Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3327
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
116 этой связи взаимодействуют с Правительством Российской Федерации (см. ст. 104 Конституции РФ)).
Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.
Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя три части: руководство, коллегиальный орган управления и аппарат. К руководству относятся руководитель (министр, председатель, глава), его первый заместитель и заместители.
Многочисленные органы исполнительной власти могут быть сгруппированы по различным основаниям. В частности:
1. По принципу федерализма (ст. 1, 5, 65 Конституции РФ) различают:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. По территориальным пределам деятельности органы исполнительной власти делятся на:
1) федеральные органы исполнительной власти;
2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (образуемые в соответствии со ст. 78 Конституции РФ и п.5.1
Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
54
), которые могут быть: а) окружными; б) межрегиональными; в) региональными; г) межрайонными; д) городскими или районными.
3. По способу образования различают:
1) органы исполнительной власти, образование которых предусмотрено Конституцией РФ, Конституциями республик и Уставами иных субъектов федерации (например: гл. 6 Конституции РФ –
Правительство РФ, ст.ст. 83, 112 – министерства);
2) органы исполнительной власти, образуемые Указами Президента
Российской Федерации или Указами высших должностных лиц субъектов федерации;
3) органы исполнительной власти, образуемые Постановлениями
Правительства Российской Федерации или Постановлениями Правительств субъектов Российской Федерации.
4. По характеру компетенции органы исполнительной власти можно подразделить на:
1) органы исполнительной власти общей компетенции, то есть те, на которые возлагается обязанность обеспечить исполнение нормативных
54
Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ
–
2004
–
21 июня
–
№ 25
–
Ст. 2562.
117 правовых актов во всех отраслях (сферах) путем принятия нормативных актов, контроля и координации конкретных органов исполнительной власти
(например, Правительство РФ и Правительство субъектов РФ);
2) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, то есть те, на которые возлагается обязанность обеспечить исполнение нормативных правовых актов в конкретной отрасли (сфере) (например, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития и т.д.);
3) органы исполнительной власти специальной компетенции, то есть те, которые осуществляют специальные функции контроля и надзора по одному или нескольким вопросам независимо от отраслей (например,
Федеральная служба безопасности, Федеральная служба внешней разведки и т.д.).
5. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают:
1) коллегиальные органы исполнительной власти (например,
Правительство РФ, Правительство субъектов РФ);
2) единоличные органы исполнительной власти, то есть те, в которых есть совещательные органы в форме коллегий, а решение по существу принимают руководители органов исполнительной власти, за которое каждый из них несет персональную ответственность (министерства, федеральные службы и агентства).
§6.2. Правительство РФ – высший исполнительный орган
государственной власти
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона 1997 г.
«О Правительстве РФ», под Правительством РФ следует понимать высший коллегиальный орган государственной власти Российской Федерации, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ и осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.
Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов
(ст. 15 Конституции РФ), принципами народовластия (ст. 3 Конституции
РФ), федерализма (ст. 5 Конституции РФ), разделения властей (ст. 10
118
Конституции РФ), ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со ст. 2 Конституции РФ).
Деятельность Правительства РФ направлена на осуществление в пределах своих полномочий:
• организации исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов
Президента РФ, международных договоров с участием России;
• систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• мер по устранению нарушений законодательства Российской
Федерации.
Правительство РФ самостоятельно определяет круг лиц, которые могут на постоянной основе быть членами Правительства РФ с правом совещательного голоса. Постановлением от 8 июня 1999 г. такое право предоставлено Председателю Центрального банка России, президенту
Российской Академии наук, руководителям межрегиональных ассоциаций глав субъектов в РФ
55
Правительство РФ – коллегиальный орган, состоящий из:
Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и федеральных министров.
Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с правом решающего голоса.
Руководители федеральных служб и агентств не входят, но приглашаются на заседания Правительства РФ при решении вопросов, связанных с их деятельностью.
Возглавляет Правительство Российской Федерации Председатель правительства Российской Федерации, который определяет в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской
Федерации основные направления деятельности Правительства Российской
Федерации и организует его работу.
ПредседательПравительства Российской Федерации назначается
Президентом Российской Федерации по согласованию с Государственной
Думой из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа,
55
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 1999 г. № 611 «О некоторых вопросах организации работы Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ
–
1999
–
14 июня
–
№ 24
–
Ст. 2979.
119 подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Председатель Правительства также может быть освобожден от должности Президентом Российской Федерации по его заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий.
Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и
Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.
Освобождение от должности Председателя Правительства Российской
Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства
Российской Федерации в целом.
До назначения нового Председателя Правительства Президент РФ вправе поручить исполнение его обязанностей на срок до двух месяцев заместителю Председателя.
Председатель Правительства РФ обладает особым статусом, а именно:
• возглавляет Правительство РФ;
• определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;
• представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;
• ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
• подписывает акты Правительства РФ;
• представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении;
• распределяет обязанности между заместителями Председателя
Правительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению
Председателя
Правительства
Российской
Федерации.
Заместители
Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного
120 государства.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации обладают следующими полномочиями:
• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства
Российской Федерации, в выработке и реализации политики Правительства
Российской Федерации;
• участвуют в подготовке постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;
• координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;
• предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство Российской
Федерации;
• осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской
Федерации.
Федеральные министры входят в состав Правительства РФ и осуществляют следующие функции:
• участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства
Российской Федерации;
• принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;
• принимают участие в выработке и реализации политики
Правительства Российской Федерации;
• обладают установленными законодательством
Российской
Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
• координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;
• назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.
При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным
Конституцией
Российской
Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям
Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.
121
Члены Правительства Российской Федерации не вправе быть членами
Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Правительство
Российской
Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству
Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительством РФ назначаются на должность и освобождаются от нее заместители федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.
Правительство Российской Федерации осуществляет следующие общие полномочия:
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской
Федерации;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской
Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
122
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, а также осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.
На основании и во исполнение Конституции РФ (ст. 115) и
Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ» (ст. 23)
Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
Постановления являются нормативными правовыми актами, принимаются только на заседаниях Правительства РФ и подписываются
Председателем Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, за исключением содержащих сведения составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в срок не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования – доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Те из них, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина – вступают в силу не ранее дня опубликования. Остальные вступают в силу со дня их официального опубликования, либо момент их вступления в силу указан в самом Постановлении, либо для них не предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Распоряжения являются индивидуальными правовыми актами, издающимися по оперативными и иным текущим вопросам, подписываются
Председателем Правительства РФ и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц при личном участии заместителей Председателя
Правительства РФ и федеральных министров. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства
РФ.
Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.
Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
123
Конституция не устанавливает срока функционирования
Правительства России, но закрепляет две формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку.
После избрания Президента РФ прежнее Правительство слагает свои полномочия, но по его поручению продолжает действовать, пока не будет создано новое.
Решение об этом оформляется распоряжением Председателя
Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Но предусматривается возможность и его досрочной отставки, случаи и порядок которой установлены ст. 117 Конституции РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Но и
Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства, в том числе в случаях выражения Государственной Думой недоверия
Правительству либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.
В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ
Правительство продолжает действовать до сформирования нового
Правительства РФ.
Конституция
РФ предусматривает возможность отставки
Правительства РФ. Президент РФ может по своей инициативе отправлять в отставку или освобождать от должности членов Правительства РФ. Все действия Президента РФ в отношении организационной структуры или состава Правительства РФ оформляются специальными указами.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 16
§6.3. Федеральные органы исполнительной власти, их
система и структура
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
56
в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и Федеральным конституционным законом 1997 года «О Правительстве Российской Федерации»
57
установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
56
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2004. – 15 марта. – № 11. – Ст. 945.
57
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СЗ РФ.
– 1997. – 22 декабря. – № 51. – 1 Ст. 5712.
124
Данные федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих задач и функций наделяются специальной компетенцией и могут быть отраслевыми или межотраслевыми. Они подчиняются Правительству РФ или напрямую Президенту РФ, действуют на основании законов и подзаконных актов. Специальные положения о каждом конкретном органе исполнительной власти составляют правовую основу их деятельности.
Положение об органе исполнительной власти утверждается
Президентом РФ или Правительством РФ. В нем устанавливается предельная численность работников центральных аппаратов органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В положении может быть так же предусмотрена передача органу исполнительной власти отдельных полномочий для эффективного осуществления им своей деятельности.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и
Правительства РФ федеральные министерства самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности путем принятия нормативных правовых актов на основании и во исполнение законов, которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти и их должностными лицами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также всеми юридическими лицами и гражданами, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с указанными нормативными правовыми актами осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральные министерства осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, для чего вносят в Правительство РФ представления о руководителе федеральных служб, федеральных агентств, а также предложения о штатной численности и фонде оплаты труда работников.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной