Файл: Учебное пособие Одинцово 2015 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3319
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
144
• принцип законности (ст. 15 Конституции РФ), под которым понимается верховенство Конституции Российской Федерации и
Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными органами должностных обязанностей и обеспечении их прав. Обязанность всех органов государственной власти, всех государственных служащих соблюдать
Конституцию РФ и федеральные законы на территории Российской
Федерации является необходимым условием функционирования государства и реализации законности. Решения органов государственной власти и их должностных лиц, противоречащие Конституции РФ и предписаниям федеральных законов, признаются недействительными с момента их принятия;
• принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 18
Конституции РФ), а также обязанности государственных органов и их должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности государственных служащих;
• принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе (ст.19, п. 4 ст. 32 Конституции РФ) в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении на государственную службу ее прохождении запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
• принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Единство государственной службы Российской Федерации обеспечивается системой органов государственной службы и едиными задачами. Принцип единства основных требований осуществляется также посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы;
• принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы (ст. 3, 12, 131 Конституции РФ);
• принцип гласности – открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Закон закрепляет обязанность государственных служащих предоставлять информацию. В
145 соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем
Федеральный закон закрепляет и определенные ограничения, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию.
Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности;
• принцип профессионализма и компетентности государственных служащих (основной критерий, который используется при отборе кандидатов на вакантную государственную должность);
• принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и их должностных лиц, так и иных физических и юридических лиц. Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру.
Должности государственной службы подразделяются на:
должности федеральной государственной гражданской службы;
должности государственной гражданской службы субъекта
Российской Федерации;
воинские должности;
должности правоохранительной службы.
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.
Должности государственной службы распределяются по группам и
(или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Государственная должность – это специально созданная в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ должность в органах государственной власти с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, ежемесячным денежным вознаграждением и наличием мер ответственности за неисполнение своих обязанностей.
Согласно Федеральному закону 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», все должности государственной службы
146 можно разделить на следующие виды:
• должности государственной гражданской службы:
- должности федеральной государственной гражданской службы;
- должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
• должности военной службы;
• должности правоохранительной службы.
Законодатель подразделяет все государственные должности на 5 групп:
1) младшие;
2) старшие;
3) ведущие;
4) главные;
5) высшие.
Особенностью государственной службы лиц, отнесенных к 4 и 5-й группам, является необходимость выполнения нескольких социальных ролей: политика, эксперта и аналитика, специалиста в своей сфере профессиональной деятельности и руководителя-управленца, возглавляющего коллектив государственных служащих.
Квалификационные требования включают и образовательный ценз. От претендентов на высшие и главные государственные должности законодатель требует наличия дополнительного высшего профессионального образования по профилю. Решение о равноценности образования и ранжировании дипломов высших учебных заведений применительно к таким должностям принимает федеральный орган – Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ.
Для замещения ведущих и старших государственных должностей государственной службы требуется наличие высшего профессионального образования по специальности "государственное управление", либо по специализации государственной должности, либо иное высшее образование, признанное равноценным.
Для замещения младших государственных должностей государственной службы достаточно среднего профессионального образования по специализации или образования, признанного равноценным.
Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.
Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
147 а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Федеральный государственный служащий
– гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание
(вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской
Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта
Российской
Федерации и получающий денежное содержание
(вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта
Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем федерального государственного служащего является
Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта
Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации.
На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.
Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.
В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:
на неопределенный срок;
на определенный срок;
на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.
Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также
148 другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.
Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации о государственной службе.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
§7.2. Поступление и прохождение государственной службы,
основания прекращения служебной деятельности
Прохождение государственной службы включает:
1. Поступление на государственную службу.
2. Прохождение государственной службы (карьерный рост).
3. Прекращение государственно-служебных отношений.
I. Поступление на государственную службу.
В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы» поступление на государственную службу осуществляется на конкурсной основе, а также в соответствии с установленным порядком замещения вакантных должностей государственной службы.
Право поступления на государственную службу всех видов по общему правилу имеют все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством о государственной службе Российской Федерации. При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускаются какие-либо
149 ограничения по признакам ст. 19 Конституции РФ, а также преимущество в зависимости от этих признаков и других обстоятельств, если данные граждане Российской Федерации отвечают критериям, закрепленным в законодательстве. Положение о равенстве прав граждан на замещение должностей не исключает некоторых ограничений. Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе, если: а) он признан недееспособным или ограниченно дееспособным судом; б) решением суда он лишен права занимать государственные должности в течение определенного срока; в) имеется заключение медицинского учреждения о наличии заболеваний, препятствующих выполнению должностных обязанностей; г) наличие близкого родства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственным подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Поступление оформляется приказом и служебным контрактом о назначении гражданина на государственную должность государственной службы Российской Федерации. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной службы.
Под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя (соответствующего государственного органа) и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу.
Права и обязанности сторон по служебному контракту определяются
Федеральными законами «О системе государственной службы», «О государственной гражданской службе» и Указом Президента от 16 февраля
2005 г. «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
В соответствии с названными актами контракт может заключаться: а) на неопределенный срок; б) на определенный срок; в) на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования; г) на определенный срок государственной службы после окончания образовательного учреждения профессионального образования.
При поступлении на государственную службу в отдельных случаях может устанавливаться испытательный срок (обычно 3 месяца). Такое возможно, например, когда гражданин РФ впервые поступает на
150 государственную службу, а также в случае перевода на государственную службу иной группы или специализации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" при замещении вакантной государственной должности государственной службы может быть объявлен конкурс, который призван обеспечить равный доступ к государственной службе. Конкурс объявляется, если граждане, заявившие об участии в нем, полностью соблюдают условия поступления на службу – имеют требуемый возраст, отсутствуют противопоказания по приему на государственную службу, имеют все необходимые документы для поступления на государственную службу. В конкурсе имеют право участвовать все государственные служащие независимо от того, какие должности они занимают. Создается конкурсная комиссия, которая и оценивает участников конкурса на основе: а) документов об образовании; б) документов о прохождении государственной службы и стажа работы по специальности; в) рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представление которых является обязательным по решению государственного органа, осуществляющего конкурс.
Состав конкурсной комиссии утверждается руководителем государственного органа и формируется так, чтобы была исключена возможность конфликтов интересов, которые повлияли бы на решение конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано претендентом в суд.
II. Прохождение государственной службы.
При прохождении государственной службы проводится аттестация государственных служащих в целях подтверждения их профессионального уровня. Это деятельность, в процессе которой созданная решением руководителя государственного органа аттестационная комиссия выявляет степень соответствия служащих занимаемой должности, производит оценку его деловых, личных и нравственных качеств, а также подводит итоги его служебной деятельности. Аттестация позволяет не только подтвердить профессиональный уровень подготовки государственного служащего, его соответствие занимаемой должности, но и обеспечить карьерный рост государственного служащего. В соответствии с Указом Президента от 1 февраля 2005 г. "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" аттестация проводится раз в три года.