Файл: Учебное пособие по циклу практических занятий Расчеты транспортных машин открытых горных разработок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Эксплуатационный расчет
Целью эксплуатационного расчета является определение рабочего и инвентарного парка автосамосвалов.
Эксплуатационный расчет предусматривает:
-
определение времени рейса автосамосвала; -
определение производительности автосамосвала; -
расчет парков автосамосвалов;
4) определение пропускной и провозной способности карьерных автодорог
Определение времени рейса автосамосвала. Время рейса Тр мин, складывается из следующих составляющих:
(68)
где: tП- время погрузки автомобиля, мин:
; (69)
(tЦ- время цикла экскаватора, мин; Vк- вместимость ковша экскаватора, м3; Кэ- коэффициент экскавации; γ- насыпная плотность груза, т/м3); tДВ- время движения автосамосвала в грузовом и порожняковом направлениях, мин,
(70)
(ΣtГР, ΣtПОР- суммарное время движения автосамосвала, соответственно, в грузовом и порожняковом направлениях, мин; Кр.з=1,10-1,12- коэффи-циент, учитывающий разгон и замедление автосамосвала при движении); tР=0,75-1,0мин - время разгрузки автосамосвала; tДОП- время, затраченное на маневры при подъезде автосамосвала к местам погрузки и раз- грузки, мин.
Загрузка:
сквозная 0-0,20
петлевая 0,33-0,42
тупиковая 0,83-1,0
Разгрузка 1,34-1,72
Определение производительности автосамосвала. Сменную техническую производительность определяется по формуле
(71)
где: Тсм- продолжительность смены, ч; КГ =0,75-0,80- коэффициент технической готовности, характеризующий безотказность и ремонто-пригодность автомобиля.
Расчет парков автосамосвалов. Сначала определяют сменный грузооборот карьера:
(72)
где: А- годовая производительность карьера, т; Кн.р- 1,1-1,2- коэффициент неравномерности работы карьера; nРАБ- число рабочих дней в году; nСМ- количество смен в сутки.
Рабочий парк автосамосвалов определяется по формуле:
, (73)
где: Кн.д= 1,2- коэффициент неравномерности движения автосамосвалов.
Инвентарный парк автосамосвалов определяется по формуле:
, (74)
Определение пропускной и провозной способности карьерных автодорог. Пропускная способность ( автомобилей в час):
(75)
где: - среднетехническая скорость движения автосамос-вала, км/ч, υГР, υПОР- средние скорости движения автомобиля с грузом и без груза, км/ч; LТ- максимальный тормозной путь (определяется в тяговом расчете), м; lа- длина автомобиля, м.
Провозная способность т/ч, вычисляют по формуле
, (76)
где: Крез= 1,75-2,0- коэффициент резерва пропускной способности.
Пример расчета. Выполнить тяговый и эксплуатационный расчеты автосамосвала, движущегося по трассе (рис. 2.18), при следующих исходных данных:
- годовая производительность карьера А= 40млн. т;
- коэффициент неравномерности работы карьера КН.Р= 1,1;
- число рабочих дней в году nРАБ= 305;
- продолжительность смены ТСМ= 8ч;
- насыпная плотность груза γ= 2т/м3;
- расстояние транспортирования груза L= 4км;
- скорость ветрового потока υв= 10м/с (36км/ч);
- тим автосамосвала- БелАЗ-75132;
- тип экскаватора- ЭКГ-15;
- коэффициент экскавации КЭ= 0,75;
- породы скальные.
Рис. 2.20. План и продольный профиль расчетной трассы
1. Суммарные силы сопротивления движению автосамосвала на 1-м участке в грузовом и порожняковом направлениях определяется по формуле:
где:
, так как <35км/ч;
так как
так как 1 участок прямолинейный.
Результаты расчетов суммарных сил сопротивления движению автосамосвала на каждом участке трассы в грузовом и порожняковом направлениях сведены в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Суммарные силы сопротивления движению автосамосвала
Участок | ω0, Н/т | W0, кН | WВ, кН | Wi, кН | Wj, кН | WR, кН | W, кН | υа,км/ч | а, м/с2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| Грузовое направление | ||||||||
1. | 500 | 117,5 | 53 | 0 | 8 | 0 | 178,5 | 20 | 0,03 |
2. | 400 | 94 | 53 | 23,5 | 0 | 63,5 | 234 | 20 | 0 |
3. | 400 | 94 | 72 | 35 | 34 | 0 | 165 | 40 | 0,13 |
4. | 1000 | 235 | 45 | 58 | -24 | 62 | 376 | 13 | -0,09 |
| Порожняковое направление | ||||||||
4. | 1200 | 126 | 0 | 26 | 10 | 27,5 | 137,5 | 40 | 0,10 |
3. | 480 | 50 | 0 | 16 | -3 | 0 | 63 | 36 | -0,03 |
2. | 480 | 50 | 0 | 10,5 | 2 | 28 | 69,5 | 40 | 0,02 |
1. | 600 | 36 | 0 | 0 | -2 | 0 | 61 | 37 | -0,02 |
2. Динамический фактор автосамосвала на 1-м участке составляет
где:
Воспользовавшись тяговой характеристикой автомобиля (рис. 2.21), определяем значения
Данные по остальным участкам приведены в табл. 2.9.
Производим проверку по условию F≥W на каждом участке трассы. В грузовом направлении на всех участках данное условие не выполняется, поэтому принимая
по тяговой характеристике определяем
Рис. 2.21. Тягово-динамическая характеристика автомобиля
(к примеру расчета)
Таблица 2.9
Скорость движения и значения силы тяги автомобиля
Уч-ок | Динамический фактор Д, Н/т | υ, км/ч | F, кН | |||||||
Формула | Подстановка | Результат | ||||||||
| Грузовое направление | |||||||||
1. | | | 533 | 26 | 111 | |||||
2. | | | 768 | 17 | 168 | |||||
3. | | | 396 | 33 | 83 | |||||
4. | | | 1408 | 8 | 333 | |||||
Продолжение табл. 2.9 | ||||||||||
Уч-ок | Динамический фактор Д, Н/т | υ, км/ч | F, кН | |||||||
Формула | Подстановка | Результат | ||||||||
| Порожняковое направление | |||||||||
4. | | | 1172 | 12 | 258 | |||||
3. | | | 594 | 23 | 124 | |||||
2. | | | 684 | 21 | 156 | |||||
1. | | | 578 | 22,5 | 126 |
Максимальное значение силы тяги должно соответствовать условию
.
3. Тормозной путь груженого автосамосвала на 3 участке опре-деляется по формуле
где:
(табл. 2.6);
Проведя аналогичные расчеты для автосамосвала, движущегося порожняком на участках 4-м и 2-м участках, получаем
4. Для определения расчетного и фактического расходов топлива автосамосвалом за один рейс, сначала находим работу на транспортиро-вание груза:
где
Тогда
Расход масла- 2,5кг; расход смазочных материалов- 0,6кг.
5. Время рейса автосамосвала определяется по формуле
где:
6. Производительность автосамосвала рассчитываем по выражению
7. Для определения рабочего и инвентарного парковавтосамосвалов сначала находим сменный грузооборот карьера