Файл: Учебное пособие по циклу практических занятий Расчеты транспортных машин открытых горных разработок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Эксплуатационный расчет

Целью эксплуатационного расчета является определение рабочего и инвентарного парка автосамосвалов.

Эксплуатационный расчет предусматривает:

  1. определение времени рейса автосамосвала;

  2. определение производительности автосамосвала;

  3. расчет парков автосамосвалов;

4) определение пропускной и провозной способности карьерных автодорог

Определение времени рейса автосамосвала. Время рейса Тр мин, складывается из следующих составляющих:

(68)

где: tП- время погрузки автомобиля, мин:

; (69)

(tЦ- время цикла экскаватора, мин; Vк- вместимость ковша экскаватора, м3; Кэ- коэффициент экскавации; γ- насыпная плотность груза, т/м3); tДВ- время движения автосамосвала в грузовом и порожняковом направлениях, мин,

(70)

(ΣtГР, ΣtПОР- суммарное время движения автосамосвала, соответственно, в грузовом и порожняковом направлениях, мин; Кр.з=1,10-1,12- коэффи-циент, учитывающий разгон и замедление автосамосвала при движении); tР=0,75-1,0мин - время разгрузки автосамосвала; tДОП- время, затраченное на маневры при подъезде автосамосвала к местам погрузки и раз- грузки, мин.

Загрузка:

сквозная 0-0,20

петлевая 0,33-0,42

тупиковая 0,83-1,0

Разгрузка 1,34-1,72

Определение производительности автосамосвала. Сменную техническую производительность определяется по формуле

(71)

где: Тсм- продолжительность смены, ч; КГ =0,75-0,80- коэффициент технической готовности, характеризующий безотказность и ремонто-пригодность автомобиля.

Расчет парков автосамосвалов. Сначала определяют сменный грузооборот карьера:


(72)

где: А- годовая производительность карьера, т; Кн.р- 1,1-1,2- коэффициент неравномерности работы карьера; nРАБ- число рабочих дней в году; nСМ- количество смен в сутки.

Рабочий парк автосамосвалов определяется по формуле:

, (73)

где: Кн.д= 1,2- коэффициент неравномерности движения автосамосвалов.

Инвентарный парк автосамосвалов определяется по формуле:

, (74)

Определение пропускной и провозной способности карьерных автодорог. Пропускная способность ( автомобилей в час):

(75)

где: - среднетехническая скорость движения автосамос-вала, км/ч, υГР, υПОР- средние скорости движения автомобиля с грузом и без груза, км/ч; LТ- максимальный тормозной путь (определяется в тяговом расчете), м; lа- длина автомобиля, м.

Провозная способность т/ч, вычисляют по формуле

, (76)

где: Крез= 1,75-2,0- коэффициент резерва пропускной способности.
Пример расчета. Выполнить тяговый и эксплуатационный расчеты автосамосвала, движущегося по трассе (рис. 2.18), при следующих исходных данных:

- годовая производительность карьера А= 40млн. т;

- коэффициент неравномерности работы карьера КН.Р= 1,1;

- число рабочих дней в году nРАБ= 305;

- продолжительность смены ТСМ= 8ч;

- насыпная плотность груза γ= 2т/м3;

- расстояние транспортирования груза L= 4км;

- скорость ветрового потока υв= 10м/с (36км/ч);

- тим автосамосвала- БелАЗ-75132;

- тип экскаватора- ЭКГ-15;

- коэффициент экскавации КЭ= 0,75;

- породы скальные.


Рис. 2.20. План и продольный профиль расчетной трассы

1. Суммарные силы сопротивления движению автосамосвала на 1-м участке в грузовом и порожняковом направлениях определяется по формуле:






где:









, так как <35км/ч;



так как









так как 1 участок прямолинейный.

Результаты расчетов суммарных сил сопротивления движению автосамосвала на каждом участке трассы в грузовом и порожняковом направлениях сведены в табл. 2.8.
Таблица 2.8

Суммарные силы сопротивления движению автосамосвала


Участок

ω0, Н/т

W0, кН

WВ, кН

Wi, кН

Wj, кН

WR, кН

W, кН

υа,км/ч

а, м/с2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Грузовое направление

1.

500

117,5

53

0

8

0

178,5

20

0,03

2.

400

94

53

23,5

0

63,5

234

20

0

3.

400

94

72

35

34

0

165

40

0,13

4.

1000

235

45

58

-24

62

376

13

-0,09




Порожняковое направление

4.

1200

126

0

26

10

27,5

137,5

40

0,10

3.

480

50

0

16

-3

0

63

36

-0,03

2.

480

50

0

10,5

2

28

69,5

40

0,02

1.

600

36

0

0

-2

0

61

37

-0,02



2. Динамический фактор автосамосвала на 1-м участке составляет





где:





Воспользовавшись тяговой характеристикой автомобиля (рис. 2.21), определяем значения



Данные по остальным участкам приведены в табл. 2.9.

Производим проверку по условию FW на каждом участке трассы. В грузовом направлении на всех участках данное условие не выполняется, поэтому принимая


по тяговой характеристике определяем




Рис. 2.21. Тягово-динамическая характеристика автомобиля

(к примеру расчета)
Таблица 2.9

Скорость движения и значения силы тяги автомобиля


Уч-ок

Динамический фактор Д, Н/т

υ, км/ч

F, кН

Формула

Подстановка

Результат




Грузовое направление

1.





533

26

111

2.





768

17

168

3.





396

33

83

4.





1408

8

333


Продолжение табл. 2.9

Уч-ок

Динамический фактор Д, Н/т

υ, км/ч

F, кН

Формула

Подстановка

Результат




Порожняковое направление

4.





1172

12

258

3.





594

23

124

2.





684

21

156

1.





578

22,5

126



Максимальное значение силы тяги должно соответствовать условию





.

3. Тормозной путь груженого автосамосвала на 3 участке опре-деляется по формуле



где:





(табл. 2.6);





Проведя аналогичные расчеты для автосамосвала, движущегося порожняком на участках 4-м и 2-м участках, получаем


4. Для определения расчетного и фактического расходов топлива автосамосвалом за один рейс, сначала находим работу на транспортиро-вание груза:



где







Тогда





Расход масла- 2,5кг; расход смазочных материалов- 0,6кг.

5. Время рейса автосамосвала определяется по формуле



где:







6. Производительность автосамосвала рассчитываем по выражению



7. Для определения рабочего и инвентарного парковавтосамосвалов сначала находим сменный грузооборот карьера