Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3323
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
131
Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.
Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом Российской
Федерации.
Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации) и отрешенный от этой должности Президентом Российской
Федерации, в течение двух лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа
Президента Российской Федерации об отрешении его от должности и до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской
Федерации.
Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта
Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти
132 субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований.
Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз.
Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта
Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводятся в соответствии с Федеральным законом
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта
Российской Федерации.
Полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ гражданин
РФ наделяется по представлению Президента РФ законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.
133
При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции
(уставу) субъекта Российской Федерации.
В случае признания выборов высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) несостоявшимися или недействительными повторные выборы проводятся в сроки, установленные
Федеральным законом
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации». В этом случае до вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации) исполнение обязанностей высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется лицом, назначенным Президентом Российской Федерации.
Отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) возможен по одному из следующих оснований: а) нарушение высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) законодательства
Российской Федерации и (или) законодательства субъекта Российской
Федерации, факт совершения которого установлен соответствующим судом.
Отзыв по данному основанию не освобождает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; б) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей, установленное соответствующим судом.
Президент Российской Федерации вправе отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской
Федерации) в случае неисполнения им решения
Конституционного Суда Российской Федерации, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта
134
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), если указанное решение не исполнено в течение одного месяца со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок.
§6.5. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере
исполнительной власти
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ является главой государства и в этом качестве выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной неприкосновенности, обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти.
Конституция РФ наделяет Президента РФ, как главу государства, рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. В соответствии со ст. 83
Конституции РФ он:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя
Правительства Российской Федерации;
2) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
Российской Федерации;
3) принимает решение об отставке Правительства Российской
Федерации;
4) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка Российской Федерации;
5) по предложению Председателя Правительства Российской
Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей
Председателя
Правительства
Российской
Федерации, федеральных министров;
6) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора
Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской
135
Федерации; назначает судей других федеральных судов;
7) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской
Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
8) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
9) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
10) назначает и освобождает полномочных представителей Президента
Российской Федерации;
11) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил
Российской Федерации;
12) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами РФ и
Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных органов исполнительной власти
РФ, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов.
В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии
Президент РФ вводит на всей территории либо ее части военное положение.
При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»
58
, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.
В соответствии со ст. 85 Конституции РФ, Президент Российской
Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации. В случае отсутствия согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Помимо этого,
Президент
Российской
Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции
58
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ
РФ
–
2001
–
4 июня
–
№ 23
–
Ст. 2277.
136
Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
По вопросам своей компетенции Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской
Федерации. Правовые акты Президента РФ не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам.
Согласно Указу Президента РФ от 28 марта 2011 года №352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний
Президента РФ», в указах и распоряжениях Президента РФ содержатся поручения, в которых указываются фамилия и инициалы должностных лиц, несущих персональную ответственность за своевременное и надлежащее их исполнение, а также сроки исполнения.
Указания Президента РФ оформляются в виде резолюций. В случае если в указании Президента РФ не определен срок его исполнения, он устанавливается Руководителем администрации Президента РФ либо помощником Президента РФ – начальником Контрольного управления.
Исполнитель – руководитель федерального органа исполнительной власти, иного федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта РФ обязан не позднее установленного срока представить доклад на имя Президента РФ, в котором должны быть отражены конкретные результаты исполнения поручения или указания Президента РФ.
Руководитель администрации Президента РФ или помощник Президента РФ
– начальник Контрольного управления регулярно информирует Президента
РФ о ходе исполнения его поручений или указаний и в случае несвоевременного или ненадлежащего их исполнения вносит предложение о привлечении виновных лиц к ответственности.
По инициативе Президента РФ сформированы федеральные округа и учрежден институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.
Федеральные округа образованы путем объединения территорий нескольких субъектов РФ, сопредельных в географическом смысле и с учетом их экономической общности и представляют собой новое звено в системе российского федерализма, объединяющее по названным признакам региональные (территориальные) органы исполнительной власти. Всего образовано девять федеральных округов: Северо-Западный, Центральный,
Сибирский, Дальневосточный, Приволжский, Южный, Уральский, Северо- кавказский, Крымский.
Полномочный представитель Президента РФ назначается в каждом