Файл: Учебное пособие по циклу практических занятий Расчеты транспортных машин открытых горных разработок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для определения фактического расхода топлива ЕФтепловозом за 1 рейс сначала рассчитаем работу на транспортирование груза по формуле:
где:
Н- высота подъема груза на расчетной трассе (рис. 1.7).
Затем определяем расчетный расход топлива
Фактический расход топлива составит
По результатам тягового и эксплуатационного расчетов железнодорожного транспорта и горно-техническим условием проектируемого предприятия выбирают типы и рассчитывают количество вспомогательного оборудования для механизации путевых работ.
2. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Высокая маневренность, мобильность в работе (особенно в начальный период эксплуатации горного предприятия), возможность большой концентрации работ на ограниченном фронте, автономность энергоисточника, удобство доработки сложных по залеганию месторождений- вот те достоинства, которые предопределили широкое использование автомобильного транспорта на открытых горных работах. Современный типажный ряд карьерных автосамосвалов может обеспечивать практически любую производительность по горной массе (до 200 млн. т и более). Однако считается предпочтительнее применять автотранспорт на карьерах средней производственной мощности (А≤50млн. т). Экономически выгодные расстояния транспортирования груза составляют 0,8-5км. Уклоны дорог при автомобильном транспорте достигают 100-120 ‰. Радиус криволинейных участков не превышает 20-25м.
Для повышения эффективности использования автотранспорта следует стремиться к применению автосамосвалов максимальной грузоподъемности и повышенных тягово-динамических и скоростных качеств. Применение таких автомобилей позволяет сократить число водителей и обслуживающего персонала, упростить организацию движения и создать лучшие условия в пунктах погрузки и разгрузки. Однако при выборе автосамосвала следует учитывать, что при увеличении его грузоподъемности стабильность погрузочно-транспортного комплекса уменьшается, возрастает объем горно-капитальных работ (уширение ширины проезжей части автодороги), увеличивается срок окупаемости машины. Практикой установлено, что положительные факторы автосамосвалов особо большой
грузоподъемности оказываются более весомыми, чем отрицательные.
Исходными данными к расчету являются: годовая производитель-ность карьера; параметры, характеризующие режим работы предприятия; физико-механические свойства транспортируемых грузов; план и продольный профиль расчетной трассы; технико-экономические показа-тели работы транспорта на предприятии-аналоге за последние 5 лет.
Расчет автомобильного транспорта состоит из двух разделов: тягового и эксплуатационного.
2.1. Тяговый расчет
Целью тягового расчета является выбор подвижного состава для заданных условий транспортирования груза.
Тяговый расчет включает:
-
предварительный выбор подвижного состава; -
расчет сил сопротивления движению автосамосвала; -
определение значений динамического фактора, скорости и силы тяги (тормозной силы) автосамосвала; -
расчет тормозного пути; -
определение расхода топлива и смазочных материалов.
Предварительный выбор подвижного состава. Выбрать экска-ваторно-ватомобильные комплексы рекомендуется в соответствии с годовой производительностью карьера (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Условия эксплуатации экскаваторно-автомобильных комплексов
Годовая производи-тельность А, млн т | Характеристика комплекса | |
Вместимость ковша экскаватора, м3 | Грузоподъемность автосамосвала, т | |
< 10 | 3-8 | 30-55 |
10-30 | 5-12,5 | 40-120 |
30-50 | 8-15 | 80-150 |
> 50 | Более 10 | Более 120 |
Для выбранного типа экскаватора подбираются 2-3 модели авто-самосвала и окончательный выбор автомобиля производиться по резуль-татам расчетов коэффициентов использования грузоподъемности (анало-гично приведенному на с. 15 ).
Основные параметры карьерных автосамосвалов семейства БелАЗ приведены в табл. 2.2-2.6. и на рис. 2.1-2.7.
Таблица 2.2
Технические характеристики автосамосвала ПО «БелАЗ»
с гидромеханической трансмиссией серии 7540
Основные параметры | Марка автосамосвала | ||||
7540А | 7540В | 7540D | 7540Е | ||
Грузоподъемность, т | 30 | ||||
Двигатель | ЯМЗ- 240ПМ2 | ЯМЗ- 240М2-1 | DEUNZBF 8М 1015 | ЯМЗ 240М2 | |
Мощность, кВт | 309 | 265 | 290 | 265 | |
Трансмиссия | ГМП(5+2) | ГМП(3+1) | ГМП(5+2) | ГМП(3+1) | |
Шины | 18.00-25 | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 50 | ||||
Радиус поворота, м | 8,7 | ||||
Масса, т | 22,5 | ||||
Вместимость кузова геометрическая (с шапкой), м3 | 15 (18.5) | 15 (19) | 24.5 (28) |
Таблица 2.3
Технические характеристики автосамосвала ПО «БелАЗ»
с гидромеханической трансмиссией серий БелАЗ-7547
Основные параметры | Марка автосамосвала | ||||
7547 | 75471 | 75473 | 7547D | ||
Грузоподъемность, т | 45 | ||||
Двигатель | ЯМЗ-240НМ2 | ЯМЗ- 8401.10-06 | КТА-19С | DEUIZ BF 8М1015С | |
Мощность, кВт | 368 | 405 | 448 | 400 | |
Трансмиссия | ГМП (5+2) | ||||
Шины | 21.00-35 | ||||
Максимальная скорость,км/ч | 50 | ||||
Радиус поворота, м | 10,2 | ||||
Масса, т | 33 | 32,3 | |||
Габариты, мм | 8090x4620x4390 | ||||
Вместимость кузова геометрическая (с шапкой), м3 | 19 (26) |
Таблица 2.4
Технические характеристики автосамосвалов ПО «БелАЗ»
с электромеханической трансмиссией серий БелАЗ-7549 и БелАЗ-7514
Основные параметры | Марка автосамосвала | ||
75491 | 7514 | 75145 | |
Грузоподъемность, т | 80 | 120 | |
Двигатель | КТА-38С | 8ДМ-21АМ | КТА-38С |
Мощность, кВт | 750 | 956 | 882 |
Мощность генератора, кВт | 630 | 800 | |
Мощность электриче-ского двигателя, кВт | 360 | ||
Шины | 27.00-49 | 33.00-51 | |
Максимальная скорость, км/ч | 50 | 45 | |
Радиус поворота, м | 11 | 13 | |
Масса, т | 72,5 | 90 | |
Габариты, мм | 10300x5420x5350 | 11380x6140x5580 | |
Вместимость кузова геометрическая (с шапкой), м3: | | | |
основной вариант | 35 (46) | 47 (61) | |
вариант углевого кузова | 59,7 (74) | 90 (110) |
Таблица 2.5
Технические характеристики автосамосвала ПО «БелАЗ» с гидромеханической передачей серии 7555
Основные параметры | Марка автосамосвала | |||||||||
7555А | 7555В | 7555C | 7555D | 7555E | 7555G | 75570 | ||||
Грузоподъемность, т | 55 | 60 | 77 | 90 | ||||||
Двигатель | ЯМЗ-845,10 | КТА-19С | ЯМЗ-4Э 845 | КТА-19С | QSK19-С | QSK19-С | QST 30-C | |||
Мощность, кВт | 537 | 515 | 536 | 521 | 551 | 588 | 783 | |||
Трансмиссия | ГМП (6+1) | |||||||||
Шины | 24.00-35 | 24.00R35 | 24.00R35 | 27.00R49 | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 50 | ||||||||
Радиус поворота, м | 9 | 11 | ||||||||
Масса, т | 40,5 | 40,2 | 40,5 | 40,3 | 45 | 57 | 73 | |||
Вместимость кузова геомет-рическая(с шапкой), м3 | 22 (31,3) | 50 (57,9) | 28 (37,3) | 50 (57,9) | 60 (75) |
Таблица 2.6
Технические характеристики автосамосвалов ПО «БелАЗ» с электромеханической трансмиссией
серий БелАЗ-7513и БелАЗ-75303
Основные параметры | Марка автосамосвала | ||||||||
75131 | 75132 | 75133 | 75134 | 75302 | 75303 | 75304 | 75306 | ||
Грузоподъемность, т | 130 | 120 | 130 | 220 | 200 | 220 | |||
Двигатель | КТА-50 | 8ДМ-21 АМС | КТА-50 | TBD.680V1 | MTU/DDC 16V4000 | 12 ДМ-21АМ | 8ЧН26/26 | QSK-60 | |
Мощность, кВт | 1176 | 1103 | 1175 | 1200 | 1716 | 1765 | 1716 | ||
Мощность генератора, кВт | 800 | 1400 | |||||||
Мощность электрических двигателей, кВт | 420 | 560 | 590 | ||||||
Шины | 33.00-R51 | 40.00-57 | 40.00R57 | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | 45 | 40 | |||||||
Радиус поворота, м | 13 | 15 | |||||||
Масса, т | 105 | 111 | 110 | 150 | 152,7 | 155.5 | 150 | ||
Вместимость кузова геометрическая (с шапкой),м3 | 50 (75,5) | 92 (130) | 80 (112,2) | 92 (130) |