Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92 выданные медицинскими организациями, находящимися на территории
Российской Федерации.
В каждом субъекте Российской Федерации устанавливается перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу указанных медицинских документов.
6. Документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
7. Документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае представления вышеперечисленных документов по истечении тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
Размер штрафа определен статьей 18.20 КоАП РФ и составляет от 10 тыс. рублей до 15 тыс. рублей.
8. Документы о постановке на учет по месту пребывания.
Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев территориальным органом ФМС России не позднее десяти рабочих дней, со дня принятия заявления о его выдаче.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС России не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Субъектом Российской Федерации может быть принято решение об указании в патенте, выдаваемом на территории субъекта Российской
Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина.
В этом случае иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.
Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого (специальности, должности, вида трудовой деятельности) в этом качестве, а также документа,

93 подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на период действия патента.
Сумма авансового платежа по налогу на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа на федеральном уровне на 2015 год составляет – 1568 рублей 40 копеек в месяц.
Каждый субъект Российской Федерации может установить дополнительный коэффициент, на который индексируется размер указанного авансового платежа.
Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность только на территории того субъекта Российской
Федерации, в котором выдан.
Для осуществления трудовой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации необходимо обратиться за получением патента в территориальный орган ФМС России в субъекте Российской
Федерации, на территории которого иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность, без соблюдения 30-дневного срока, установленного при первоначальном обращении за выдачей патента.
При этом необходимо представить в территориальный орган ФМС
России заявление о выдаче патента, документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, на период действия ранее выданного патента, документ, удостоверяющий личность, а также:
- действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенныйс медицинской организацией, с учетом требований нового субъекта Российской Федерации;
- документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным уполномоченным
Правительством
Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), полученные в медицинских организациях, уполномоченных на выдачу медицинских документов, в данном субъекте Российской Федерации.
При этом срок действия данного патента не может превышать действия первоначально выданного патента.
Иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо частных


94 нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, или иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, обязан в течение двух месяцев со дня выдачи патента представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный орган ФМС России, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Иностранный гражданин вправе переоформить патент, не позднее, чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи первоначального патента.
При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.
Патент переоформляется иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия переоформленного патента может неоднократно продлеваться за период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня переоформления патента.
Срок действия переоформленного патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В случае утраты патента или его порчи иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган ФМС России, выдавший патент, с заявлением предоставлении дубликата патента.
В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче или переоформлении патента, либо ранее выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин вправе повторно подать заявление о выдаче патента не ранее чем через один год со дня отказа в выдаче или переоформлении патента, либо аннулирования ранее выданного патента.
Рассматривая вопрос о правовом статусе иностранных граждан, следует остановиться на аспекте, касающимся двойного гражданства
47
, так
47
См., например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.) // СЗ РФ. – 2005 . – 14 февраля. – № 7. –
Ст. 495.

95 как этот институт, во-первых, считается новым для российской правовой системы, а во-вторых, правовое положение лиц с двойным гражданством
(бипатридов) имеет особенности, в первую очередь, обусловленные, наличием у лица, имеющего двойное гражданство, гражданства иностранного государства.
Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что гражданин
Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства
(двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Кроме того, наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, лицо, обладая некоторыми признаками иностранного гражданина, например, наличием документов, которые подтверждают принадлежность данного лица к гражданству иностранного государства, таковым для российского государства не является: Россия признает его исключительно своим гражданином, в связи с чем, он будет нести права и выполнять обязанности российского гражданина.
Стоит подчеркнуть, что на одинаковых условиях с правовым статусом российского гражданина бипатрид должен исполнять обязанности и нести права, предусмотренные законодательством иностранного государства.
Однако, это не вызывает расширения его правового статуса в Российской
Федерации.
Институт «союзного гражданства» для жителей Беларуси и России – понятие пока чисто теоретическое. Между тем в одной из статей Договора о создании Союзного государства, подписанного президентами России и
Беларуси почти пять лет назад, обозначено, что с момента его провозглашения все мы становимся гражданами этого государства.
48
Институт гражданства Союзного государства берет свое начало в
Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года
49
. Статья 8 этого Договора устанавливала общие исходные положения, на основе которых планировалось строить отношения в области прав человека в виде обязанностей сторон:
 обеспечить равные права граждан сторон при получении образования, трудоустройства, оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий;
48
Боровая А. Союз. Белорусь-Россия // Российская газета. – 2004. – 26 февраля. – № 155.
49
Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (Москва, 2 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. –
1996. – 18 ноября. – № 47. – Ст. 5300.


96
 ввести единые стандарты социальной защиты;
 обеспечить равные права физических лиц на приобретение имущества в собственность, владение, пользование, распоряжение им на своих территориях; выровнять условия пенсионного обеспечения, уровни пособий, льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям;
 унифицировать нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены;
 создать общую информационную базу по вопросам занятости населения и наличия трудовых вакансий.
Гражданство России и Беларуси в контексте союзного гражданства в известной степени созвучно своим предшественникам: союзному гражданству бывшего СССР и проходящему сложный процесс становления европейскому гражданству. Что же касается европейского гражданства, то параллели здесь уместны не только по понятию этого вида гражданства, его содержанию, условиям и элементам института, но и в связи с юридической оценкой самого Союзного государства, Договора о его создании и дальнейших перспектив его развития.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

§5.4. Особенности правового статуса беженцев и
вынужденных переселенцев
Особое административно-правовое положение среди иностранных граждан и лиц без гражданства имеют беженцы.
В соответствии с Федеральным законом 1993 г. «О беженцах»
50
, в качестве таковых признаются лица, не имеющие российского гражданства и прибывшие либо желающие прибыть на территорию РФ, которые не могут или не желают пользоваться защитой страны, гражданами которой они являются, из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к какой- либо социальной группе или по политическим убеждениям.
Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие преступления против мира, человечества, воинские преступления или другое тяжкое преступление не политического характера. Эти положения закреплены в
50
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

1993

25 марта № 12

Ст. 425.

97
Международной Конвенции “О статусе беженцев”, принятой 28 июля 1951г.
51
Эти ограничения закреплены также п. 2 ст. 63 Конституции РФ.
Лицо, пожелавшее быть признанным беженцем и достигшее возраста
18 лет, должно обратиться с соответствующим ходатайством либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение
Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности
(своего прежнего обычного места жительства), либо в пост иммиграционного контроля или в орган пограничного контроля в пункте пропуска через
Государственную границу РФ. После рассмотрения этого ходатайства принимается решение либо о признании данного лица беженцем (с выдачей ему соответствующего удостоверения), либо об отказе в признании беженцем. Лицо признается беженцем на срок до 3 лет. В дальнейшем срок признания беженцем может продлеваться на каждый последующий год.
Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение услуг переводчика и получение информации своих правах и обязанностях, а также иной информации; содействие в обеспечении провоза багажа и проезда к месту пребывания в Российской Федерации; пользование коммунальными услугами и получение питания, медицинской и лекарственной помощи в центре временного размещения до отбытия к месту постоянного пребывания; содействие в трудоустройстве или решение вопроса о направлении на профессиональное обучение; социальную защиту, в том числе социальное обеспечение и др.
Статус беженца позволяет заниматься предпринимательской деятельностью, работать по найму, приобретать в собственность имущество и ходатайствовать о получении гражданства РФ.
Признанное беженцем лицо обязано: соблюдать российские законы и
Конституцию РФ, а также установленный порядок проживания; сообщать о своем намерении сменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы РФ; проходить ежегодный переучет и др.
Беженец не может быть принудительно возвращен в страну, которую покинул, но при определенных условиях утрачивает статус беженца
(например, получение гражданства РФ или иного государства).
Также в законе оговаривается понятие «временное убежище».
Временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской
Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона.
51
Международная Конвенция «О статусе беженцев» (Женева, 28 июля 1951г.) // Бюллетень международных договоров . – 1993 . – 1 ноября . – № 9.


98
Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом
Правительством РФ.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской
Федерации.
Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
Лицо утрачивает временное убежище:
1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
2) при получении права на постоянное проживание на территории
Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской
Федерации или гражданства другого иностранного государства;
3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской
Федерации.
Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории РФ в связи с проведением враждебных компаний, а также в связи с массовым нарушением общественного порядка и другими

99 обстоятельствами, ущемляющими права человека и гражданина. Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев, однако, в отличие от них они как граждане России осуществляют весь комплекс прав, свобод и обязанностей, закрепленных гл.2 Конституции РФ.
52
Вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации;
3) иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской
Федерации и изменившие место жительства в пределах территории
Российской;
4) гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в
Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской
Федерации;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской
Федерации;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными
52
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» //
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации . – 1993. – 25 марта. – № 12. – Ст. 427.