Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1151

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды;
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего флавоноиды;
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего флавоноиды;
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих флавоноиды.
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде;
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды;
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего флавоноиды;
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего флавоноиды в соответствии с требованиями нормативной документации.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Понятие о флавоноидах. Строение, свойства, классификация.
2.
Распространение флавоноидов в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Влияние факторов и условий среды, на накоплениефлавоноидов в растении.
4.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками флавоноидов
(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
5.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего флавоноиды
6.
Фармакопейные лекарственные растения, содержащие флавоны, флавонолы и антоцианы.
7.
Растительные источники рутина и кверцетина.
8.
Методы качественного и количественного определения в ЛРС флавоноидов. (Этапы, теоретическое обоснование)
9.
Фармакогностическая характеристика сырья: шлемника байкальского, стальника, астрагала шерстистоцветкового, бессмертника песчаного, василька синего, пастушьей сумки, череды трехраздельной, хвоща полевого, сушеницы топяной, пижмы обыкновенной, гинкго двулопастного.

36 10.
Фармакогностическая характеристика видов фиалок, боярышника, пустырника, зверобоя, горцев, разрешенных к использованию в медицине.
11.
Пути использования в медицине растительного сырья, содержащего флавоноиды.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя траву зверобоя, горца перечного, горца птичьего, горца почечуйного, хвоща полевого, пустырника, фиалки, эрвы шерстистой, бессмертника песчаного цветки, аронии черноплодной плоды, бузины чёрной цветки, гинкго двулопастного листья, земляники лесной листья, пижмы обыкновенной цветки, боярышника цветки и плоды, софоры японской бутоны и плоды, гречихи посевной трава.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 21
Тема: ЛРС, содержащее дубильные вещества
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих ЛР и ЛРС, содержащие дубильные вещества, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа


37
Перечень практических навыков:
Знать:
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего дубильные вещества
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего дубильные вещества
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих дубильные вещества
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего дубильные вещества
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего дубильные вещества в соответствии с требованиями нормативной документации.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Понятие о дубильных веществах. Строение, свойства, классификация.
2.
Распространение дубильных веществ в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3.
Влияние факторов и условий среды, на накопление дубильных веществ в растении.
4.
Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками танина
(латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
5.
Растительные источники дубильных веществ (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение).
6.
Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего дубильные вещества.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в
10 мин

38
форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя дуба кору, лапчатки прямостоячей корневища, черёмухи обыкновенной плоды, каланхоэ перистого побеги, кровохлёбки лекарственной корневища и корни, чая китайского листья, горца змеиного корневища, бадана толстолистного корневища, ольхи соплодия, черники обыкновенной плоды, источники танина.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Тема: Фитохимический анализ ЛРС, содержащего фенольные
соединения
Цель: освоить метод фитохимического анализа сырья, содержащего фенольные соединения. Сформировать знания, умения и практические навыки по вопросам фитохимического анализа и стандартизации лекарственного растительного сырья, в основу которых положены теоретические сведения по фенольным соединениям, включая их определение, классификацию, физико-химические свойства, способы получения, очистки и разделения, методы идентификации, качественного и количественного определения, с использованием рациональных и современных методов исследования.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:
 технику безопасности работы в химической лаборатории
 структуру НД на ЛРС
 латинские названия сырья и производящих растений, содержащих фенольные соединения

39
 методики определения подлинности и качества сырья, являющегося источником фенольных соединений
 классификацию фенольных соединений, основные структурные формулы
 физико-химические свойства фенольных соединений
 методы количественного определения фенольных соединений в ЛРС
 требования к результатам анализа ЛРС
Уметь:
 работать в химической лаборатории
 выделять и проводить очистку действующих биологически активных соединений из лекарственного растительного сырья;
 проводить качественные реакции на биологически активные соединения для подтверждения их присутствия в лекарственном растительном сырье
(простые фенолы, кумарины, хромоны, флавоноиды, дубильные вещества);
 выбирать соответствующие методы хроматографии для анализа лекарственного растительного сырья;
 анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими НД, лекарственное растительное сырье на содержание биологически активных соединений (простых фенолов, дубильных веществ, флавоноидов, кумаринов, хромонов)
 делать заключение о соответствии ЛРС требованиям НД
Формируемые компетенции: ПК-8, ПК-12, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1.
Физические и химические свойства фенольных соединений (простых фенолов, лигнанов, фенилпропаноидов, флавоноидов, кумаринов, ксантонов, хромонов, дубильных веществ).
2.
На чем основана классификация лекарственного растительного сырья, содержащего фенольные соединения?
3.
Качественные реакции на арбутин.
4.
Метод количественного определения арбутина в сырье (основные этапы).
5.
Методы обнаружения лигнанов в лекарственном растительном сырье
(качественное, хроматографическое определение).
6.
Методы количественного определения лигнанов в лекарственном растительном сырье.
7.
Методы обнаружения хромонов в лекарственном растительном сырье
(качественное, хроматографическое определение).
8.
Методы количественного определения хромонов в лекарственном растительном сырье.
9.
Методы обнаружения флавоноидов в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
10.
Методы количественного определения флавоноидов в лекарственном растительном сырье.


40 11.
Методы обнаружения дубильных веществах в лекарственном растительном сырье (качественное, хроматографическое определение).
12.
Фармакопейная методика определения дубильных веществ в лекарственном растительном сырье.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Хронокарта занятия

Этап занятия
Время
1.
Организационная часть
5 мин
2.
Контроль исходного уровня подготовки студентов в форме программированного контроля согласно заданиям и вопросам по самоподготовке
10 мин
3.
Коррекция исходного уровня
5 мин
4.
Объяснение преподавателем особенностей работы на занятии
15 мин
5.
Самостоятельная работа студентов на занятии под контролем преподавателя
130 мин
6.
Итоговый контроль
15 мин
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя образцы ЛРС для качественного и количественного определения фенольных соединений.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Анализ ЛРС
Задание 1. Определите соответствие качества полученного образца ЛРС требованиям ФС ГФ XIII изд. и оформите протокол испытаний.
Задание 2. Сделайте заключение о соответствии сырья требованиям ГФ XIII издания.
ЗАНЯТИЕ № 25
Тема: ЛРС, содержащее антраценпроизводные, тио- и цианогенные
гликозиды
Цель: определение производящих растений по внешним признакам, определение подлинности лекарственного растительного (ЛРС) сырья по внешнему виду и анатомическим признакам; рациональное использование лекарственных растений, содержащих
ЛР и
ЛРС, содержащие антраценпроизводные, с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, сушке, хранению ЛРС, освоить методы стандартизации, контроля качества, пути использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.
Место проведения: учебная аудитория кафедры фармакогнозии и ботаники.
Время проведения: 4 часа
Перечень практических навыков:
Знать:


41
 правила и особенности заготовки, приведения в стандартное состояние, сушки и хранения лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные
 структуру нормативной документации, показатели, характеризующие качество ЛРС, содержащего антраценпроизводные
 использование лекарственных растений и сырья, содержащего антраценпроизводные
 латинские названия лекарственного растительного сырья, производящих растений и семейств, описание внешних признаков лекарственных растений, содержащих антраценпроизводные
Уметь:
 идентифицировать по морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде
 использовать макроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные
 использовать микроскопический метод анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья, содержащего антраценпроизводные
 делать заключение о качестве ЛРС, содержащего антраценпроизводныев соответствии с требованиями нормативной документации.
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-8, ПК-12, ПК-13, ПК-22, ПК-23.
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Понятие о антраценпроизводных. Классификация, строение, свойства.
2. Распространение антраценпроизводных в растительном мире, их локализация и роль в растениях.
3. Влияние факторов и условий среды, на накоплениеантраценпроизводных в растении.
4. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками антраценпроизводных группы хризацина (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
5. Лекарственные растения и сырье, являющиеся источниками антраценпроизводных группы ализарина (латинские названия, ареал и местообитание, фармакогностическая характеристика, особенности заготовки, лекарственные средства и применение). Фармакологическое действие.
6. Основные положения, обеспечивающие правильный сбор сырья, содержащего антраценпроизводные
7. Физико-химические свойства антраценпроизводных.
Методы качественного анализа сырья, содержащего антраценпроизводные
8. Методы количественного определения антраценпроизводных в ЛРС.
(Этапы, теоретическое обоснование)