Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3329

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100 переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса.
§5.5. Понятие и виды обращений граждан в органы власти
Право граждан Российской Федерации «обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" закреплено в ст. 33 Конституции
РФ.
Положения указанной статьи нашли свое продолжение в федеральном законе от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации».
Согласно вышеуказанному Федеральному закону, обращением гражданина считаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган и/или орган местного самоуправления.
В настоящее время существуют три вида обращений граждан:
Предложение – рекомендация от лица гражданина касаемо совершенствования законов и иных нормативных правовых актов, функционирования государственных органов и органов местного самоуправления, развития общественных отношений, улучшения социально- экономической и иных сфер деятельности общества и государства.
Заявлением принято считать просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных свобод и прав или конституционных свобод и прав иных лиц, либо сообщение о несоблюдении законов и невыполнении правил, предусмотренных иными правовыми актами, изъянах в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и превышении своих полномочий должностными лицами, либо критика работы указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод и

101 законных интересов других лиц.
53
Рассмотрение всех видов обращений граждан осуществляется должностными лицами органов власти на безвозмездной основе.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» и иными федеральными законами.
Гражданин в своем письменном обращении обязательно должен указать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет обращение, фамилию, имя, отчество уполномоченного должностного лица, и его должность, свои имя, отчество, фамилию и почтовый адрес, по которому направляются уведомление о переадресации обращения или ответ, излагает суть заявления, обращения или жалобы, ставит дату и личную подпись.
Если требуется подтверждение доводов гражданина, то к письменному обращению он прилагает документы и материалы или их копии.
Обращение, которое поступило в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, необходимо рассмотреть в порядке, установленном федеральным законом.
Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением закрепляются Федеральным законом 2006 года.
Преследование гражданина запрещается в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих свобод, прав и законных интересов, либо свобод, прав и законных интересов иных лиц.
В ходе рассмотрения обращения недопустимо разглашать сведения, содержащиеся в обращении, а также сведения, касающиеся частной жизни гражданина, без его согласия. Разглашением сведений, содержащихся в обращении, не является направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенции которых решение вопросов, освещаемых в обращении.
Письменное обращение гражданин направляет непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому
53
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2006. – 8 мая. – № 19. – Ст. 2060.


102 должностному лицу, в компетенции которых решение вопросов, поставленных в обращении.
Необходима обязательная регистрация письменного обращения в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Закрепленное ст. 33 Конституции РФ право на обращение не означает, что ответ заявителю обязано дать именно то лицо, которому обращение направлено, так как оно полномочно отвечать только в пределах своей компетенции. Если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного лица, то оно направляется в течение недели со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопросов, освещенных в обращении, уведомлении гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, когда текст письменного обращения невозможно прочитать.
Если решение вопросов, поставленных в письменном обращении, касается компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение недели со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.
В случае необходимости государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу имеет право запросить в указанных органах или у должностного лица материалы и документы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Запрещено направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого может быть обжаловано.
В случае, соответственно указанного запрета, если направление жалобы невозможно на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенции которых решение вопросов, поставленных в обращении, жалобу возвращают гражданину, разъясняя его право обжаловать в суде соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке.
Порядок рассмотрения отдельных обращений регулируется статьей 11
Федерального закона 2006 года.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их


103 компетенцией, рассматривается в течение месяца со дня регистрации письменного обращения. Если последний день срока, установленного законом, приходится на нерабочий день, то следующий за ним рабочий день считается днем окончания срока.
В особых случаях, а также в случае направления запроса необходимых для рассмотрения обращения материалов и документов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо имеет право продлить срок рассмотрения обращения не более чем еще на месяц, уведомив о продлении срока его рассмотрения направившего обращение гражданина.
Главы государственных органов, органов местного самоуправления лично принимают граждан. Информация о днях, часах и месте проведения приема доводится до сведения граждан.
При личном приеме гражданину необходимо предъявить документ, удостоверяющий его личность.
Информация устного обращения заносится в специальную карточку личного приема гражданина. При условии если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства оказываются очевидными и не требуют дополнительной верификации, ответ на обращение с согласия гражданина дается устно в ходе личного приема, о чем ведется запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях предусмотрен письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, необходимо регистрировать и рассматривать в установленном порядке.
Если в обращении имеются вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, то гражданину дается разъяснение, в каком порядке и куда ему следует обращаться.
В ходе личного приема в дальнейшем рассмотрении обращения гражданину может быть отказано, если ему ранее был дан ответ по существу вопросов, поставленных в обращении.
Согласно статье 46 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

104 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами
Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Порядок рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции,
Верховным судом РФ дел о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ, принятым 8 марта 2015 года
(далее – КАС РФ).
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий
(бездействия) квалификационных коллегий судей;
5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской
Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.


105
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:
1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации;
3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче
Российской
Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором
Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской
Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания
(проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской
Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

106 7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном
(процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
В Кодексе административного судопроизводства РФ термин
«обжалование», используемый в статье 46 Конституции РФ, заменен термином «оспаривание».
Организация, гражданин или иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая действия (бездействие) и решения квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что оспорены или нарушены их свободы, права и законные интересы, созданы некие факторы, препятствующие осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложены какие-то обязанности.
Организация, гражданин или иные лица имеют право обратиться непосредственно в суд или оспорить действия (бездействие) и решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности органы, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры разрешения споров.
При условии, если это предусмотрено федеральным законом, общественная группа вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании действий (бездействия) и решения органа, организации, лица, наделенных


107 государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспорены или нарушены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложены какие-то обязанности.
Если федеральный закон установил обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, только после соблюдения этого порядка возможно обращение в суд.
В ситуациях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия) и решения органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту свобод, прав и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) и решения не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают свободы, права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их свобод, прав и реализации законных интересов либо на них незаконно возложены какие-то обязанности.
Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
Если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.