Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3318

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4. Административные
правоотношения
§4.1. Понятие административного правоотношения.
§4.2. Структура административного правоотношения.
§4.3. Виды административных правоотношений.
§4.4. Субъекты административных правоотношений.
§4.1. Понятие административного правоотношения
Правовое отношение как категория определяется как общественное отношение, урегулированное нормами права. При характеристике любого правоотношения следует учитывать характерные для него признаки, к которым относятся:
1.
Правоотношение всегда является результатом регулирующего воздействия норм права.
2.
Нормы права регулируют общественные отношения посредством установления взаимных прав и обязанностей участников правоотношения, тем самым определяя его содержание.
3.
Правоотношение не возможно без установления юридической ответственности за нарушения правовых норм, которые регулируют данные общественные отношения.
Таким образом, правоотношения – это общественные отношения, которые регулируются нормами отрасли права и составляют ее предмет.
Правоотношения зависят не только от предмета, но и от метода правового регулирования отрасли права.
Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений и имеют все основные признаки, присущие любому правоотношению.
Вместе с тем, административное правоотношение имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что общественные отношения, урегулированные административно-правовыми нормами, складываются в сфере государственного управления.
Таким образом, административно-правовые отношения
– правоотношения в сфере исполнительной власти (государственного управления), в которых стороны обладают взаимными правами и

63 обязанностями, установленными и обеспеченными административно- правовыми нормами. В этих отношениях (отношениях управления) выражен государственный интерес, так как именно в сфере исполнительной власти практически реализуются задачи и функции государства.
§4.2. Структура административного правоотношения
Структура административного правоотношения соответствует общей для всех правоотношений и включает следующие элементы:
 субъекты (стороны, участники) правоотношения;
 объект (а зачастую и предмет) правоотношения;
 содержание (субъективные права и юридические обязанности сторон) правоотношения.
Субъектами административно-правовых отношений могут быть все физические и юридические лица, а также организации не имеющие статуса юридического лица, которым в соответствии с административно-правовыми нормами предоставляют правомочия и на которых возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций. Ими могут быть органы исполнительной власти и их должностные лица, все государственные органы, государственные служащие, негосударственные органы, предприятия, учреждения, организации, трудовые коллективы, граждане.
Объектом является деятельность физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти по реализации своих прав и обязанностей, т.е. их поведение.
По содержанию правоотношения могут быть материальными и процессуальными. Содержание административно-правового отношения есть определенная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Правомочию, как личностному праву одного субъекта, всегда определена юридическая обязанность другого, и наоборот. Норма административного права устанавливает объем прав субъектов, возводит рамки должного поведения для них и устанавливает меры административной ответственности для лиц, нарушивших требования нормы.
Административные правоотношения предполагают такое поведение их субъектов (сторон), которое предписано требованиями, сформулированными в административно-правовых нормах. Уполномоченными лицами органов государственного управления положительно или отрицательно оценивается именно поведение субъекта в правоотношении, и в отдельных случаях оно


64 может поощряться. Например, главой 12 Федерального закона 2004 года «О государственной гражданской службе
Российской
Федерации» устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности
31
В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. К участникам административно- правовых отношений, не выполняющим свои обязанности, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности: административные и дисциплинарные наказания.
Административные правоотношения непосредственно связаны с юридическими фактами – фактическими обстоятельствами, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Только при наличии юридического факта (фактов) «субъект административного права» превращается в «субъект административного правоотношения».
Субъекты административного права в правовых нормах определяются общим (родовым) образом – граждане, общественные объединения, государственные органы, негосударственные организации, предприятия, учреждения, трудовые коллективы.
Субъекты административного права становятся субъектами административных правоотношений при наличии трех условий:
1) необходима правовая норма, которая определяет субъекта, его права и обязанности;
2) административной правоспособности и дееспособности субъекта, в совокупности дающих правосубъектность;
3) юридического факта как основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Юридические факты делятся на события и действия. Действия осуществляются в результате активного волеизъявления субъекта правоотношения, которые, в свою очередь, могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся: издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий (например, приказа о назначении гражданина на
31
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской
Федерации // СЗ РФ.

2004.

2 августа

№ 31.

Cт. 3215.


65 государственную должность); государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции; выдача правомочным органом лицензии на осуществление определенного вида деятельности; подача гражданином жалобы на действия должностного лица и др.
Неправомерными признаются действия не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их. Среди них различают неисполнение юридической обязанности (например, обязанности платить установленные законом налоги и сборы) и нарушение правового запрета (запрет на осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации).
События – это юридические факты, которые не зависят от воли людей
(например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; стихийное бедствие, смерть субъекта правоотношения).
Административно-правовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих административное право от других отраслей права.
1. Одной из сторон этих отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного организующего характера. Поэтому административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или между негосударственными структурами.
2. Для этих правоотношений характерно неравенство сторон, поскольку одна сторона (орган власти или его должностное лицо) наделена соответствующими государственно-властными полномочиями – вправе принимать предписания, обязательные для исполнения другой стороной.
3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица, действуя по поручению государства, наделены правом издания нормативных правовых актов, и тем самым способны создавать, изменять или прекращать соответствующие правоотношения.
4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, при этом согласие (желание) другой стороны не является обязательным.
5.
Отличительной особенностью административно-правовых отношений является то, что споры, которые могут возникать между их участниками, разрешаются в большинстве случаев в административном
(внесудебном) порядке, то есть путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судебный порядок


66 применяется в случаях и порядке установленных статьей 46 Конституции РФ и Кодексом административного судопроизводства РФ (ст.2, раздел IV).
6. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы исполнительной власти.
Особенности административно-правовых отношений позволяют отличать их от правоотношений, являющихся предметом изучения гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права.
Так, административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке.
32
Перечисленные признаки в совокупности не свойственны ни одной другой отрасли права.
§4.3. Виды административных правоотношений
Классификации административно-правовых отношений может проводиться по различным основаниям, учитывающим как главное, что характеризует административные правоотношения, так и некоторые иные их качества.
По степени распространенности различают основные и неосновные административные правоотношения.
К основным относятся те правоотношения, в которых отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности.
Это властеотношения, для которых характерен приоритет воли субъекта исполнительной власти.
К их числу относятся отношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти (например, Правительство
РФ и федеральное министерство), между такими органами и гражданами, на которых возлагаются определенные административно-правовые обязанности
(например, закрепленная ст. 58 Конституции РФ обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду), и т.п.
Неосновными обычно являются административно-правовые отношения, в рамках которых непосредственное управляющее воздействие субъекта на объект отсутствует. Их особенностью является то, что они не
32
Алёхин А. П. Административное право России : учебник / А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД :
«Зерцало-М», 2013. – С. 60-62.

67 выражают присущую управлению властность, т.е. их участники юридически равноправны.
Фактически они являются организационно-правовой предпосылкой властеотношений.
Например, предусматривается возможность издания совместных правовых актов федеральных министерств. В процессе подготовки такого рода актов министерства находятся на одинаковом правовом уровне. В совместно принятом акте равноправие сторон уступает место непосредственному управляющему воздействию, поскольку такой акт является формой реализации исполнительной власти.
Таким образом, неосновные правоотношения отличаются от основных отсутствием соподчиненности между их участниками. Тем самым признается возможность возникновения административно-правовых отношений на основе равноправия их участников.
По характеру взаимодействия участников
(субъектов) административно-правовые отношения могут быть вертикальными и горизонтальными.
Для вертикальных отношений характерно, что в них находят свое непосредственное выражение как содержание государственно- управленческой деятельности, так и вытекающие из этого особенности связей между субъектом и объектом управления.
Вертикальные отношения возникают между соподчиненными сторонами при отсутствии юридического равенства сторон, у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых у другой либо нет, либо их объем меньше (например, отношения, возникающие между федеральными министерствами, службами и агентствами или между должностным лицом и гражданином). Властной стороной в этих отношениях обязательно выступает орган исполнительной власти либо его должностное лицо. В отношениях с участием граждан, государственных и негосударственных организаций последние вообще не имеют полномочий такого характера.
В рамках вертикальных административно-правовых отношений все возникающие вопросы решаются не соглашением сторон, а односторонним юридически-властным решением компетентного субъекта исполнительной власти или иного полномочного субъекта управления (например, руководителя государственного предприятия, учреждения).
Горизонтальными признаются такие административно-правовые отношения, участники или стороны которых фактически и юридически равноправны. В горизонтальных правоотношениях сторона, выступающая в качестве субъекта исполнительной власти, не «властвует», а несет определенные юридические обязанности, соответствующие юридическим


68 правам другой стороны.
Наиболее типичными примерами горизонтальных административно- правовых отношений являются:
- административно-процессуальные отношения (в рамках производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение и разрешение должностными лицами жалоб);
- административно-договорные отношения (соглашение между органами исполнительной власти различного уровня о перераспределении объектов управления);
- административно-согласительные отношения (например, соглашения администрации с профсоюзами по поводу установления условий коллективных договоров и установления тарифов оплаты труда);
- повседневные связи между государственными служащими – исполнителями одного уровня;
- отношения между субъектами исполнительной власти одинакового уровня (например, по поводу проведения совместных мероприятий).
Особенностью административных правоотношений горизонтального типа является то, что они предшествуют вертикальным отношениям либо являются их следствием (результатом) (например, создание на базе юридически-властного решения, принятого двумя субъектами управления, межведомственной комиссии по его реализации).
§4.4. Субъекты административных правоотношений
Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующем законодательством
Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен и они могут быть условно сгруппированы следующим образом: а) индивидуальные субъекты, т.е. физические лица, которым относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. К перечню индивидуальных специальных субъектов административного права следует также отнести государственных и муниципальных служащих, а также руководителей различного рода коммерческих и некоммерческих структур; б) коллективные субъекты, т.е. различного рода объединения граждан как государственного, так и негосударственного характера.
К числу государственных субъектов административного права

69 относятся, прежде всего, органы исполнительной власти (исполнительные органы), а также их структурные подразделения, наделенные собственной компетенцией. Кроме того, к их числу следует отнести государственные учреждения, предприятия и иные государственные организации.
Негосударственными субъектами могут быть исполнительные органы системы местного самоуправления, муниципальные организации, общественные объединения, некоммерческие организации, коммерческие организации, частные организации, иностранные организации.
Кроме того, коллективные субъекты могут быть юридическими лицами – это все органы государственной власти, структурные подразделения органов исполнительной власти, государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения, а также коммерческие и некоммерческие организации, в том числе, с иностранным капиталом; а также организациями, не имеющими статуса юридического лица. К ним относятся общественные объединения и организации, которые в соответствии с Федеральным законом 1995 г. «Об общественных объединениях»
33
могут осуществлять свою деятельность без государственной регистрации, а моментом их создания признается принятие собранием или съездом объединения решения о его создании и принятие
Устава или Положения о нем.
Для того чтобы стать субъектом административного права лицо или коллективное образование должны обладать особым юридическим качеством: административной правосубъектностью.
Административная правосубъектность состоит из двух, имеющих самостоятельное правовое значение, элементов:
1. Административная правоспособность – является разновидностью общей правоспособности, под которой понимается установленная и охраняемая административно-правовой нормой способность (возможность) данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере исполнительной власти. В отношении граждан это, как правило, нормы гл. 2 Конституции РФ и нормы правовых актов органов исполнительной власти, устанавливающих порядок их реализации.
2. Административная дееспособность – это предусмотренная административно-правовыми нормами способность лица или организации своими действиями приобретать права и обязанности, а также осуществлять
33
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. –
1995. – 22 мая. – № 21. – Cт. 1930.