Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

77 устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой о том, что «любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения» (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Конституция как основной закон государства не может закрепить все возможные права и свободы, а устанавливает лишь наиболее важные из них.
В этой связи ст. 55 Конституции РФ подчеркивает: "Перечисление в
Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".
Прежде всего, административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, в составе которой находятся административная право- способность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина принято понимать фактическую возможность иметь права и обязанности административно-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения гражданина, а с его смертью прекращается. При помощи норм административного права устанавливаются и изменяются объем и содержание названной правоспособности, которые в общих чертах закреплены в Конституции РФ. Согласно Конституции РФ, изданы многочисленные акты субъектов РФ, а также акты федерального уровня, регламентирующие те или иные аспекты административно-правового положения граждан, как в глобальном смысле, так и в отдельно взятых сферах общественной деятельности. Так, Федеральный закон от 28 марта
1998 г. "О воинской обязанности и военной службе» детализирует права и обязанности граждан в области защиты Отечества.
39
Реализация административной правоспособности имеет место в сфере взаимодействия: а) с системой исполнительной власти; б) с системой местного самоуправления; в) с государственными предприятиями, учреждениями и орга- низациями;
39
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ
РФ. – 1998. – 30 марта. – № 13. – Ст. 1475.

78 г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, орга- низациями и их представителями, однако, в достаточно ограниченных случаях. Хорошим примером считается участие в осуществлении обществен- ного контроля.
Административной дееспособностью гражданина принято считать признанную за ним способность своими личными действиями приобретать и осуществлять права и обязанности административно-правового характера.
Также следует упомянуть о деликтоспособности – способности гражданина лично нести ответственность за совершенные нарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина не определен законодательством единообразно и четко. Но по достижении гражданином
18-летнего возраста она формируется в полном объеме. Согласно
Конституции РФ (ст. 60), гражданин способен самостоятельно исполнять обязанности и осуществлять свои права в полном объеме с 18 лет.
Как бы то ни было, момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. Частичная дееспособность в различных сферах возникает до достижения 18-летнего возраста. Так, лица, достигшие
16 лет, признаются субъектами административных правонарушений; в случае чего к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется, могут быть применимы определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы. Не каждый гражданин Российской Федерации обладает одинаковой административной дееспособностью. Особенности управленческих отношений объясняют это обстоятельство тем, что приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т. д.
40
§5.2. Права и свободы граждан в сфере административного
права
Для всей системы правовых гарантий прав и законных интересов граждан определяющими являются следующие положения Конституции РФ.
Во-первых, в РФ не должны издаваться законы, а, следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
40
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации :
учебник. – М.: ИКД "Зерцало-М", 2006. – 608 с.


79 гражданина.
Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55
Конституции РФ, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В-третьих, определенные права и свободы граждан вообще не подлежат ограничению. Кним ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других.
В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Правовые гарантии, в том числе административно-правовые условно подразделяются на два вида: судебные и внесудебные.
Судебные гарантии являются предпочтительными, так как суды и судьи в соответствии с Конституцией РФ статьей 118 осуществляют правосудие.
Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные
(арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Конституция РФ ставит суды и единолично судей (мировых судей) на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18). Согласно ст. 11 части 2 Гражданского кодекса РФ, в суд может быть обжаловано любое решение, принятое в административном порядке.
Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например,
Государственной Думы РФ) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ, конкретных норм
(статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с


80 конституционными правами, свободами и обязанностями граждан (статья 125
Конституции РФ).
Внесудебные гарантии значительно шире и многообразнее по содержанию, формам и порядку осуществления.
Защита прав и свобод граждан РФ – важнейшая конституционная обязанность Президента РФ. Президент выступает и гарантом как глава государства. Свои полномочия по Конституции РФ он осуществляет либо непосредственно, либо через Администрацию Президента РФ, в составе которой действуют управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций и государственно-правовое управление
Президента РФ.
При Президенте РФ образован Совет по развитию гражданского общества и правам человека, положение о котором утверждено Указом
Президента РФ от 01 февраля 2011 г. Совет образован в целях оказания содействия Главе государства в реализации конституционных полномочий и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента
РФ о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в РФ, подготовке предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
Конституция РФ (ст.103) предусмотрела учреждение должности
Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с
Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. "Об
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
41
В соответствии со статьями 2, 15, 33 Конституции РФ, органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны охранять, защищать и обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод и выполнение возложенных на них обязанностей.
Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции
РФ), например, проводить пикетирование, осуществлять действия в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
41
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – 3 марта. – № 9. – Ст. 1011.

81
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

§5.3. Правовое положение иностранных граждан и лиц без
гражданства
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) определён в ст. 62-63 Конституции РФ и ст. 4
Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
42
, в соответствии с которыми они «…пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Исключение составляют некоторые социально-экономические права
(например, в специфические стратегические структуры может быть запрещено внесение иностранного капитала и предоставление рабочих мест иностранцам и лицам без гражданства) и политические права (например, иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ). На иностранных граждан и лиц без гражданства возлагаются обязанности, установленные для каждого лица, законно находящегося на территории РФ, в ст.ст. 57 («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»), 58 («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам») Конституции РФ.
Особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в России, целью пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»: а) иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; б) лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Помимо этого, указанная статья устанавливает следующие виды
42
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации» // СЗ РФ

2002

29 июля

№ 30

Ст. 3032.

82 иностранных граждан:
1. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской
Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, прямо указанных в законе, не может превышать девяносто суток.
2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
3. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.
В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину (лицу без гражданства), достигшему 18-летнего возраста и прожившему на территории Российской Федерации не менее одного года на основании такого разрешения, по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
Срок действия вида на жительство составляет пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет, при этом количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Иностранные граждане, не достигшие 16 лет, не обязаны для законного пребывания на территории Российской Федерации иметь вид на жительство – его заменяют их национальные паспорта.
Для законного пребывания на территории РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства должны получить визу или приглашение на въезд.
Приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче иностранному гражданину визы, либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской


83
Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
43
или международным договором Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в
Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность.
Федеральный закон 1996 г. «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает понятие, виды виз и основания их выдачи.
Виза – выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.
Виза может быть однократной, двукратной и многократной.
Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь
Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде в
Российскую Федерацию и один раз при выезде из Российской Федерации.
Двукратная виза дает право иностранному гражданину на двукратный въезд в Российскую Федерацию.
Многократная виза дает право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в Российскую Федерацию.
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую
Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.
Дипломатическая виза выдается иностранному гражданину, имеющему дипломатический паспорт, а именно:
1) главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, членам иностранных официальных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам на срок до трех месяцев;
2) дипломатическим агентам дипломатических представительств и консульским должностным лицам консульских учреждений, сотрудникам представительств международных организаций в Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический
43
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ

1996

19 августа

№ 34

Ст. 4029.

84 статус, членам семей указанных лиц на срок до трех месяцев;
3) иностранным дипломатическим и консульским курьерам на срок командировки.
В случае если в отношении иностранного гражданина, не имеющего дипломатического паспорта,
Российской
Федерацией признается дипломатический статус, указанному гражданину может быть оформлена дипломатическая виза.
В случае если в отношении иностранного гражданина, имеющего дипломатический паспорт, Российской Федерацией не признается дипломатический статус, указанному гражданину оформляется обыкновенная виза.
Служебная виза выдается иностранному гражданину, имеющему служебный паспорт, а именно:
1) членам официальных иностранных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам на срок до трех месяцев;
2) работникам административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, консульским служащим и работникам обслуживающего персонала консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, представительств международных организаций в Российской Федерации и членам семей указанных лиц на срок до трех месяцев;
3) военнослужащим вооруженных сил иностранных государств и членам семей указанных лиц на срок до одного года.
В случае если в отношении иностранного гражданина, не имеющего служебного паспорта, Российской Федерацией признается официальный статус, указанному гражданину может быть оформлена служебная виза.
В случае если в отношении иностранного гражданина, имеющего служебный паспорт, Российской Федерацией не признается официальный статус, указанному гражданину оформляется обыкновенная виза.
В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую
Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.
Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую
Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской