Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3321
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
137 федеральном округе и действует на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента РФ», в соответствии с которым полномочный представитель является федеральным государственным служащим, входит в состав Администрации Президента Российской Федерации и в связи с этим обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.
Его основными задачами являются:
• организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом
Российской Федерации;
• организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
• обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики
Президента Российской Федерации;
• представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений
59
Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им
Администрация
– государственный орган, обеспечивающий деятельность
Президента
Российской
Федерации необходимыми организационными и информационными условиями и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента Российской
Федерации.
В составе Администрации действуют структурные подразделения, включая управления. Среди них наиболее существенна роль Государственно- правового управления, Контрольного управления и Управления Президента
РФ по обеспечению конституционных прав граждан. Первое из них ведет юридическую работу: подготовку проектов нормативных указов Президента, обеспечение его правовой информацией и т.д. Функции второго связаны с осуществлением контроля за исполнением указов Президента РФ органами исполнительной власти. Третье содействует Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
59
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе
Президента РФ» // СЗ РФ. – 2000. – 15 мая. – № 20. – Ст. 2112.
138
Вопросы для самоконтроля
1. Какие задачи выполняют исполнительные органы власти?
2. Какие виды органов исполнительной власти вы знаете?
3. Дайте определение Правительства. Раскройте основные задачи
Правительства России.
4. Что представляют собой территориальные федеральные органы?
5. Какие полномочия Президента Российской Федерации в сфере
исполнительной власти вы знаете?
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ
«О Правительстве РФ».
3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О
чрезвычайном положении».
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ
«О Правительстве РФ.
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О
полномочном представителе Президента РФ».
6. Алёхин А. П. Административное право России : учебник /
А. П. Алёхин, А. А. Кармолицкий. – ЦКД : «Зерцало-М», 2013.
7. Россинский Б. В. Административное право : практикум /
Б. В. Россинский, Н. Г. Гончарова. – М. : Эксмо, 2006.
139
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 16
Глава 7. Государственные служащие как
субъекты административного права
§7.1. Государственная служба в Российской Федерации: система и принципы.
§7.2. Поступление и прохождение государственной службы, основания прекращения служебной деятельности.
§7.3. Государственная гражданская служба.
§7.4. Особенности прохождения военной службы.
§7.5. Правоохранительная служба.
§7.1. Государственная служба в Российской Федерации:
система и принципы
Государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность граждан РФ на специально образуемых должностях в органах государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Профессионализм государственных служащих означает, что гражданин РФ должен получить комплекс определенных знаний, которые в дальнейшем сможет применить при практической реализации органом власти своих задач и функций.
Законодательство о государственной службе представляет собой двухуровневую систему, которая состоит из Конституции Российской
Федерации, Федерального закона «О системе государственной службы РФ», федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской
Федерации и конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 2003 г. «О системе государственной службы РФ»
60
, государственная служба Российской
Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан
Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской
Федерации и ее субъектов; федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая
60
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации» // СЗ РФ
–
2003
–
2 июня
–
№ 22
–
Ст. 2063.
140 обеспечение исполнения полномочий лицами, замещающими должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из данного определения, следует выделить следующие признаки государственной службы:
• в определении понятия государственной службы ведущим признаком является профессиональная деятельность, под которой понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, профессиональной подготовки, подтверждаемой соответствующими документами, а именно: дипломом об образовании, трудовой книжкой с указанием характера и рода выполняемой работы, а также рекомендаций.
Профессиональная деятельность означает также непрерывное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на соответствующих государственных должностях;
• в рамках государственной службы осуществляется деятельность по реализации функций и полномочий государственных органов;
• эта служебная деятельность направлена на обеспечение эффективной работы конкретных государственных органов;
• эта деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
• это служебная деятельность по оказанию различного рода услуг неопределенному кругу лиц.
Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» в ст. 2 устанавливает, что государственная служба Российской Федерации включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба, которая, в свою очередь, подразделяется на:
1) федеральную государственную гражданскую службу;
2) государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
государственная военная служба (которая может быть только федеральной);
государственная правоохранительная служба (также может быть только федеральной).
Указанный Федеральный закон дает следующую характеристику этих видов государственной службы:
Государственная гражданская служба – вид государственной службы,
141 представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации
– профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской
Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта
Российской Федерации.
Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него работу по реализации задач и функций государства, попадая под специальный правовой режим. Поэтому, хотя служащие и занимают государственные должности в конкретных государственных органах и реализуют полномочия именно тех государственных органов, в которых они в данный момент состоят на
142 службе, тем не менее, государственную службу нельзя понимать как службу конкретным государственным органам или должностным лицам.
Государственная служба осуществляется в аппаратах органов власти, реализующих от имени государства его задачи и функции.
Законодательство о государственной службе образует система нормативных правовых актов, регулирующих поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение государственно- служебных отношений. Оно состоит из:
1.
Конституции РФ, которая закрепляет:
верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4, ст.15);
единство системы государственной власти и разграничение предметов ведения ее субъектов (п. 3 ст. 5);
приоритет прав и свобод человека и гражданина и их непосредственное действие (ст. 2, 18 и т.д.);
равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе любого вида без ограничений (см. ст. 19, ст.32 п.4).
Конституция РФ устанавливает, что федеральная государственная служба в соответствии с п. «т» ст. 71 находится в федеральном ведении, а в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с п. «л» ст. 72 – кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат.
2. Федерального закона «О системе государственной службы
Российской Федерации», в соответствии с которым принят Федеральный закон 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской
Федерации»
61
До принятия отдельного Федерального закона о военной службе порядок поступления на нее, ее прохождения и прекращения регулируется
Федеральными законами 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»
62
и «О статусе военнослужащих»
63
Особенности прохождения государственной службы гражданами в субъектах Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. с учетом последующих редакций «Об общих принципах
61
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской
Федерации» // СЗ РФ
–
2004
–
2 августа
–
№ 31
–
Ст. 3215.
62
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ
–
1998
–
30 марта
–
№ 13
–
Ст. 1475.
63
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ
–
1998
–
1 июня
–
№ 22
–
Ст. 2331.
143 организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации»
64
• Помимо федеральных законов, вопросы организации государственной службы Российской Федерации всех видов регулируются
Указами Президента РФ. Например, Указ Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
• К числу подзаконных актов относятся также Постановления
Правительства РФ. Например, Постановление Правительства от 5 ноября
1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти»
65
В число нормативных правовых актов включают также ратифицированные международные соглашения и договора, что отвечает требованиям п. 4 ст. 15 Конституции РФ, например, Международный Пакт
«О гражданских и политических правах» 1968 г. (действует с 1976 г.)
66
;
Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1968 г. (действует с 1976 г.)
67
, но исключает Конвенцию МОТ «О трудовых отношениях на государственной службе» 1978 г., которую
Российская Федерация так и не ратифицировала
68
Принцип – центральное понятие, руководящая идея, основание системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на все реалии той области, в которой сформирован.
Федеральным законом 2003 г. «О системе государственной службы
РФ» установлены следующие принципы государственной службы:
• принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (ст. 5, 11, 77 Конституции РФ);
64
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» // СЗ РФ
–
1999
–
18 октября
–
№ 42
–
Ст. 5005.
65
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 1995. – 13 ноября. –
№ 46. – Ст. 4450.
66
Международный Пакт «О гражданских и политических правах» Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) //
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978. –, Вып. XXXII. – С. 440.
67
Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (Нью-Йорк, 19 декабря
1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978 г. – Вып. XXXII. – С. 36.
68
Конвенция Международной Организации Труда N 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» ( Женева, 27 июня 1978 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II : cборник. – Женева,
Международное бюро труда, 1991.