Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3316

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56 дней после опубликования.
Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действия с момента регистрации.
Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.
Статья 54 Конституции РФ закрепила правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.
Действие норм обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории (то есть на определенный срок).
17
В соответствии с правилами действия нормативно-правовых актов в пространстве, они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на территории всей
Федерации, а акты, принятые органами субъектов Федерации, действуют только на территории того субъекта, правительством которого были приняты.
В ряде случаев административно-правовые нормы действуют за пределами Российской Федерации на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями
17
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года // СЗ РФ.
– 2002 . – 7 января. – № 1. – Ст. 1.

57
(например, нормы, определяющие правовое положение граждан РФ за границей, или статус Посольств РФ).
Основополагающее значение для действия административных норм, как в пространстве, так и во времени имеет статья 15 Конституции
Российской Федерации, которая провозглашает, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
С территориальными границами действия административно-правовых норм тесно связано их действие по кругу лиц, т.е. на кого они распространяются. По общему правилу нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия правового акта. Однако из этого правила есть исключения. Так, вопрос об административной ответственности лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и совершившим административное правонарушение, решается не в соответствии с Кодексом
РФ об административных правонарушениях, а дипломатическим путем
§3.5. Виды источников административного права
Источники административного права – это нормативно-правовые акты, содержащие административно-правовые нормы, из которых складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд нормативно-правовых актов следующих разновидностей.
Также источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, т.е. нормативные акты различных органов государственной власти РФ и ее субъектов, содержащие административно-правовые нормы.
В зависимости от юридической силы правовых актов источники административного права группируются следующим образом:
I. Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации. Многие содержащиеся в ней нормы имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие понятие и систему органов исполнительной власти (ст. 10, 11), основы их формирования и деятельности (ст. 77, 110-117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и субъектов федерации (ст. 71-
73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере исполнительной власти (ст. 22, 24-25, 27, 30-35) и т.п.


58 2. Законы Российской Федерации, а также постановления обеих палат
Федерального собрания РФ (Совета Федерации и Государственной Думы). В качестве примера можно назвать Федеральный конституционный закон 1997 г. «О Правительстве РФ»
18
, Федеральный закон 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
19
Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например, Кодекс об административных правонарушениях
20
и Налоговый
21
кодекс.
3. Источником административного права являются нормативные указы
Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
22
), а также утверждаемые его указами положения (например,
Положение об Администрации Президента РФ
23
, утвержденное 6 апреля
2004г. или Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих
24
от 1 февраля 2005г.).
4. К числу источников административного права относятся: постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции
Российской Федерации). В качестве примера можно назвать: утвержденное
27 ноября 2006 г. Положение о воинском учете
25
; положения, определяющие административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти (например, Положение о Федеральной налоговой службе от 30 сентября 2004г.
26
); постановление «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства РФ»
27
от 30 апреля 2009г.
18
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации» // СЗ РФ. –
1997. –
22 декабря. –
№ 51. –
Ст. 5712.
19
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» // СЗ РФ. –
1999 . – 18 октября. –
№ 42. –
Ст. 5005.
20
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-
ФЗ // СЗ РФ. – 2002 . – 7 января . – № 1 (часть I) . – Ст. 1.
21
Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. –
1998. –
3 августа. –
N 31. –
Ст. 3824.
22
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // СЗ РФ. –
2004. –
15 марта. –
№ 11. –
Ст. 945.
23
Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. N 490 2Об утверждении Положения об Администрации
Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. –
2004. –
12 апреля. –
№ 15. –
Ст. 1395.
24
Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СЗ РФ. –
2005. –
7 февраля. –
№ 6. –
Ст. 437.
25
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете // СЗ РФ. –
2006. –
4 декабря. –
№ 49 (часть II) . –
Ст. 5220.
26
Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о
Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. –
2004. –
4 октября. –
№ 40. –
Cт. 3961.
27
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. –
2009. –
11 мая. –
№ 19. –
Cт. 2346.


59 5. В качестве источников выступают нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Имеются в виду приказы и инструкции федеральных министерств, федеральных служб. Примером может служить утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября
2007 28
Административный регламент предоставления ФМС России услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
II. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.
В числе таковых источников административного права – нормы конституций республик и уставов иных субъектов РФ; законодательных актов представительных органов всех субъектов РФ; нормативных актов высших должностных лиц; нормативных актов правительств субъектов РФ.
К примерам таких нормативно-правовых актов можно отнести Закон г.
Москвы 2005 г. «О государственной гражданской службе города Москвы»
29
III. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ). Виды и конкретные наименования правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в законную силу определяются уставом каждого муниципального образования самостоятельно.
IV. В качестве источников могут рассматриваться нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений. Их действия, как правило, ограничены рамками данной организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Но оно может выходить и за пределы организации (например, в сфере энергетического комплекса).
V. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в международных и межгосударственных договорах и соглашениях.
Например, такие нормы содержаться в Договоре о создании Союзного государства
30 28
Приказ Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. № 208 «Об утверждении
Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. –
2008. –
23 января. –
№ 12.
29
Постановление Московской городской Думы от 26 января 2005 г. № 19 «О Законе города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. –
2005 . –
№ 3.
30
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (Москва, 2 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. –
1996. – 18 ноября. – № 47. – Cт. 5300.


60
Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, кроме того, если правила, предусмотренные российским законодательством, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, применяются правила международного договора.
Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции
РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства
РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных органов исполнительной власти, принятым в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.
Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности
(регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты).
В настоящее время существует много проблем, связанных с необходимостью всемерного совершенствования систематизации российского административного права. Существуют три вида (формы) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права.
Вопросы для самоконтроля
1. Каким образом выражается роль административного права в
регулировании административно-правовых норм?
2. Что собой представляет структура административно-правовых норм?
3. Назовите основные виды административно правовых норм.
4. Назовите основные варианты реализации административно-
правовых норм.
5. Перечислите и дайте краткую характеристику источников
административно-правовых норм.

61
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года).
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ
«О Правительстве Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» //
СЗ РФ. – 2004. – 15 марта. – N 11. – Cт. 945.
4. Алёхин А. П. Административное право России : учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.
5. Административное право: учебник для бакалавров / под ред. Л.Л.
Попова.

М.:РГ-Пресс,2014.


62
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16