиотонические гликозиды
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего кардиотонические гликозиды в соответствии с требованиями нормативной документации.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Понятие «сердечные (кардиотонические) гликозиды», как БАВ.
Классификация, строение, свойства.
2.
Распространение кардиотонических гликозидов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Влияние факторов и условий среды, на накоплениекардиотонических гликозидов в растении.
4.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками кардиотонических гликозидовподгруппы наперстянки (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
5.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источникамикардиотонических гликозидов подгруппы строфанта (латинские

44
названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
Фармакологическое действие.
6.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
7.
Физико-химические свойства кардиотонических гликозидов. Методы качественного анализа сырья, содержащего кардиотонические гликозиды
8.
Методы количественного определения содержания кардиотонических гликозидовв ЛРС. (Этапы, теоретическое обоснование)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя ландыша траву, листья, цветки, горицвета весеннего трава, наперстянки видов листья, желтушника раскидистого трава.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 27
Тема: ЛРС, содержащее сапонины, фитоэкдистероиды
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих ЛР и ЛРС, содержащие сапонины и фитоэкдистероиды с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.


45
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих сапонины и фитоэдистероиды.
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде;
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего сапонины и фитоэдистероиды;
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего сапонины и фитоэдистероиды в соответствии с требованиями нормативной документации.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Понятие сапонины, как БАВ. Классификация, строение, свойства.
2. Распространение сапонинов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3. Влияние факторов и условий среды, на накоплениесапониновв растении.
4. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками стероидных сапонинов
(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
5. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками тритерпеновых сапонинов (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
6. Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего сапонины
7. Физико-химические свойства сапонинов. Методы качественного анализа сырья, содержащего сапонины

46 8. Методы количественного определения содержания сапонинов ЛРС.
(Этапы, теоретическое обоснование)
9. Понятие фитоэкдистероидов как группы биологически активных соединений. Строение, классификация.
10.Физико-химические свойства фитоэкдистероидов.
11.Методы качественного и количественного определения фитоэкдистероидов в лекарственном растительном сырье.
12.Распространение фитоэкдистероидов в растительном мире, их локализация в растениях.
13.Значение растительного сырья, содержащего фитоэкдистероидов, для медицины и фармации. Пути его использования.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя солодки корни, ортосифона тычиночного листья, аралии маньчжурской корни, пальмы ползучей плоды
(пальма Сабаля), женьшеня корни, каштана конского семена, первоцвета весеннего корни, диоскореи корневища с корнями, якорцев стелющихся трава, рапонтикума сафлоровидного корневища с корнями.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 28
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Тема: Фитохимический анализ ЛРС, содержащего гликозиды
Цель: освоить методы фитохимического анализа сырья, содержащего гликозиды. Сформировать знания, умения и практические навыки по вопросам фитохимического анализа и стандартизации лекарственного

47
растительного сырья, в основу которых положены теоретические сведения по гликозидам, включая их определение, классификацию, физико-химические свойства, способы получения, очистки и разделения, методы идентификации, качественного и количественного определения, с использованием рациональных и современных методов исследования.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
 технику безопасности работы в химической лаборатории;
 структуру НД на ЛРС;
 латинские названия сырья и производящих растений, содержащих гликозиды;
 методики определения подлинности и качества сырья, являющегося источником гликозидов;
 классификацию гликозидов, основные структурные формулы;
 физико-химические свойства гликозидов;
 методы количественного определения гликозидов в ЛРС;
 требования к результатам анализа ЛРС.
Уметь:
 работать в химической лаборатории
 выделять и проводить очистку действующих биологически активных соединений из лекарственного растительного сырья;
 проводить качественные реакции на биологически активные соединения для подтверждения их присутствия в лекарственном растительном сырье
(антрагликозиды, сердечные гликозиды, сапонины);
 выбирать соответствующие методы хроматографии для анализа лекарственного растительного сырья;
 анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими НД, лекарственное растительное сырье на содержание биологически активных соединений
(антрагликозиды, сердечные гликозиды, сапонины);
 делать заключение о соответствии ЛРС требованиям НД.
Формируемые компетенции: ПК-8, ПК-12, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Физические и химические свойства гликозидов (антрагликозидов, кардиотонических, тио- и цианогенных гликозидов, сапонинов, фитоэкдистероидов).
2. На чем основана классификация лекарственного растительного сырья, содержащего гликозиды?
3. Методы обнаружения антрагликозидов в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
4. Методы обнаружения кардиотонических гликозидов в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).


48 5. Методы обнаружения тио- и цианогенных гликозидов в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
6. Методы обнаружения сапонинов в лекарственном растительном сырье
(качественное, хроматографическое определение).
7. Методы обнаружения фитоэкдистероидов в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
8. Методы количественного определения антрагликозидов в лекарственном растительном сырье.
9. Методы количественного определения кардиотонических гликозидов в лекарственном растительном сырье.
10.Методы количественного определения тио- и цианогенных гликозидов в лекарственном растительном сырье.
11.Методы количественного определения сапонинов в лекарственном растительном сырье.
12.Методы количественного определения фитоэкдистероидов в лекарственном растительном сырье.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: образцы ЛРС для качественного и количественного определения гликозидов.
Основные этапы работы на практическом занятии: Студенты выполняют практические работы, указанные в рабочих тетрадях (Пятигорск, 2017 г.) руководствуясь требованиями и указаниями ОФС, ФС на ЛРС ГФ XIII.
Занятие № 29
Тема: Морфолого-анатомический анализ ядовитых растений
Цель: определение ядовитых растений по внешним признакам, определение ядовитого ЛРС сырья по внешнему виду и анатомическим признакам
(цельного, измельчённого, порошка).
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:

49
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения ядовитого лекарственного растительного сырья;
 технику безопасности при заготовке ЛРС;
 основные группы БАВ, вызывающие отравления;
 механизм токсического действия ядовитых БАВ ЛРС;
 первая помощь при отравлениях.
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде;
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды с атомом азота в боковой цепи и производные тропана;
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды с атомом азота в боковой цепи и производные тропана;
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего алкалоиды с атомом азота в боковой цепи и производные тропана;
 работать в химической лаборатории;
 проводить качественный анализ для определения содержания алкалоидов в ЛРС.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Классификация ядовитых растений.
2. Особенности токсического действия растительных ядов.
3. БАВ, обуславливающие ядовистость растений.
4. Химический состав и механизм токсического действия красавки обыкновенной, белены чёрной, дурмана обыкновенного и дурмана индейского, скополии карниолийской. Первая помощь, антидоты.
5. Химический состав и механизм токсического действия болиголова.
6. Химический состав и механизм токсического действия борщевика.
7. Химический состав и механизм токсического действия клещевины обыкновенной. Первая помощь, антидоты.
8. Химический состав и механизм токсического действия можжевельника казацкого. Первая помощь, антидоты.
9. Химический состав и механизм токсического действия безвременника великолепного. Первая помощь, антидоты.
10.Химический состав и механизм токсического действия кирказона ломоносовидного. Первая помощь, антидоты.
11.Химический состав и механизм токсического действия видов аконита.
Первая помощь, антидоты.
12.Химический состав и механизм токсического действия видов ландыша.
Первая помощь, антидоты.
13.Химический состав и механизм токсического действия морозника кавказского. Первая помощь, антидоты.