Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3328

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

108
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия
(собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Форма административного искового заявления должна соответствовать предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ требованиям.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями должно содержать в себе:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемое действие
(бездействие) либо принявшие оспариваемое решение;


109 3) наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, место и дату совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от совершения каких действий либо от принятия каких решений в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемого решения, действия (бездействия). В случае оспаривания действия (бездействия), решения судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, при исполнении которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами – о свободах, правах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые действие (бездействие) и решение;
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 КАС РФ и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если жалоба подавалась, то указываются дата ее подачи и результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными действия (бездействия) и решения органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.
К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была

110 рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
Судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий
(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 КАС РФ.
Судья возвращает административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 129 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей
220 вышеупомянутого Кодекса, судья оставляет без движения административно- исковое заявление о признании незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В случае принятия к судопроизводству административного искового заявления о признании незаконными действия (бездействия) и решения органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд направляет копии соответствующего определения лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
Копии определения о принятии к судопроизводству административного искового заявления о признании незаконными действия
(бездействия) и решения органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием времени и места проведения публичного мероприятия
(митинга, демонстрации, собрания, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, направляются судом лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием средств, позволяющих обеспечить своевременную доставку этих копий. Если копии заявления и документов не были переданы в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ, то административному ответчику вместе с копией данного определения направляются копии административного искового заявления и приложенных к нему документов.
В случае если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об


111 оспаривании действия (бездействия) и решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли свободы, права и законные интересы административного истца или лиц, в защиту свобод, прав и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на совершение оспариваемого действия (бездействия), принятие оспариваемого решения; б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для совершения оспариваемого действия (бездействия) и принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
4) соответствует ли содержание совершенного оспариваемого действия
(бездействия) или оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действия (бездействия), решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или частично заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия), решения незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими свободы, права и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения свобод, прав и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению свобод, прав и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований признать оспариваемые решения и действия (бездействия) незаконными.
Копии решения по административному делу об оспаривании действия
(бездействия) и решения вручаются под расписку лицам, участвующим в

112 деле, их представителям или направляются им в течение 3 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, а по административному делу, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) и рассмотренному до дня проведения публичного мероприятия или в день его проведения, незамедлительно после изготовления данного решения вручаются или направляются указанным лицам с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий.
Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 КАС РФ. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия
(собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, требуют немедленного исполнения.
Решение суда по административному делу об оспаривании действия
(бездействия), решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть обжаловано по общим правилам, которые установлены в Кодексе административного судопроизводства РФ.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие законодательные акты определяют основы законодательного
статуса гражданина?
2. В чем заключается содержание административно-правового
статуса человека и гражданина?
3. В каких сферах реализуется административная правоспособность?
4. Назовите основные права и обязанности граждан в сфере
государственного управления.
5. Чем обеспечивается реализация административно-правовых
гарантий прав граждан?
6. Назовите основные виды обращений граждан. Ознакомьтесь с
содержанием основных законодательных актов, реализующих права
граждан на обращение.


113
7. Назовите, чем и каким образом регулируется административно-
правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства?
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве
Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе».
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
6. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О
вынужденных переселенцах».
7. Алёхин А. П. Административное право России : учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.

114
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

Глава 6. Административно-правовое
регулирование органов исполнительной
власти
§6.1. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти.
§6.2. Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти.
§6.3. Федеральные органы исполнительной власти, их система и структура.
§6.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
§6.5 Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
§6.1. Понятие, признаки и виды органов исполнительной
власти
Понятие исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти закреплено в ст. 10 Конституции РФ. В ст. 11
Конституции РФ дан ориентировочный перечень органов, осуществляющих исполнительную власть. В ст. 77, 78 Конституции вводится понятие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и основы его компетенции, а также понятие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Под органами исполнительной власти понимается специальная организация, являющаяся частью государственного аппарата, имеющая особую структуру, компетенцию и территориальные пределы деятельности.
Эта организация образуется в порядке, установленном либо законом, либо нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или
Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти наделяются правом действовать от имени и по поручению государства во исполнение нормативных правовых актов и осуществлять для этого исполнительно-распорядительную деятельность. На органы исполнительной власти возлагается обязанность обеспечить реальное исполнение нормативных правовых актов в конкретных отраслях экономической, социально-культурной и административно- политической сфер.

115
Для правильного понимания сущности и правовой природы органов исполнительной власти необходимо выделить некоторые важные признаки, характеризующие органы исполнительной власти и отличающие их от других органов государственной власти, учреждений, общественных объединений, органов местного самоуправления.
1. Органы исполнительной власти являютсячастью государственного аппарата– обязательного признака любого государства, отличаются спецификой поставленных перед ними задач и функций по реализации интересов государства (т.е. исполнению нормативных правовых актов).
2. Органы исполнительной власти представляют собой организационно оформленную группу людей – государственных служащих, которые, в соответствии со своей должностью, обязаны обеспечивать исполнение нормативных правовых актов в той или иной отрасли, сфере.
3. Органы исполнительной власти от имени государства осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Это означает, что органы исполнительной власти создаются и осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение конкретных законов и иных нормативных правовых актов, а также, в пределах установленной для них компетенции, вправе принимать подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок, правила реализации норм конкретного закона.
4. Каждый орган исполнительной власти действует на основе
Положения об этом органе, в котором устанавливаются конкретные задачи, функции, компетенция, формы и методы его деятельности. Положение– подзаконный акт, уточняющий порядок реализации конкретным органом исполнительной власти норм закона. (Например, Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждено Постановлением
Правительства РФ от 15 июня 2004 г. В нем установлены задачи, функции, структура, полномочия, формы и методы деятельности данного министерства).
5. Органы исполнительной властиимеют статус юридических лиц. Их административные правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента образования и прекращаются в связи с их упразднением.
6. Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции обладают юридической самостоятельностью и поэтому в части реализации интересов государства взаимодействуют с законодательной и судебной ветвями власти (например, органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы и в