Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

70 права и исполнять обязанности. Речь идет о практической способности лица или организации реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений.
В административных правоотношениях, возникающих в связи с совершением административного правонарушения, составной частью административной дееспособности является административная деликтоспособность.
Административная деликтоспособность означает установленную административной нормой способность субъекта административного права нести юридическую
(административную или дисциплинарную) ответственность за административное правонарушение.
На практике административная правоспособность и дееспособность являются двумя элементами единого административно-правового статуса субъекта и поэтому чаще всего неразделимы.
Так, для органов исполнительной власти, должностных лиц, являющихся государственными служащими, административные право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения лица на должность.
Государственные и негосударственные организации, общественные объединения приобретают административные правоспособность и дееспособность с момента утверждения их устава (положения) или с их государственной регистрации.
Иногда административные правоспособность и дееспособность не совпадают. Это характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно- правовых отношений: так, административная правоспособность гражданина возникает с момента рождения, а дееспособность, в полном объеме в соответствии со ст. 60 Конституции РФ – с 18 лет.
34
Для привлечения к административной ответственности установлено, что лицо должно достичь возраста 16 лет.
Административная право- и дееспособность может быть общей (ст. 59
Конституции РФ – обязанность гражданина нести военную службу) и специальной (гражданин, призванный на военную службу, приобретает особый статус в соответствии с Федеральным законом 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»
35
), ограниченной (ст. 97 Конституции РФ
34
Алёхин А. П. Административное право России : учебник / А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД :
«Зерцало-М», 2013. – С. 77-78.
35
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ
РФ. – 1998 . – 30 марта. – № 13. – Cт. 1475.

71 запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности).
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение административного правоотношения.
2. Какова структура административного правоотношения?
3. Что такое субъект и объект административного правоотношения?
4.
Что такое юридические факты и какова их роль в
административном правоотношении?
5. В чем особенности административных правоотношений?
6. Чем отличаются основные и неосновные административные
правоотношения?
7. В чем сущность вертикальных и горизонтальных административных
правоотношений? Приведите их конкретные примеры.
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года).
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-
ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» //
СЗ РФ. – 2004. – 15 марта. – № 11. – Cт. 945.
4. Алёхин А. П. Административное право России : учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.
5. Россинский Б. В. Административное право : практикум /
Б. В. Россинский, Н. Г. Гончарова.

М. : Эксмо, 2006.
6. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального
управления : учебник / В. Е. Чиркин.

3-е изд., перераб.

М. : Норма, 2008.
7. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : курс лекций /
Г. В. Атаманчук.

4-е изд.

М. : Омега-Л, 2009.


72
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Глава 5. Физические лица как субъекты
административного права
§5.1. Характеристика административно-правового статуса человека и гражданина.
§5.2. Права и свободы граждан в сфере административного права.
§5.3. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
§5.4. Особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
§5.5. Понятие и виды обращений граждан в органы власти.
§5.1. Характеристика административно-правового статуса
человека и гражданина
Правовой статус
– это нормативно-правовое установление государством свобод, прав и обязанностей гражданина, т.е. определение его правовых взаимосвязей с социумом и государственным аппаратом. Он выполняет функцию одного из важнейших элементов политико-правовых отношений человека с государством в сферах экономики, политики и общественных связей.
В Российской Федерации источниками правового статуса человека являются следующие нормативно-правовые документы: федеральная
Конституция РФ (гл. 2), уставы и конституции субъектов Российской
Федерации, законы федерального значения и подзаконные нормативные правовые акты, а также нормативно-правовые акты международного значения, участником которых может быть Россия. Многие вопросы правового статуса регулируются в рамках законодательства субъектов РФ, на территории которых лицо проживает или пребывает.
Конституция РФ и Федеральный закон от 31 мая 2012г. «О гражданстве
Российской
Федерации»
36
устанавливают, что административно-правовой статус гражданина Российской Федерации является частью общего правового статуса человека.
36
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. –
2002 . – 3 июня. – № 22. – Cт. 2031.

73
Кроме этого, если лицо, пребывающее в России, не является ее гражданином, то дополнительными законодательными источниками его правового статуса становятся международные договоры и соглашения, заключенные между Российской Федерацией. В качестве примера можно привести международный договор, заключенный Республикой Армения и
Российской Федерацией о правовом статусе граждан РФ, которые постоянно проживают на территории республики Армения, и граждан Армении, постоянно пребывающих на территории Российской Федерации Москва от
29 августа 1997 года.
37
Конкретные свободы, права и обязанности гражданина образуют административно-правовой статус гражданина, который включает в себя ряд составных элементов.
Первый – это права и обязанности, образующие правовой статус человека, как субъекта административного права. Объясняется это тем, что в гражданском обществе все люди равноправны и в равной мере пользуются правами и свободами человека. Именно поэтому в статье 2 Конституции РФ закреплено:
«Человек, его права в свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Однако актуальным до сих пор остается вопрос о правах и свободах, а также обязанностях граждан бывшего СССР, ныне проживающих на территории Латвии и не являющихся ее гражданами. Согласно действующему законодательству, данных лиц Россия не признает в качестве своих граждан, хотя она – правопреемник СССР. Одновременно Латвия не признает за такими лицами права своего гражданства, то есть они становятся лицами без гражданства (апатридами). В таком случае правительство Латвии, с учетом всех действующих международно-правовых норм, ограничило право данных субъектов на выбор гражданства, что является недопустимым.
Следовательно, Латвия нарушило права человека.
38
Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
37
Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан
Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации(Москва, 29 августа 1997 г.) // СЗ РФ. – 2002. – 25 февраля. – № 8. – Ст. 747.
38
Овчинникова А.Н., Малумов Г.Ю. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства. – М.: «Деловой двор», 2009.


74 общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Основными правами и свободами, определяющими состав правового статуса личности и касающимися в той или иной мере административно- правового регулирования, принято считать, например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища
(ст. 25), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в РФ (ст. 27), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на жизнь (ст. 20).
Провозглашая права личности, Конституция РФ устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещено вести экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию и монополизацию (ч. 2 ст. 34), запрещено использование принудительного труда (ч. 2 ст. 37).
Одновременно с этим Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает особые случаи, при которых федеральным законом ограничиваются права личности, причем правовые нормы, используемые при таком ограничении, как правило, носят административно-правовой характер.
Второй элемент административно-правового статуса составляют права, свободы и обязанности гражданина РФ. В любом государстве равными правами обладают только граждане данного государства, которые в равной мере пользуются правами гражданина. Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод.
Данные особенности находят свое закрепление в самом содержании норм
Конституции РФ, устанавливающих права, свободы и обязанности.
Применительно к правам человека в этих нормах используются термины
«человек», «каждый», «все», «каждый человек» и подобные. Для определения прав гражданина РФ используются термины «гражданин», «все граждане» и «каждый гражданин».
Нормы административного права не только определяют содержание административно-правового статуса гражданина, но и устанавливают его права и обязанности в общественной и государственной деятельности.
К ним относятся нормы об участии в управлении делами государства
(ст. 32 Конституции РФ), право собираться мирно, без оружия, проводить


75 собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59) и др. Далее – это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в экономической сфере, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35).
При этом следует иметь в виду, что равноправие граждан даже при его закреплении в Конституции РФ не может исключить особенностей административно-правового статуса некоторых категорий граждан РФ. Такие особенности присущи, например, административно-правовому статусу депутатов Государственной Думы, судей, участников Великой Отечественной войны, героев Российской Федерации, вынужденным переселенцам и т.д.
Тем не менее, не все права и обязанности человека и гражданина происходят от его конституционного правового статуса. Много и таких, которые выходят за рамки данного статуса и могут быть установлены конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной идее положения человека и гражданина в РФ. В качестве примера можно привести такие права и обязанности, которые связаны с приобретением оружия, или касающиеся управления транспортными средствами.
Нормы административного права о статусе человека и гражданина указаны: а) в комплексных правовых актах, содержащих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу гражданина и человека (акты о земле, собственности и др.); б) в специальных правовых актах, регулирующих конкретные проблемы статуса гражданина и человека.
Права и обязанности граждан в РФ базируются на следующих основных принципах:
1. Равноправие граждан. Учитывая важность этого принципа, законодатель включил его в содержание основ конституционного строя. Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Конституции РФ, «Каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности предусмотренные Конституцией Российской
Федерации".
Данное положение дополняется ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство,

76 подчеркивается п. 2 этой статьи, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, и т.п.
2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что никто ни на каком основании не может быть лишен конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции
РФ). Этот принцип проявляется также в связи с положением о том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст.
6 Конституции РФ).
3. Непосредственное действие прав и свобод закреплено ст. 18 и означает также, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, содержащий права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.
4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы и их реализация обеспечиваются совокупностью гарантий – экономических, социальных, политических и правовых.
В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В ст. 7 Конституции
РФ Российская Федерация признается социальным государством, политика которого направлена на создание условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В пункте 1 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской
Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
5. Соответствие международно-правовым актам.Статьей 15 п. 4
Конституции РФ нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации признаются составной частью ее правовой системы.
Кроме того, в случае противоречий норм национального и международного законодательства, устанавливается приоритет последнего. Статья 17
Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно "общепризнанным принципам и нормам международного права".
Статья 46 п. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина содержится в ст. 55 Конституции РФ, которая