Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3325
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
125 власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:
- за исполнением органами государственной власти и их должностными лицами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, всеми юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения, установленных нормативными правовыми актами;
- за выдачей органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений на осуществление определенного вида деятельности или конкретных действий юридическим лицам и гражданам; и др.;
- регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской
Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции федеральные службы издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна министерству, Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции федеральные агентства издают только индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Федеральное агентство может быть
126 подведомственно Президенту Российской Федерации.
Федеральные службы и федеральные агентства, руководимые
Президентом РФ, обладают более широкими функциями и полномочиями, чем подведомственные федеральным министерствам.
Например, осуществляют нормативное правовое регулирование в порученной сфере, некоторые из них представляют Правительству РФ проекты документов по подведомственным ему вопросам, и т.д. Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, такого рода функций и полномочий не имеют, они возложены на соответствующие министерства.
Федеральные органы исполнительной власти, как и другие органы государственной власти РФ и ее субъектов, осуществляют свою работу на основе административных регламентов. В настоящее время действуют три вида регламентов: административный регламент органа государственной власти, административный регламент исполнения государственной функции и административный регламент предоставления государственной услуги.
Состав и структура названных регламентов определены в постановлении
Правительства РФ от 11 ноября 2005 года № 679, утвердившем Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.
Территориальные федеральные органы входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти и во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.
Территориальные органы действуют на основе федеральных правовых актов, руководствуются в своей деятельности правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти самостоятельно или по согласованию с администрациями субъектов Федерации.
127
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производится соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти, в ряде случаев по согласованию с главами администраций республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется, как правило, за счет средств бюджета Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации оказывают необходимую помощь территориальным органам в выделении им помещений и создании необходимых условий для их работы и социального развития.
Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих ведомств Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.
Территориальные органы в частности:
- принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально- экономического развития субъектов Федерации, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;
- систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах.
Территориальные органы имеют право: а) представлять соответствующие ведомства Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов Федерации; б) запрашивать и получать:
-от соответствующих органов исполнительной власти необходимую для осуществления своей деятельности информацию;
- от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности – сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
128
- от органов статистики – информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные; в) участвовать в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти; г) вносить предложения соответствующим центральным органам федеральной исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.
§6.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации
Под системой органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерациипонимается совокупность органов субъекта Российской
Федерации, осуществляющих исполнительную власть в субъекте, их соподчиненность, средства и способы их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления субъекта
Российской Федерации.
Структура органов исполнительной власти субъекта Российской
Федерации включает в себя следующие органы:
1. Глава исполнительной власти субъекта (например, Президент республики, Глава Администрации, Губернатор, Мэр и т.д.), конкретное наименование которого закреплено в Конституции или Уставе субъекта
Российской Федерации.
2. Органы исполнительной власти общей компетенции
(Правительство или Администрация субъекта).
3. Органы исполнительной власти субъектов отраслевой и/или межотраслевой компетенции.
4. Территориальные органы исполнительной власти общей компетенции (территориальные органы Правительства или администрации субъекта), действующие в границах административно-территориальных образований (городов, районов).
Таким образом, система органов исполнительной власти конкретного субъекта Российской Федерации устанавливается каждым субъектом самостоятельно и закрепляется в Конституции или Уставе субъекта, а также в законах субъектов о системе органов исполнительной власти субъекта.
Кроме того, на территории каждого субъекта Российской Федерации, помимо собственных органов исполнительной власти, действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ст.
129 78 Конституции РФ). Между этими органами возникают следующие отношения:
1. Многие территориальные органы действуют по вопросам ст. 72
Конституции РФ и поэтому находятся в совместном подчинении, как соответствующего федерального органа, так и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Территориальные органы могут передавать исполнение части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, что определяется договором, заключаемым между федеральным органом исполнительной власти и Правительством или Администрацией субъекта.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Он обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции
(устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской
Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской
Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта
Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации осуществляет следующие полномочия: осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета
130 субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально- экономического развития субъекта Российской Федерации; формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с Федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции РФ.
Во главе органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации стоит высшее должностное лицо субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации): представляет субъект Российской
Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации; обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта Российской
Федерации; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской
Федерации) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса.
Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской
Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.